План-конспект урока по сельскохозяйственному труду "Минеральные удобрения"
план-конспект урока (9 класс)

Николаева Татьяна Андреевна

План-конспект урока по сельскохозяйственному труду для детей с нарушением интеллекта. Тема урока "Минеральные удобрения". Тип урока - изучение новой темы или урок закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miner_udobreniya_otkr_urok.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Минеральные  удобрения».

    Цель урока: Формировать у учащихся представление о видах минеральных удобрений.

    Задачи:

1. Образовательная: закрепить знания об органических  и минеральных удобрениях, уметь применять полученные знания в практической деятельности, уметь планировать свою работу.

2.Коррекционная: развитие мышления, памяти, внимания через выполнение различных дидактических заданий.

3.Воспитательная: воспитание интереса к урокам сельскохозяйственного труда, уважительного отношения к труду.

    Новые слова: суперфосфат, аммиачная селитра, сульфат аммония, хлористый калий.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу не мешать.

2.Актуализация знаний учащихся.

-Чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке,  расшифруйте слово (удобрения)                      н у е д р о б я и

Фронтальный опрос. Работа по карточкам:

- Что называется удобрением? Выберите, на ваш взгляд, правильное определение удобрению из трех предложенных.

  • Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.
  • Удобрения – это различные вещества, применяемые для улучшения питания растений.
  • Удобрения- это все те вещества, которыми «подкармливают» растения.
  • Удобрения – это такие вещества, которые вносят в почву для роста и развития растений.

- На какие 2 группы делятся удобрения? (органические и минеральные удобрения)

-Что такое органические удобрения? Органические удобрения (от слова «организм») — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части  растений (перегной, торф).

- Они вредны для окружающих?  Органические удобрения экологически безвредны для почвы и растений. В них содержатся практически все необходимые для питания растений вещества: азот, фосфор, калий и т. д. Они, безо всякого сомнения, являются наиболее ценным материалом для подкормки растений.

- Где получают органические удобрения? Это остатки растительного и животного происхождения. Получают их на ферме, болоте, их можно сделать самим на огороде.

 Работа у доски.

На доске прикреплены таблички «Животноводческие фермы», «Компостная куча», «Птицеферма (птичник)». На столе лежат таблички Коровий навоз, конский навоз, Овечий навоз, Кроличий навоз, птичий помет, остатки сена, остатки растений, торф, свиной навоз, навозная жижа.  Выбрать табличку и прикрепить под той, где его получают.

-Что остался? (торф)

-Что такое торф?  органическое удобрение, полученное  из  гниющих остатков травы и деревьев– ТОРФ

-Где его добывают? На болоте.

 -Вывод: основные виды органических удобрений – это навоз, птичий помёт, торф и компост.

3. Изучение новой темы

-  Сегодня дальше продолжим повторять  об удобрениях. Итак,  тема нашего урока «Минеральные удобрения». На прошлых занятиях мы распознавали органические удобрения. Сегодня мы изучим виды минеральных удобрений и дадим им характеристику.

- Где получают минеральные удобрения? (на химических заводах)

Рассказ учителя с показом удобрений.

-Минеральные удобрения содержат элементы питания растений в виде минеральных солей.

-К числу элементов, без которых растения не могут расти, относят углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, железо и другие элементы питания. Углерод, водород и кислород растения берут из воздуха и воды, остальные элементы - из почвы. Больше других элементов растения поглощают из почвы азот, фосфор, калий. Например недостаток азота вызывает пожелтение листьев растений. Фосфор необходим для усиления роста, развития корней, повышения зимостойкости. Недостаток калия вызывает появление бурых пятен на листьях, отмирание листвы, плохо цветут, цветки отпадают. При их недостатке в почву вносят удобрения.

-Минеральные удобрения различаются по элементам, содержащимся в них: азотные, фосфорные, калийные. Если основным элементом является азот, то такое удобрение называется азотным, если фосфор – фосфорным, калий – калийным.

