«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»
учебно-методический материал

Гамбарян Марина Эдуардовна

«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.  Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов на уроках письма и чтения.

Для достижения поставленной цели я для себя определила следующие

задачи    

  • Познакомиться и изучить передовые опыты ведущих специалистов по внедрению технологии нестандартных форм и методов обучения в образовательный процесс.
  • Использовать нетрадиционные формы и методы работы в процессе овладения учащимися знаний.
  • Выявить эффективность использования нестандартных методов и форм на уроках письма и чтения в старших классах.

Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Поскольку я работаю в коррекционной школе, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу.  

Ввожу в урок такие формы работы, которые несут не только обучающую функцию, но являются доступными и интересными каждому ученику.

В начале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я использую подобранный занимательный материал, соответствующий тематике урока:

-  загадки:

Пример: Черные, кривые. Встанут в ряд - Заговорят.

-  пословицы:

Пример: Азбука – к мудрости ступенька.

- стихи:

Пример: 

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Первым делом гоним лень.

Заниматься нам не лень!                                  

На уроке не молчать                            

Всем работать, отвечать!

  -  притчи, басни о разных частях речи

Пример: 

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий и т. д.

-  игры: 

«Третий лишний», «Цепочка», «За стол сядут, только те, у кого имя начинается на букву…», «Прочитать словарные слова, зашифрованные на доске».

Слайд 4        

 Пример:               ОКОЛИЦАЗАВАЛИНКАКОЛУНЛЕЩИНА

Все школьники учат стихотворения, но не все делают это охотно. Мы знаем, как увлечь ребят и привить им интерес к поэзии. Можно устроить экспериментальные чтения. Пусть каждый ученик рассказывает выученное стихотворение в образе. Подготовьте к уроку бумажки с условиями. Условие — это образ или эмоция, с которой ученик будет читать стихотворение. Можно провести жеребьевку, чтобы каждый ученик не знал заранее, свое условие и вытянул его перед выходом к доске.

Пример:     

 1.Упражнение «Лицедей»

Примеры условий: вы продрогли, вам очень грустно, вы счастливы, вам скучно, вы спешите.

Слушая одно и то же стихотворение, рассказанное с разной интонацией и эмоциональной окраской, ребята смогут лучше понять его, увидеть, какие эмоции раскрывают художественный замысел поэта, а какие наоборот разрушают его.

Видеоролик с чтением стихотворения сверстников или детей намного младше по возрасту.

Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному.

       Необходимо научить детей анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов - «Ромашка Блума»

Цель приёма : развитие мыслительных навыков, необходимых в учёбе и в жизни.

Созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии (учение о принципах и практике классификации и систематизации) учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.

На уроках письма и чтения я применяю чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на воспитание и сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать знаниями.

Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной деятельности учащихся создаю ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, обоснованию.

Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие.

Пример: Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его.

На уроках чтения, как показала практика, важно, чтобы читательский «круг» не ограничивался только теми текстами, которые даны в учебниках.  Например, при для изучения биографии автора эффективным является виртуальные встречи с писателями. 

Видеоролик Юрий Коваль. Интервью для ТВ.

 Это вызывает интерес у детей, активизирует их внимание, помогает запоминать сложный материал.

Итог урока также провожу в нестандартной форме: Слайд 8

Пример: Среди множества знаков и букв подчеркните только заглавные буквы и сложите из них слова, из слов предложение:

раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ   О   стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ 

ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ,   МЫ   чмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ

бтСчмВюбОЁ   биСбюбОчыБюнарСТраеВороЕдоННлооаОпспЕ 

рппвСлщдоЧдждАшргСТщрЬЕ

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

Важно помнить, что решающим условием развития творческой личности является ежедневная работа учителя с учеником с учётом его интересов, способностей и подготовленности.

Использованная литература

1. А.И. Шпунтов. Работа над средствами выразительности устной речи, М., 2003 г.

2. Сборник В. Даля в двух томах Пословицы и поговорки русского народа. М., 2003 г.

 3. Л.А. Музыка. Журнал “Начальная школа” №6, 2007 г., “Интерес к чтению: как его пробудить?”.

4. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. Тамбов, 2001 г.

5. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Уроки литературного чтения. Москва. Вита-Пресс, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...