Педагогическая концепция
статья

Гайнбихнер Евгений Александрович

В материале описана система работы по организации работы с помощью активных методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_gaynbihner_e.a.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного  общеобразовательного учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

«Новоандреевская основная школа»

Гайнбихнер Евгений Александрович,

учитель биологии и химии

«…Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он удобнее для учеников.»

                                                       Л.Н. Толстой

Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии как средство формирования познавательной активности учащихся

       Главными характеристиками выпускника любой образовательной  школы являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ученика. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Проблема. Классические подходы к обучению не позволяют в полной мере раскрыть потребности, возможности и склонности учащихся, а соответственно, сформировать  универсальные учебные действия, которые определены ФГОС.

Повышение требований к преподаванию биологии и уменьшение количества учебного времени.

Пути решения. Необходимо повышать не только активность детей, но и самостоятельность, способствовать тому, чтобы они могли применять свои знания на практике, что даст необходимый развивающий эффект.

Цель. Введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.

Задачи. 

-Использовать на уроках новые технологии и средства;

-Развивать познавательную активность учащихся в процессе обучения через активные методы обучения;

-Повышать свой методического уровня.

Этапы работы над проблемой.

1 этап – изучение теоретических основ проблемы (первый год работы

2 этап – накопление методического материала и частичная апробация на уроках по теме (второй, третий год)

3 этап – использование на уроках активных методов обучения

      Под активными методами обучения  понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым "традиционным подходам", где ученик играет гораздо более пассивную роль.

Активные методы обучения позволяют.

-Активно  включать каждого ученика в процесс усвоения нового материала.

-Повышать познавательную мотивацию.

-Обучать навыкам успешного общения.

-Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности, определять ведущие и промежуточные задачи, уметь предусматривать последствия своего выбора.

-Воспитывать лидерские качества.

-Учат работать с командой и в команде.

-Принимать за себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Авторы классификаций  активных методов обучения:

Владимир Павлович Беспалько

Андрей  Викторович Хуторской

Виталий  Александрович Сластёнин

Абрек Маркович Смолкин

Михаил  Николаевич Скаткин

Исаак  Яковлевич  Лернер

 Алексей  Николаевич Леонтьев

 Имитационные и неимитационные: Сластенин В.А., Смолкин А.М., Леонтьев А. Н. 

Методы проблемного обучения: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. 

Методы продуктивного обучения: Беспалько  В.П., Хуторской А.В.

Классификация методов активного обучения

Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

- источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

- методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);

- тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);

- уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

- уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

- дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

- вид деятельности учителя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Изучив теоретические основы вопроса, в практику работы постепенно  ввожу активные методы обучения.

Активные методы обучения

Неимитационные: 

  • Проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция,  эвристическая беседа, поисковая лабораторная лента, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинары, дискуссии.

Метод «клиники», «процедура «обсуждение вполголоса», метод «лабиринта», метод «эстафеты», «мозговой штурм», «перекрестная дискуссия», «жужжащие группы», метод «проектов».

Проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания учащихся  в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция с заранее запланированными ошибками (лекция-провокация)

- рассчитана на стимулирование учеников  к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Тематическая дискуссия. Использование дискуссионных методов обучения обязательно должно сопровождаться представлением слайдов, раздаточных материалов, подборкой актуальных статей, акцентирующих внимание обучаемых на различных точках зрения по исследуемой проблематике. Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какого-

либо спорного вопроса, проблемы в учебной группе. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора и др.

Метод «вопрос – ответ». Данный метод является разновидностью простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с нами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае

необходимости к его убеждению.

Процедура «обсуждение в полголоса». Данный метод предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер, и это мнение обсуждается всеми участниками.

Метод «клиники». При использовании «метода клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно дав открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемной ситуации, затем решение оценивается руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале, либо по заранее принятой системе «принято-непринято».

Метод эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передавать слово тому, кому считает нужным.

Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе группа, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа

посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

«Жужжащие группы» - метод обучения, направленный на развитие коммуникативных способностей в малых группах. Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники

Имитационные:

  • Игровые: деловая игра, педагогические ситуации, педагогические задачи, ситуация  инсценирование различной деятельности, игровое проектирование,
  • Неигровые: коллективная мыслительная деятельность, ТРИЗ работа, групповой тренинг, анализ конкретной ситуации,

Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения,

аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

      Наиболее «совершенным» видом человеческой деятельности, воплощающей в себе все указанные выше принципы активизации учебно-познавательной деятельности, является игра. Это обстоятельство объясняет, что часто все активные методы обучения называют «игровыми». Игра выступает уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического(по овладению средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в

различных ситуациях. Появление игрового метода обучения связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения(добывания), но и непосредственного(«здесь-и-теперь») использования знаний.

