ФГОС Среднего общего образования
статья

Чуева Галина Хабибуловна

материал о переходе на ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_obshchestve_vozrastaet_interes_k_obrazovaniyu.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

В обществе возрастает интерес к образованию, расширяется запрос на информацию об образовании, положительных изменений в нем

 Итак, по порядку. ФГОС СОО (как  и ФГОС начального и основного образования)  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.). Стандарт реализует Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г.№2/16-з).

.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66: «Средне общее образование направлено на  дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности»

         В чем же заключается необходимость перехода на новую модель?  Требование времени…

 1.Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия  и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой

По сути дела, введение ФГОС  - это выполнение заказа государства, некое соглашение, общественный договор между государством, родителями и школой о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребенка, формированием  его личности. !!! ФГОС опирается Запросы личности, семьи, общества и государства к результатам среднего образования – (первое отличие ФГОС от предшественников.)

Отсюда выстаивается  Портрет выпускника средней школы.  Напомним его  содержание:

  • Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его

культуру и духовные традиции

  • Осознающий традиционные ценности семьи, гражданского общества,  человечества, осознающий свою сопричастность Отечеству
  • Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки

  • Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-

исследовательскую, проектную и познавательную деятельность

  • Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать

  • Подготовленный к осознанному выбору профессии
  • Мотивированный на образование и самообразование в течение всей  своей жизни

 В чем состоит специфика ФГОС старшей школы:

-   профильный принцип образования;

- акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника

Принципиальная задача ФГОС – при массовости образования сделать его индивидуальным.

Особенности стандарта среднего образования:

- предметные результаты  устанавливаются на базовом и углубленных уровнях;

-   индивидуальный проект как особая форма организации деятельности учащихся;

- возможность выбора уровня при сдаче ЕГЭ

(Об индивидуальном проекте, который является обязательным условием получения аттестата, сегодня будет сказано отдельно…)

 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой Стандарта является системно-деятельностный прдход

Итак: Стандарт устанавливает требования: к структуре образовательной программы; к условиям реализации ОП; к результатам освоения ОП (Слайд) Это требования, которые обязательно должна выполнять каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

Обратимся к ООП СОО. Прокомментируем отдельные разделы.

ООП СОО включает в себя 3 раздела: Слайд

Целевой  - пояснительная записка; планируемые результаты, система оценки результатов освоения ООП СОО;

Содержательный – программа развития УУД; программы   учебных предметов, курсов и курсов внеурочной  деятельности; программа воспитания и социализации; программа коррекционной работы

Организационный – учебный план, план внеурочной работы, календарный учебный график, система условий реализации ООП СОО

  Результататы освоения ООП СОО: Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

 личностные, метапредметные, предметные.

 Если сравнить личностные и метапредметные результаты ООО и СОО. (Слайды )    , то   ФГОС СОО является преемственным по отношению к государственным федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образовани.  Как и указанные стандарты, он ориентирован на достижение нового качества образования, основой которого является не сумма знаний, умений и навыков обучающихся, а компетенции как способности применять знания на практике. При этом значимость данного уровня общего образования (10–11 классы) заключается в том, что он играет ведущую роль для продолжения образования обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, дальнейшей профессиональной деятельности и успешной социализации личности

Личностные результаты освоения ООП (готовность и способность к саморазвитию; мотивация к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции, личностные качества)

ФГОС НОО 

1) формирование основ российской гражданской идентичности

 2) формирование целостного взгляда на мир

 3) формирование уважительного отношения к иному мнению

 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

 8) развитие этических чувств

 9) развитие навыков сотрудничества

 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни ФГОС ООО 

1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

2) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

 6) формирование коммуникативной компетентности

 ФГОС СОО

1) чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества

 3) готовность к служению Отечеству, его защите

 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире

 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

 7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Метапредметные результаты освоения ООП (УУД: познавательные, регулятивные, коммуниативные)

 ФГОС  НОО

 - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 - использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

 - активное использование речевых средств и средств ИКТ

 - овладение навыками смыслового чтения текстов

 - овладение логическими действиями

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

ФГОС ООО

 - умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные

 - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи

 -  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

 - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

-  формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

ФГОС СОО

- умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики и др.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания

Предметные результаты (система основополагающих элементов научного знания для конкретной предметной области) ООП СОО устанавливаюся для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в соответствии с требованиями и должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности  

 

    Содержательный раздел ООП  СОО содержит  программу развития УУД (универсальных учебных действий),  включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, (программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности)

Так, ФГОС дают возможность   от школы информационно-трансляционной перейти к школе деятельностной

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

 основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

 старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

В содержательный раздел ООП СОО входят рабочие программы учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности.

Здесь остановимся на написании Рабочих программ. Обсуждение Положения о рабочих программах….

Особо хочется остановиться на индивидуальном проекте как особой форме организации деятельности учащихся. Его выполнение является обязательным для каждого ученика!!! (Оценка выставляется в аттестат)

  Внеурочная деятельность – является неотъемлемой составляющей ООП СОО. В  купе с урочной она позволит достичь планируемых результатов освоения ООП.    Внеурочная деятельность связана с направлениями развития личности:  спортивно-оздоровительное

духовн-онравственное

социальное

интеллектуальное

общекультурное

 Формы деятельности: конференции, круглые столы, научные исследования, социальные практики, секции, кружки, диспуты, олимпиады соревнования, поисковые объединения (до 700 часов за два года обучения)

 введение ФГОС СОО  вносит ряд изменений, которые существенным образом изменят структуру образования на уровне старшей школы.

Следует сказать и  о системе условий реализации ОП (кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические, материально-технические условия; финансовое обеспечение)

Признаемся, в настоящее время внедрение ФГОС СОО еще сопряжено с рядом сложностей, а именно: отсутствие  полного нормативно-правового обеспечения введения ФГОС СОО; недостаточная степень информированности педагогических и руководящих работников о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов образования; недостаточная информированность родителей и обучающихся о требованиях ФГОС СОО к содержанию и организации образовательной деятельности в старшей школе, отсутствие либо недостаточный опыт работы с обучающимися по индивидуальным учебным планам; отсутствие сформированной модели тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся 10–11 классов и др.

  С одной стороны, существует необходимость (и это требование времени) введения ФГОС СОО. С другой стороны, выявляется ряд проблем, связанных с созданием необходимых условий реализации ФГОС СОО

Помимо того, учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В целом, учебный план должен содержать не менее 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

 

Одной из особенностей ФГОС СОО является реализация индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 5 – 9 классов, реализующих ФГОС среднего общего образования на 2015 – 2016 учебный год

план  внеурочной  деятельностидля 5 – 9  классов, реализующих ФГОС среднего  общего образования на 2015 – 2016 учебный год                ...

Реализация ФГОС среднего общего образования в ПОО: метапредметный подход

Девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни». Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит? Цель метапредметного образовани...

Родителям о ФГОС среднего общего образования

В 2016-17 учебном году в МОУ «Калитинская СОШ» реализуются:- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1- 4 классы)- Федеральный государственный образовательн...

Выпускникам 9 класса о ФГОС среднего общего образования

С 1 сентября 2017-2018 учебного года обучающиеся 10 –х классов МОУ «Калитинская СОШ» перейдут на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования...

ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012 г. №413 (с измен. от 29.06.2017 г. - Приказ №613)

Приказом от 29.06.2017 г. №613 Министерство образования и науки утвердило изменения в  ФГОС среднего общего образования  от 17 мая 2012 г. №413.Согласно нормативному документу у школьников б...

ФГОС среднего общего образования

ФГОС среднего общего образования...

Развитие универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС среднего общего образования

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования»...