Нейропсихологический подход в диагностической деятельности специалиста.
презентация к уроку

Митрофанова Валерия Александровна

Презентация для выступления на ГМО педагогов-психологов г. Нижний Тагил по теме «Нейропсихологический подход в диагностической деятельности специалиста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 24.01.2018_neyropsihologicheskaya_diagnostika.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели и задачи обследования Цель: Обследование состояния устной и письменной речи в совокупности проявлений. Задачи: 1. Дать характеристику устной речи. 2. Установить наличие специфических ошибок в письме и чтении (в случае сформированности навыков), в письменной речи или прогнозировать их возникновение. 3. Предположить: возможности речевой мотивационно-регулятивно-контрольной деятельности; механизм проявляющихся речевых нарушений; состояние других, не только речевых, высших психических функций.

Слайд 2

4. Определить направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с логопедическим заключением. ► По результатам обследования устной речи (учащиеся 1-х классов) и письменной речи (учащиеся остальных классов) формулируется логопедическое заключение :

Слайд 3

Логопедическое заключение (аббревиатура) Характеристика Прогноз Фонетическое нарушение речи (ФНР). Изолированное нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков). Письмо не будет нарушено. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков), недоразвитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Письмо может быть нарушено. Фонематическое недоразвитие речи. Недоразвитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Письмо может быть нарушено.

Слайд 4

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). Системное недоразвитие всех сторон речи (фонетико-лексико-грамматическое). Письмо, письменная речь может быть нарушена. Общее недоразвитие речи (ОНР). Системное недоразвитие речи в выраженной форме. Письмо, письменная речь будет нарушена Нарушение письма и (или) чтения, обусловленное (Ф)ФН. Наличие специфических ошибок на уровне звука, буквы, слова обусловлено (фонетико)фонематическим недоразвитием устной речи. Факт нарушения письма. Нарушение письменной речи, обусловленное (НВ) ОНР. Наличие специфических ошибок на всех языковых уровнях обусловлено недоразвитием всех сторон устной речи. Факт нарушения письма, письменной речи.

Слайд 5

Рекомендации к проведению обследования 1 . Обследование устной речи не должно ограничиваться только констатирующим сбором информации Задача учителя-логопеда: определить не только имеющийся уровень речевого развития ребенка, но потенциальные возможности, «зону ближайшего развития»

Слайд 6

оценить степень обучаемости ребенка (восприимчивость к различным видам помощи). Акцентировать внимание на аргументацию ответа, особенно, когда выполнение задания затруднено, что позволяет определить речевые способности и уточнить интеллектуальные возможности детей (вербально логическое мышление).

Слайд 7

Учитывать взаимодействие речи с другими ВПФ , чтобы предположить возможный механизм нарушения (уточняющая диагностика у нейропсихолога) и дать верное заключение, определить адекватные направления и эффективные приемы работы. Акцентировать внимание на психофизиологическую готовность детей к обучению в целом.

Слайд 8

Не торопиться делать окончательное заключение, особенно в сложно диагностируемых случаях (стертые или комбинированные формы речевой патологии, вторичная задержка речевого развития), т. к.: ■ обследование ограничено во времени; ■ проводится в незнакомой для большинства детей ситуации; ■ нет значимой для учителя-логопеда информации о динамике в процессе коррекционной работы.

Слайд 9

Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определёнными системами головного мозга. Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацеленное на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами.

Слайд 10

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения ГМ (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Слайд 11

Первичный нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, непосредственно связанной с поражением определенного нейропсихологического фактора. Вторичный нейропсихологический симптом – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системной взаимосвязи.

Слайд 12

Лурия условно разделил мозг на 3 отдела 1 блок мозга – подкорковые структуры – энергетический блок (закладывается внутриутробно). Его значение : обеспечение общего активационного фона, на котором реализуются ВПФ; внимания и сознания в целом; процессов памяти с кодированием и хранением всей чувственной информации; мотивационные и эмоциональные процессы (страх, боль, гнев, удовольствие). Этот блок воспринимает и перерабатывает всю информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью биохимических механизмов.

Слайд 13

При недоразвитии 1 блока у детей наблюдается: вялость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к невротическим реакциям, нарушение двигательной сферы, в том числе синкенезии, дизартрии, гипер– или гипотонус, повышенная частота инфекционных заболеваний и аллергических проявлений (снижен иммунитет, нарушения желудочно-кишечного тракта). Терапия таким детям нужна до 15 лет. Большинство детей в группе риска рождаются с нарушением 1-го блока. У многих нарушаются пространственные соотношения.

Слайд 14

2 блок – блок приёма, переработки, хранения информации, которая идёт от внешней среды (висок, темя, затылок). включает центральные отделы основных анализаторных систем: зрительной, слуховой кожно-кинестетической Функционально значение блока: обеспечение операционально-технической стороны любой психической деятельности (увидеть, услышать, составить высказывание).

Слайд 15

При нарушении 2-го блока Агнозия, апраксия, афазия; вторично – аграфия, алексия, акалькулия. Несформированность сенсомоторных координаций. Бедность, однообразность, недифференцированность движений. Пр.:Не понимают смысл сюжетной картинки – всё видят по отдельности. Физический слух в норме, нарушение фонематического слуха.