Игры являются удобной основой для построения имитационной деятельности по разрешению  различных профессиональных проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи слушателям активной позиции – от роли игрока до соавтора игры.

      Все игры можно разделить на три основные категории:

 – организационно-деятельностные,

-деловые

-ролевые

Деловая игра, в основе которой лежит имитационная модель социально-экономического объекта или какого-либо вида профессиональной деятельности, может быть признана одним из самых результативных, но и самых сложных в разработке и применении методом обучения.

Применение деловых игр рекомендуется в целях:

развития навыков анализа и критического мышления;

развития навыков профессиональных коммуникаций;

развития чувства ответственности за последствия принимаемых

решений;

отработки типовых схем выработки управленческих решений в

проблемных ситуациях;

развития творческого мышления;

развития навыков работы в команде.

При применении деловых игр следует учитывать организационно- временные ограничения и условия, в которых протекает учебный процесс. Так, в зависимости от сложности моделируемого объекта или имитируемой деятельности, а также масштаба рассматриваемых проблем, требований к оформлению и представлению результатов проведение деловой

игры может потребовать от 4–6 часов до нескольких дней.

Деловая игра может быть сконструирована как в целях формирования, так и в целях оценки компетенций, требуемых в конкретной профессиональной деятельности, т. е. может выступать и методом обучения, и оценочным средством.

Данный метод характеризуется высокой степенью активности и интерактивности в учебной группе и поэтому требует особых подходов к организации групповой работы.

По целевому назначению деловые игры могут быть учебными, проектировочными, исследовательскими. Учебные деловые игры могут быть аттестационными, блиц- и мини-играми, где важным фактором для преподавателя является длительность игрового времени. Помимо разновидностей в зависимости от фактора времени учебные игры можно

рассматривать в зависимости от степени охвата и сложности решаемых задач

и выделить итоговые и контурные деловые игры.

 «Контурной» деловой игрой будем называть такую игру, которая может применяться с учетом специфики различных сфер профессиональной деятельности на разных уровнях обучения, при наполнении «контура» (игровой модели) тем объемом и степенью сложности проблем, который

доступен уровню подготовленности обучаемых. Поэтому перспективы игр такого типа в учебном процессе любого уровня очень широки.

Игровое проектирование (конструирование, разработка методик)

характеризуется следующими признаками:

наличие исследовательской, инженерной или методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

разделение участников на небольшие соревнующиеся группы

(группу может представлять один студент или слушатель) и

разработка последних вариантов решения поставленной проблемы

(задачи);

проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением

метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Проблемно-ориентированные игры нацелены, прежде всего, на постановку и поиск решения проблем. Найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре. Иногда игра может быть использована в качестве практического руководства для решения сложных,

комплексных проблем с объединением усилий специалистов различных направлений.

Ролевые игры. Одно из важных отличий этих игр от рассмотренных выше состоит в том, что сферой моделирования ролевых игр являются не только социально-экономические, но и культурные и социально- психологические системы. Часто в ролевых играх присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает ее к

повседневной реальности.

В ролевых играх в отличие от деловых отсутствует система оценивания. Действия игроков стимулируются здесь самим игровым комплексом, в который включаются элементы внешней среды. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, им в

этом никто не помогает. Тем самым достигается высокий уровень самоорганизации участников. Игроки, получая игровую реакцию других участников, сами делают выводы относительно собственного продвижения к игровой цели.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником игровой ситуации. Его место «за кадром», его задача состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность. Ролевые игры непрерывны, т.е. игра не прерывается на обсуждение самой игры. Средства контроля за игровой ситуацией участникам известны заранее и представлены в виде игровых элементов среды. Все это обеспечивает определенную естественность и большую погруженность участников в игровой процесс.

Игра особенно эффективна в тех случаях, когда, во-первых, участники последствии будут иметь дело с процессами, которые необходимо заранее «проиграть», во-вторых, у участников имеются необходимые знания для индивидуального решения проблем, в-третьих, необходимо соединить индивидуальные (фрагментарные) решения задач в комплексное и совместное решение проблемы.

Каждый из перечисленных видов активных методов обучения отличается определенными признаками, имеет свое назначение  рациональную область применения. Многие виды активных методов обучения в современных условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель.

         Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование определенных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

       Данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время урока); совершенствование уже полученных   умений; активизация обмена знаниями и опыта.

       Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

           Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности.

       По моему  мнению, учебный процесс должен быть увлекательным и результативным, т. е. направленным на максимальное достижение поставленных целей. Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет сделать учебный  процесс более интересным и продуктивным.

      Использование активных форм в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей, как у педагога, так и у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...