-Давайте разберем каждый вид в отдельности. Как же и из чего получают  удобрение?

Показ удобрений.

-Азотные удобрения получают на химических заводах, которые перерабатывают азот, добывая его из воздуха.

-Азотные удобрения: Аммиачная селитра     и   сульфат аммония.

-Аммиачная селитра представляет собой белый порошок, который очень хорошо впитывает влагу. В сырую погоду аммиачная селитра становится очень влажной, а когда высыхает, то из порошка превращается в плотные куски (слеживается). Поэтому их нужно хранить в плотных мешках, не пропускающих влагу, и в сухих помещениях. Аммиачная селитра хорошо растворяется в воде. Если растворить его с золой или содой и горячей водой, то  дает запах нашатырного спирта. На горящих углях вспыхивает желтым пламенем.

Сульфат аммония – белый сухой порошок, хорошо растворяется в воде. Сульфат аммония впитывает воду меньше, чем аммиачная селитра, при хранении не слёживается.

-Фосфорные удобрения получают из полезных ископаемых – фосфоритов.

-Основное и самое распространенное фосфорное удобрение – суперфосфат. Суперфосфат может быть в виде светло – серого порошка или небольших комочков. Эти комочков называют гранулами, а поэтому такой суперфосфат гранулированным. Суперфосфат медленно растворяется в воде. При растирании суперфосфата между пальцами на руках остается мелкий порошок, похожий на мел. При размешивании с водой и с мелом дает пену и шипит. Хранить суперфосфат нужно в сухом закрытом помещении.

-Калийные удобрения также получают из полезных ископаемых – калийной руды. На химических заводах калийную руду измельчают, а затем из нее выделяют калийную соль.

-Основное калийное удобрение – хлористый калий.  Хлористый калий представляет собой порошок розоватого  или светло – серого цвета, хорошо растворяется в воде, но не так быстро, как аммиачная селитра. Если бросить щепотку порошка хлористого калия на тлеющие угли, то раздается треск, но не горит. При хранении слеживается, поэтому его нужно хранить в сухом помещении.

-К калийным удобрениям относится также печная древесная зола. Это местное удобрение.

Название удобрения

Цвет

Растворимость в воде

Дополнительные признаки

Аммиачная селитра

Белый

Быстро растворяется в воде

1. С золой или содой и горячей водой дает запах нашатырного спирта.

2. На горящих углях вспыхивает желтым пламенем.

Суперфосфат

Светло - серый

Частично растворяется в воде

При размешивании с водой и с мелом дает пену и шипит

Хлористый калий

Белый или розоватый

Растворяется в воде, но не так быстро

На раскаленных углях потрескивает, плавится, но не горит

- Перечертите таблицу и запишите в тетради, см на  стр.65 в учебнике 7 класса.

 4. Физминутка.

Попрошу всех ровно встать,    Поднимаются из-за парт и выпрямляются

Что скажу – всем выполнять,

Руки кверху поднимите,       Поднимают вверх руки.

Все вдохните – выдохните,      Делают вдох и выдох.

Наклонитесь – разогнитесь.     Наклоняются вперёд и откидываются назад.

Выпрямитесь – улыбнитесь,      Выпрямляются и улыбаются.

На «раз-два» - присядьте быстро,       Делают приседание.

«Три-четыре» - встаньте быстро.     Встают.

Влево - вправо наклонитесь     Делают наклоны вправо-влево, руки на поясе.

И ещё раз потянитесь.    Поднимают руки вверх и потягиваются.

- А сейчас вспомним, на какие две группы подразделяются минеральные удобрения. Удобрения подразделяются на 2 группы - простые и сложные. Простые содержат 1 элемент питания. Если оно содержит азот, то такое удобрение называется азотными, если фосфор – фосфорными, калий – калийными.

В состав сложных или комплексных удобрений входят два, три, и более элементов питания.

5. Закрепление изученного.

Игра «Угадай удобрение». Учитель  дает характеристику  удобрения, ученики определяют и называют  его.