Слайд 16

3 блок – программированные регуляции и контроль за протеканием психической деятельности (лобные доли). Все двигательные программы, задумки, идеи идут через этот блок. Объединён со всеми отделами головного мозга. Окончательно созревает к 20-21 году.

Слайд 17

При нарушении 3-го блока повышенная отвлекаемость вплоть до полевого поведения; различные нарушения эмоциональной сферы; безразличие ко всякого рода деятельности; трудность переключения с одного умственного действия на другой. Неспособность к решению смысловых задач. Нарушения письма, счёта, чтения, упрощение любой программы деятельности, персеверации (настойчивое воспроизведение, повторение какого-либо действия, мысли, переживания, часто вопреки сознательному намерению).

Слайд 18

Все блоки находятся в постоянном взаимодействии – вся психическая деятельность. Условно говоря, можно коротко описать блоки так: 1 бок – Я ХОЧУ 3 блок – Я МОГУ 2 блок – Я СДЕЛАЮ

Слайд 19

Нейропсихологическое диагностическое исследование Сбор анкетных данных больного Стандартизированная беседа Оценка психического статуса больного Анализ нейродинамических показателей Анализ произвольной регуляции деятельности Оценка латеральной организации моторных и сенсорных функций Анализ непроизвольного и произвольного внимания Исследование гнозиса (зрительного, зрительно-пространственного, тактильного , соматогнозиса, слухового) Исследование праксиса Исследование речевых функций Исследование мнестических функций Исследование системы счета Исследование интеллектуальной деятельности Исследование особенностей эмоциональной сферы

Слайд 20

Для чего нужна нейропсихологическая диагностика? Обследование ребенка должно заканчиваться не простым описанием трудностей (возникающих у него при формировании умений и навыков) а вычленением механизма и причины этих трудностей и дефектов

Слайд 24

Нейропсихологическое изучение предусматривает -анализ причин недоразвития речи, -причин школьной неуспеваемости, связанной с индивидуальными особенностями онтогенетического развития мозга, -для выявления возможных механизмов компенсации расстройств психических функций, -оценки динамики коррекционного обучения и решения проблемы предупреждения недоразвития функциональных систем психики ребенка. -направлено на выявление и оценку состояния отдельных психических функций, -на качественный анализ симптомов, выделение первичных симптомов и анализ их следствий

Слайд 25

Л. С. Цветкова и А.Р. Лурия в 1960 е годы показали роль нейропсихологии в решении проблемы в неуспеваемости детей дошкольного и школьного возрастов.

Слайд 26

На сегодняшний день существует Луриевская батарея тестов, разработанная и апробированная сотрудниками лаборатории нейропсихологии МГУ под руководством Т. В. Ахутиной для обследования детей 6-9 лет . Данное нейропсихологическое обследование позволяет исследовать работу трех блоков головного мозга: блока программирования и контроля; блока приема, переработки и хранения информации, а также энергетического блока. На основе полученных результатов строится стратегия коррекционно-развивающей помощи.

Слайд 27

Принципиальной стратегией методов развития ВПФ является «выращивание слабого звена при опоре на сохранные звенья в процессе специально организованного взаимодействия», где «взрослый сначала берет на себя выполнение функций слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному относительно слабого звена».

Слайд 28

Взаимодействие «взрослый — ребенок» строится согласно следующим параметрам: от совместного действия к самостоятельному действию; от действия по внешней программе (инструкции взрослого) к действию по внутренней (интериоризированной) программе от развернутого поэлементного выполнения и контроля действий к их свернутым формам.

Слайд 32

Т. В. Ахутина и коллеги предлагают различные методики для развития и коррекции ВПФ, среди которых можно выделить методику «Школа внимания» для развития функции программирования и контроля и др.

Слайд 33

А. В. Семенович и коллеги разработали «Метод замещающего онтогенеза», который заключается «в соотнесении актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены». Мишенью данного метода являются телесные, органные, оптико-пространственные взаимодействия, для развития которых используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая нейропсихологические, телесноориентированные, восточные (йога, тай-чи и т. п.) психотехники.

Слайд 34

Т. Г. Горячева и А. С. Султанова разработали метод сенсомоторной коррекции при различных отклонениях психического развития, основной принцип которого «оптимизация хода психического онтогенеза через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка. С помощью специальных упражнений (двигательные, тактильные, дыхательные, глазодвигательные и др.) достигаются нормализация активации нервной системы, улучшение функционального статуса подкорково-стволовых структур и коры мозга, развитие межструктурных мозговых связей (корково-подкорковые, межполушарные и др.)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

Нейропсихологический подход к трудностям письма

Классификация дисграфий на основе нейропсихологического подхода позволяет установить причинно-следственные связи трудностей на письме....

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...

Нейропсихологический подход к нарушению письменной речи учащихся

Нейропсихологический подход позволяет разработать специфические, индивидуальныекоррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаим...

Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"

Давыдова Н.И. Тема выступления "Развитие зрительного образа предмета посредством использования техники нитяной графики в работе с детьми с СДВГ" в рамках семинара-практикума "Нейро...

Нейропсихологический подход к коррекции речевых нарушений

Данная статья поможет подробно раскрыть причины неуспеваемости обучающихся в начальном школьном звене...