Практико-ориентированные подходы в обучении биологии.
статья

Данная статья раскрывает практическую связь науки биологии. Показывает необходимость практико - ориентированного подхода на занятиях по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированные подходы в обучении биологии.

Долинко О.В. преподаватель биологии,

                                                                              ГАПОУ СО «Саратовский

                                                                                      политехнический колледж».

В условиях нового ФГОС третьего поколения утверждаются качественно иные принципы организации обучения. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования долгое время строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Традиционная триада должна дополняться новой дидактической единицей: «Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности».

Актуальность данной темы в том, что долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря знаниям, они станут успешными специалистами. Типичное высказывание работодателя о качестве подготовки специалистов: «Я беру, – говорит он, – на работу в основном, выпускников с красными дипломами, но они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они абсолютно не умеют применять их на практике». Причин здесь может быть несколько. [4]

Во-первых, для работы нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист.

В самом общем смысле практико - ориентированное обучение – это соотношение теоретического и практического обучения в процессе изучения любой общеобразовательной дисциплины. Практика – это деятельность, которая сопровождается вырабатыванием определенных навыков. О необходимости применения в обучении методов, основанных на практической деятельности, писал еще Ян Амос Коменский. Он различал в обучении мышление, речь и деятельность, подчеркивая целесообразность правильного соединения знаний с практическими действиями. Проблеме практико-ориентированного подхода в обучении уделяли внимание такие педагоги, как Гвоздева Е. Е.Гузеев, В.В.Калугина И.Ю, Селевко Г.К. и другие.

     И.Ю Калугина даёт определение практико – ориентированного обучения как дидактического подхода к обучению учащихся, основанного на единстве эмоционально образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования, эмоционального и познавательного компонентов при выполнении творческих заданий. Содержание обучения в рамках практико-ориентированного подхода — это особым образом организованная система осваиваемой деятельности, определяемая жизненными потребностями и ориентированная на овладение «функцией» знаний - использование знаний в мышлении и практической деятельности и реализацию социальной функции в обучении. [3]

  Основой практико-ориентированного образования является деятельностно-компетентностный подход, который в отличие от традиционного образования, предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. [4]

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения обучающихся обусловлена следующими обстоятельствами:

• в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;

• в процессе взаимодействия в системе «учитель - ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;

• система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности. [1]

Для реализации   поставленной цели – формирование практико -ориентированного подхода в обучении биологии, я поставила перед собой следующие цели: разработка уроков с практической направленностью; развитие у студентов умения наблюдать, сравнивать, решать задачи и делать выводы; формирование умений действовать в социально значимой ситуации.

Для проведения аудиторных занятий необходимо создавать условия практико-ориентированного обучения. Иначе теория без закрепления ее на практике, так и останется теорией, и затеряется в глубинах нашей памяти.  Это можно достичь с помощью применения различных форм и методов организации учебного процесса. Приведу несколько примеров фрагментов уроков по биологии с практико – ориентированной направленностью, которые мною были проведены.

Урок по теме: «Бионика». Тип урока: урок открытия нового знания. Форма организация учебной деятельности: групповая. В изучение нового материала вводится практическая и демонстрационная работа, которая позволяет передать студентам практическую направленность занятия. Очень часто мне приходилось слышать от студентов: «Ой! Зачем нам «слесарям», «станочникам» биология?! Нам (мне) это никогда не пригодится! После проведенного данного урока у обучающихся складывается совсем другое мнение о биологии и ее значимости.

Природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей. Раньше люди были не способны увидеть то, что находится у них буквально перед «носом», но современные технические средства и компьютерное моделирование помогает хоть немного разобраться в том, как устроен окружающий мир, и попытаться скопировать из него некоторые детали для собственных нужд. Возникла целая наука «Бионика» -

 прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов, свойств, функций и структур живой природы. На уроке по теме «Бионика» в группе обучающихся по специальности «станочник», перед студентами была поставлена цель: создание «руки – манипулятора» (протеза), показывая взаимосвязь науки биологии и техники и связь теории и практики. Реализация творческого проекта создание руки – манипулятора, осуществлялась последовательно и состояла из самостоятельной работы с текстом по изучению строения кисти человека. Студенты должны были ответить на вопросы: Какое строение имеет кисть человека? Какое строение имеют конечности: птицы, ящерицы и приматов? Что общего в строение конечностей этих классов живых организмов? Что обеспечивает движение пальцев конечности руки? Какую функцию выполняет кисть руки у человека и животных? Чем отличается конечность приматов от представителей других хордовых? Можно ли создать искусственную конечность? (да, она называется манипулятор). Люди какой профессии работают над созданием такой руки?  (конструкторы, инженеры). Что мы должны знать и на какие науки делаем упор при создании кисти – манипулятор (биология и техника).  Для создания руки - манипулятор были использованы гофрированные трубки, скотч, ножницы и нитки. В чем практическое значение данного изобретения в современном мире? Можно ли говорить о необходимости данного изобретения для человечества? Как знания теоретического материала помогло вам при выполнения практической части урока?