-Для нормального роста, цветения и получения высоких урожаев  азот нужен листьям, фосфор — корням, а калий - цветкам. Поэтому лучше удобрять комплексными удобрениями.

   -Ребята пройдитесь по классу и найдите растения, которым нужна ваша помощь, и расскажите какая. (Ребята выбирают комнатные растения, у которых листья желтеют, закручиваются и с пятнами.)

1. Если в почве недостаток азота, окраска листьев бледно-зеленая, листья желтеют, размеры не большие, и они опадают.

2. Если в почве мало калия, то ткани по краям листа желтеют, буреют и отмирают. Края листьев закручиваются к низу, наблюдается морщинистость.

3. Недостаток фосфора - листья темно-зелёной окраски, появляются красноватые оттенки, а иногда и чёрный цвет засыхающих листьев.

4. Не хватает железа - листья бледно-зелёные, ткани не отмирают.

 -Когда вы обнаружите, что вашим растениям недостает питательных веществ, что будете делать?    (Предполагаемый ответ - будем подкармливать растения.)

-Где будете приобретать удобрения? (в магазине)

-На что будете обращать внимание? (на инструкцию по применению)

Вывод: Минеральные удобрения – химические вещества, требующие осторожного к себе отношения. 

-Какая применяется тара для хранения минеральных удобрений?(водонепроницаемые мешки). 

-В каких помещениях должны храниться минеральные удобрения? Какие там должны быть созданы условия? (сухо, проветриваться, вентиляция, пол деревянный или асфальтированный, во время перевозки покрыть брезентом). 

- Для чего нужна вентиляция воздуха в складах? (чтобы не накапливались вредные вещества в воздухе).

- Что произойдет с минеральным удобрением, если на него попадёт влага? (качество минерального удобрения становится хуже, вымываются элементы питания, теряется сыпучесть).

 При внесении минеральных удобрений в почву необходимо строго соблюдать нормы, которые указаны в инструкции соблюдать технику безопасности.

Все минеральные удобрения разъедают кожу, поэтому необходимо работать в специальной одежде и обуви (прорезиненный плащ и обувь, очки, головной убор, перчатки, защитная повязка).

Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.
1.Приготавливая растворы минеральных удобрений, не прикасайся к ним руками. Бери минеральные удобрения ложечками или шпателями.
2. Во время работы с минеральными удобрениями нельзя тереть глаза и прикасаться к слизистым оболочкам руками.

3. При работе с настоями соблюдайте меры предосторожности, опрыскивание проводите в резиновых перчатках, после работы вымойте руки с мылом.

4. В ветреную погоду необходимо надевать специальные защитные очки.

5. Помещение, в котором хранятся удобрения, в сухую погоду следует хорошо проветривать.

6. Нельзя допускать животных в помещение, где хранятся удобрения: животные начинают их лизать, что может привести к заболеванию и гибели.

- Прочитайте на стр. 61 учебника для 7 класса «Правила работы с удобрениями»

- Нам нужно подтвердить это документально. Давайте распишемся в журнале по технике безопасности. 

Учащиеся делают роспись в тетради по ТБ.

6. Итоги урока. Выставление оценок.

1. Что представляют собой минеральные удобрения? (минер.соли)

2. По каким признакам делят минеральные удобрения?(по содержанию)

3. Какие виды минеральных удобрений вам известны? (аз., фосфорн., калийные)

4. Назовите виды азотных удобрений?

5.  Какие фосфорные удобрения известны?.

6. Какие калийные удобрения вам известны?

Вывод:

-Итак, ребята, давайте подведем итоги урока.

  • Минеральные удобрения – это такие вещества, которые вносят в почву для роста и развития растений.
  • Минеральные удобрения нужно хранить в сухих помещениях, в специальной таре.
  • Обращаться с удобрениями нужно осторожно, придерживаясь норм, которые указаны в инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца»

План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца» для учащихся 9 классов...