ФАСИЛИТАТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ООО.
статья

Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный процесс? Ответить на эти вопросы сложно, но в педагогическом арсенале  учителя есть замечательное средство –  дидактическая игра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФАСИЛИТАТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ООО.

Гончарова Н.А., учитель русского языка  и литературы

МБОУ «СОШ № 15» г. Курска

Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

О. Газман

 

   Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный процесс? Ответить на эти вопросы сложно, но в педагогическом арсенале  учителя есть замечательное средство – игра.

Игровые технологии формируют:

 - коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнёра, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);

- познавательные УУД (сравнивать, искать решения, находить закономерности);

- личностные УУД (фантазировать,  проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать  на моральные нормы);

- регулятивные УДД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

      Игровые технологии я использую в основном в 5 классе. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап из начальной в среднюю школу, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача  любого учителя «среднего звена» - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день.  Очень важно сделать «ежедневные встречи» с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь и приходят уроки – игры, уроки – путешествия в страну Русского Языка, уроки-викторины.

   В своей работе я использую фонетические игры, лексико-фразеологические, словообразовательные, синтаксические дидактические игры, т.е. основывающиеся на тематическом принципе.

При изучении раздела «Фонетика» я использую  такие игры:

 «Салат». 

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков (морковь);  2 -  в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).

В результате дети получают предложение.  Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

 « Загадки»

1. Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

2. Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )

3. Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )

4. Буквы значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется….. (Алфавит)

Кто быстрее”.

1. Чем оканчиваются день и ночь? ( Ь)

2. Что стоит посредине земли? ( М)

3.Чем кончается лето и начинается осень? ( О)

4. Может ли быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к )

“ Кто больше?”

1.Составить слова по 1 большому слову: предпринимательство.

2. Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки?

( око,  лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

  «Новоселье»

Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д.

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное.  Примеры животных:  ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.

    Раздел «Лексика»  очень благоприятен для внедрения и использования игровых технологий. Ребята с удовольствием   отгадывают загадки в игре «Весёлые омонимы»:

1. Право, я причёска – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – узкой, серенькой и плоской. (Коса).

2. Я сборник карт. От ударения зависит два моих значения. Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас).

3. Я травянистое растение с цветком различного цвета, но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис).

Таким образом, у учащихся формируется умение определять лексическое значение омонимов.

   Ребята охотно сочиняют загадки, а рисуют  их, зная свойства и признаки этого малого жанра фольклора. Я предлагаю Вашему вниманию загадки, сочинённые детьми:

1. Кто сюда войдет, тот ум приобретет. (Школа.)

2. На столе я лежу, ручки сторожу. (Пенал.)

   При изучении темы «Фразеологические обороты» (но это уже 6 класс) мы с ребятами не только играем, но и рисуем фразеологизмы. Здесь фантазия ребят раскрывается в полной мере.  Вот некоторые из лексико-фразеологических игр.

«Собери фразеологизм»  

Кто-то рассыпал шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту. Кто быстрее и сообразительнее?

Не товарищ,  у него язык, семь пятниц, из огня,  как в воду, телят не гонял,  гусь свинье, без костей, на неделе,  да в полымя, канул,  куда Макар.

(Ответ:  Куда Макар телят не гонял. Гусь свинье не товарищ. У него язык без костей. Семь пятниц на неделе. Из огня да в полымя. Как в воду канул)

 «Закончи предложение фразеологизмами»

1.Он долго не мог дать ответ…..(тянул кота за хвост)

2.Мальчик смотрел на изображение, как…..(баран на новые ворота)

3.Товарищ не говорил правды, всех нас….. (водил за нос)

4.Юноша с детства приучен к труду, он не будет….. (сидеть на шее) у родителей.

5.Верят в мои успехи люди, но есть и такие…..(вставляет палки в колеса)

6. Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря…..(сел в калошу)

7. Близнецы были похожи..... (две капли воды).

8. Пишет неаккуратно и неразборчиво, как…..(курица лапой).

9. Главная  задача школьника – учиться, запомните это…..(зарубить на носу)

В результате подобной работы обогащается речь учащихся, расширяется их  кругозор.

 «Замени фразеологизм одним словом» (наречием или глаголом):

 Рукой подать. (Близко). В час по чайной ложке. (Медленно). Морочить голову. (Обманывать). Во весь дух. (Быстро). Склонять по падежам. (Ругать). Засучив рукава. (Хорошо работать). Спустя рукава. (Работать плохо). Прикусить язык. (Замолчать).