И это не единственная идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач на практике. На пример для студентов, обучающихся по профессии «Парикмахер» была предложена практическая задача, в форме урок-Что? Где? Когда? («Черный ящик»): в один из летних дней 1948 года любитель горных восхождений и страстный натуралист Жорж де Мистраль вышел с собакой на прогулку. Прогулка эта принесла ценные плоды в прямом и переносном смысле. Туристы вернулись домой облепленные с головы до ног колючими плодами репейника. Событие, казалось бы, самое обыкновенное. Однако, очищая себя и своего четвероногого друга от надоедливых непрошеных наездников, Мистраль обратил внимание на то, что крепче всего колючки держатся на ткани там, где она ворсистая. Изобретательный швейцарец решил изготовить на этом принципе, что?  Ответ: застёжка-липучка - копия приспособлений семян репейника для распространения в среде обитания. Пеньюары, пелерины, фартуки мы не можем теперь представить без застежки – липучки. А ткань из которой сшиты эти парикмахерские принадлежности – Болонь. Лист лотоса стал одним из прототипов изготовления этой ткани, благодаря свойствам его листьев удалять с поверхности воду и любые загрязнения.

     Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Необходимо создать на занятии реальную или воображаемую жизненную ситуацию и предложить студенту действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется обучающемуся знакомой, он принимается за выполнение предложенного задания без страха и сомнения. Но в какой-то момент он обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса. Студенты задают вопросы, демонстрируют искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы.  Приведу несколько примеров задач по теме «Генетика» для студентов из личной практики, обучающихся по профессии «Повар».

Задача №1. При анализе крови ребенка А. (возраст – 5 суток) был поставлен диагноз фенилкетонурия. Предоставьте план лечения и рекомендации молодым родителям.

Решение: при своевременной диагностике патологических изменений можно полностью избежать, если с рождения и до полового созревания ограничить поступление в организм фенилаланина с пищей. Позднее начало лечения хотя и даёт определённый эффект, но не устраняет развившихся ранее необратимых изменений ткани мозга. Некоторые из современных газированных напитков, жевательных резинок и лекарственных препаратов содержат фенилаланин в форме дипептида (аспартам), о чём производители обязаны предупреждать на этикетке. Так, например, на этикетках ряда безалкогольных напитков компании «ПепсиКо» («Пепси», «Миранда» и др.), производимых в России, после указания состава и пищевой ценности 100 мл напитка приводится следующее предупреждение: «Содержит источник фенилаланина. Противопоказано применение при фенилкетонурии». При рождении ребёнка возможно обнаружение фенилкетонурии, и, как следствие, возможно раннее начало лечения для предотвращения необратимых последствий. Лечение проводится в виде строгой диеты от обнаружения заболевания как минимум до полового созревания, многие авторы придерживаются мнения о необходимости пожизненной диеты. Диета исключает мясные, рыбные, молочные продукты и другие продукты, содержащие животный и, частично, растительный белок.

Задача№2. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха.

Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей (здоровых)? От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной может ли родиться здоровый ребенок?

Знание генетики человека позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами в случаях, когда один или оба супруга больны или оба родителя здоровы. С обучающимися на занятиях мы решаем задачи наследования таких заболеваний, как: гемофилия, дальтонизм, катаракта (заболевание глаз) и другие.

Задача № 3. Решение задач на определение группы крови человека.     

 Вы оказались в такой неординарной ситуации в родильном доме перепутали двух девочек. Родители С. и М. имеют 1 и 2 группу крови, родители А. и В. – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто ваша дочь.

Решение:

 Родители С. и М. с 1 и 2 группой крови могут иметь детей с 1 и 2 группой.

Родители А. и В. с 2 и 4 группой крови могут иметь детей с 2,3,4 группой.