Эта дидактическая игра помогает нам с ребятами не только усвоить данную тему, но и повторить глаголы и наречия. А я перед игрой обязательно задам вопросы для повторения этих частей речи.

   С удовольствием ребята откликнулись на игру «Посчитай-ка!»  Сколько фразеологизмов со словом «нога» в этом тексте?

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

   При изучении темы «Устаревшие слова» (опять же в 6 классе) я использую игру  «Переводчик». Суть игры такова: необходимо перевести на понятный язык устаревшие слова.

Показать на репродукции картины с изображением человека в полный рост указанные части тела и предметы:

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок). Чело - (лоб). Рамо - (плечо, множественное число - рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь). Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука). Перст - (палец). Десница - (правая рука). Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро). Вежды - (веки). Ланиты - (щёки). Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).

Такие игры, я считаю, обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

   При изучении раздела «Словообразование» я также использую элементы игровых технологий. Объясняя тему «Однокоренные слова»,  я предлагаю ребятам поиграть в «Веселую семейку», т.е. образовать и записать  как можно больше однокоренных слов к глаголам  говорить, лететь, бежать, играть с помощью приставок.

При работе с морфемным составом слова я предлагаю учащимся 5 класса (это только начало), а также 6 класса  не только собрать слова «по кирпичикам», но и повторить с ними морфемы.

 «Собери слово»

1Корень тот же, что и в слове СКАЗКА. Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК. Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

2.Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали. Вся же в дневнике я и в журнале.

При подготовке ребят к олимпиадам в одном из заданий я нашла достаточно интересный игровой момент «Узнай часть речи в одинаковых словах», который использую при изучении различных частей речи:

1) Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2) Снежное покрывало покрывало все поле. 3) Ведро дало течь, и вода стала течь. 4)Я ожёг палец и получил ожог.

   При изучении темы «Словосочетание и предложение» использую  игру «Серпантин одной фразы».  Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й ученик -  Я пишу стихи.

2-й ученик - Я пишу веселые стихи.

3-й ученик - Я пишу стихи  по вечерам.

4-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам каждый день.

5-й ученик -  Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

Достаточно интересной и полезной является игра «Завершите рассказ». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. Ребята играли во дворе. Вдруг ...». Но они должны придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

Это далеко не полный перечень дидактических игр, используемых мною на уроках русского языка.

«А как же дело обстоит с уроками литературы?» - спросите Вы. Я считаю, что на уроках литературы в любом классе очень важно и полезно использовать игровые моменты при изучении даже очень серьёзных в идейно-тематическом плане произведений. Например, можно предложить ученикам найти эпитеты, а можно объявить конкурс на поиски того эпитета, который наиболее важен для данного героя. Этими «поисками» мы занимались при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» (5 класс), «Уроки французского» В.Г. Распутина (6 класс), повести А.М. Горького «Детство» (7 класс).   При изучении лирических произведений полезно анализировать изобразительно-выразительные средства, работать с поэтической лексикой, «дозированно» вводить элементы стихосложения. Довольно часто на уроках литературы я использую игры-кроссворды, игры - ребусы, игры-загадки.

Особым видом игры является викторина. Она представляет собой ряд вопросов, которые требуют ответа в письменной или устной форме. Главная задача викторины – активно повторить пройденный на уроке материал. Мы проводили уроки-викторины по сказкам А.С. Пушкина, басням И.А. Крылова.

Заключение. Преимущества игровых технологий

   Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний -  более качественным и прочным.

   Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Известный российский педагог С. Шацкий считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания».

    Эти общие положения становятся особенно актуальными в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

Список литературы:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся /под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. – 2009. - № 23.
  3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
  4. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград, 1961.
  5. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина, Волгоград, 2011.
  6. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  7. Московский интеллектуальный марафон: сб. заданий. – М.: Интеллект-Центр, 2002.
  8. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 1999.
  9. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка – М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от молодого поколения жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноц...

Привлечение информационных ресурсов к повышению системности в процессе обучения на уроках русского языка и литературы.

Описание опыты внедрения информационных технологий на уроках русского языка и литературы....

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.

Доклад к конференции по самообразованию. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он всегда будеттолько подражать, копировать»Л. Н. Толстой.В данном материале я дел...

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...