Значит, ребенок с 1 группой принадлежит паре С. и М. Ребенок со 2 группой принадлежит паре А. и В.

   Лабораторные работы — это один из практических методов обучающего взаимодействия педагога со студентом. Данные занятия являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии. Во-первых, знания, полученные на лабораторно- практических занятиях, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти. Во-вторых, обучающиеся приобретают знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы, а не в готовом виде; в-третьих, в процессе лабораторных работ учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков; в-четвертых, лабораторные работы развивают у учащихся интерес к изучению природы; в-пятых, приучают учащихся доводить работу до определенного результата. В качестве примера приведу лабораторную работу по теме «Морфологические особенности растений различных видов».

Цель: 1. Обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида; закрепить умение составлять описательную характеристику 2-3 комнатных растений; определить и изучить видовой состав комнатных растений в кабинете биологи.

Как мы видим в самой постановке цели занятия уже осуществляется практико – ориентированный подход. Активную мыслительную деятельность у обучающихся вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия и изучения видового состава комнатных растений. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить. Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся к практико – ориентированной деятельности.

Оборудование: комнатные растения разных видов (узумбарская фиалка, герань, хлороффитум, монстера, традесканция, герань душистая, каланхоэ и т.д).

Ход работы: рассмотрите предложенные вам для работы 2-3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)

Работа осуществляется в группах, каждая группа описывает определенные виды комнатных растений.

План описания одного из видов комнатного растения.

  • Описание стебля (по форме: округлый, сплюснутый, четырехгранный; по направлению и характеру роста: прямостоячие, ползучие, лежачие, цепляющиеся, вьющиеся)
  • Форма листа (зубчатый, цельнокрайний, пильчатый, извилистый…)
  • Сложность листа (простое и сложное)
  • Жилкование листа (параллельное, сетчатое, дуговидное, пальчатое)
  • Тип корневой системы.
  • Описание строения цветка
  • Принадлежность к классу
  • Принадлежность к виду.

 Составить презентацию.

     Вывод: 1. Можно ли по одному морфологическому критерию определить              принадлежность к виду?

                    2. Выступить с сообщением по данному виду комнатного растения.

Правильная организация и проведение лабораторной работы позволяет добиться эффективного усвоения материала непосредственно на уроке. Данная работа послужила и развитию экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде. [1]

Лабораторная работа по теме: “ Морфологические особенности растений различных видов, послужила «толчком» для проектной, а в дальнейшем исследовательской работы студентов по теме «Влияние комнатных растений на здоровье человека». В процессе исследовательской работы студенты познакомилась с фитонцидными свойствами комнатных растений нашего учебного заведения. Узнали, что такое фитонциды и фитодизайн?  Познакомились с растениями, которые обладают лечебными свойствами. Не только изучила видовой состав растений нашего учебного заведения, но и разработала рекомендации по озеленению кабинетов. Правильно был сделан вывод по работе, что правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения, помогают создать здоровьесберегающую среду в помещении, оказывая положительное влияние на физическое состояние человека. Научный подход к расположению растений в интерьере учебных классов позволит грамотнее подойти к оформлению кабинетов, что может способствовать оздоровлению обучающихся и созданию комфортной обстановки в учебных помещениях. Народная мудрость гласит: «Если в доме цветы – значит, нет в нём беды». Помните, что растения в классах – не только для уюта, но и для здоровья!  

Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении биологии позволит сделать биологию не «сухой наукой», а инструментом, с помощью которого студент может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”. Новая технология и структура практико-ориентированного занятия позволяет поднять личностный интерес обучающихся к предмету, сделать обучение мотивированным и повысить качество обучения. Иоганн Вольфганг фон Гёте, говорил: «Недостаточно только получить знания, надо найти им применение».
     

Литература:

1.Ахмедова А.М Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-ekologicheskoy-kultury-podrostkov-v-polietnicheskoy-srede

2.Библиографическое описание: Гвоздева Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования [Текст] / Е. Е. Гвоздева //Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 21-25.

3.Калугина И.Ю Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2000 г.

4.Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...

Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"

  Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Практико-ориентированный подход в обучении биологии

О необходмиости усиления практической направленности в обучении биологии...

Методическая разработка Мастер-класс "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"

Презентационная аннотация методической разработки Методическое пособие «Практико – ориентированный подход в обучении биологии» 2018годДанная  разработка представляет собой масте...

«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»

Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач  ра...

«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»

Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...