Деловая игра для педагогов "Механизмы духовно-нравственного воспитания"
материал

Дедяева Галина Александровна

Освоение педагогами практических способов взаимодействия с детьми по    становлению духовно-нравственного отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра  для педагогов

Механизмы духовно-нравственного воспитания.

Цель: освоение педагогами практических способов взаимодействия с детьми по    становлению духовно-нравственного отношения.

Задачи:

- мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию

   по духовно-нравственному воспитанию;

- повысить  компетентность педагогов по вопросам нравственного      

    воспитания детей;

- закрепление  методов нравственного воспитания.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

«Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова, а  что они по вашему мнению означают? ( ответы педагогов) Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – 7 нот.

И сейчас, мы  вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией  духовно – нравственного воспитания.

1. Нота - До.

Итак, обратите внимание на наш нотный стан. Первая нота – это нота – До. Что по вашему мнению, начинается на букву Д и  является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. (ответы педагогов) Конечно это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

А хотите узнать, насколько Вы добры?  Я предлагаю Вам ответить на несколько вопросов?

Тест «Добрый ли вы человек?»

Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее

Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален.  Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая  порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.

Работая с детьми, мы часто обращаемся к народной мудрости. К неоценимому знанию, оставленному нашими предками, к пословицам.

Вспомните, пословицы о доброте, которые вы используете в работе по

привитию основ нравственности детям (ответы на заданный вопрос).

Сразу мы их не вспомнить не можем,  поэтому я подготовила для вас блиц – памятку с пословицами о доброте. (Приложение 1)

Также мне бы хотелось помочь вам пополнить вашу профессиональную копилку идей по духовно – нравственному воспитанию, еще одной памяткой ориентированной на педагогов, в которой собраны основные тезисы по данному направлению работы, и предложены несколько  игровых форм. (Приложение 2)

2. Нота – Ре

Назовите, пожалуйста, слова которые начинаются на букву «Р» и  являются важной ступенькой в Духовно-нравственном развитии (ответы на заданный вопрос). Правильно,  это религия, Родина, родной край.

РОДИНА. Воспитание любви к Родине одна из основных задач нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития любви к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству.

Знакомство детей с историей и культурой родного края должно начинаться со: знакомства с прошлым и настоящим, географическим расположением,

природными ресурсами, климатическими условиями;

с  достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

с фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов,

архитекторов; развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.

И это знакомство должно проходить через такие формы работы, как:

- целевые прогулки;

- экскурсии

- чтение художественных произведений

-работа в социуме.

РЕЛИГИЯ.

В России проживают представители многих национальных культур .  У каждой свои традиции, обычаи и религия. Очень часто в детском саду можно увидеть многонациональную группу.  Знакомство с раннего возраста с особенностями и обычаями наших «культурных» соседей, помогает сформировать у детей толерантное отношение к другим людям.

И  делать это через различные виды деятельности.

3. Нота – Ми

Нота МИ, она называется –  ПРИНЦИП МОРАЛИ.

Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются

ребёнком в  окружении людей и зависят от отношения к нему

окружающих,  кто его воспитывает,  в какой социальной среде он живёт.

Нужно помнить, что  дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что

такое «Плохо»,  не самое важное, а  необходимо  еще привить умение разбираться в определенной ситуации  и корректировать свои  действия: избежать конфликта  уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.

В этом случае наиболее предпочтительным видом работы практическая деятельность с детьми, которая включает в себя: наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения.

Я предлагаю вам сыграть в одну  игру, которая называется «Палочка-выручалочка», но сначала разомнемся, используя упражнение «Шанхайцы»

Правила: Встаньте в одну линию и возьмитесь за руки. Первый должен начать закручиваться и тянуть за собой всех остальных в “спираль”.

В таком положении вы  должны пройти несколько метров. Можете  в конце движения  осторожно или присесть на корточки, или наклониться, или  подпрыгнуть, а потом раскрутиться обратно, не разъединяясь.

Расслабились?  От души посмеялись, а теперь давайте  сыграем еще  в одну

игру, а называется она «Палочка-выручалочка», в которую  можно играть и с

детьми.

Игра «Палочка-выручалочка»
Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Игроки встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

4. Нота - Фа

Это пожалуй самая активная в работе с детьми нота. Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. В наших группах есть все необходимое, для работы в этом направлении: можно сочинять собственные истории , разыгрывать кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи, придумывать злых героев и «перевоспитывать» их . Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей,  ведь иногда и они могут увидеть  то, что скрыто от наших «взрослых» глаз.

5. Нота – Соль

Нота СОЛЬ означает  самостоятельность,  а для того, чтобы  мысли воплотились  в поступки недостаточно одного  желания, надо  самостоятельно формировать стимул, который  будет побуждать  ребенка к действиям. Наша задача давать детям  свободу действий и выбора, даже, несмотря на то, что это ведет к временным затратам.  Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха.

6. Нота – Ля

Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.

Изначально все дети поставлены в  неравные социальные условия, и в работе этот фактор  необходимо учитывать, ведь то, что  для одного ребёнка кажется  неприемлемым и  аморальным, для другого является нормой,  к которой он привык с рождения  (семейный фактор).      В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.  

7. Нота – Си.

И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей.

Наша профессия по- своему уникальна: как учителя, как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь. Это незабываемое путешествие по стране «Духовно-нравственного воспитания». И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре детей ни одна нота не звучала фальшиво!

 

Приложение 1.

                                                 

Пословицы о доброте

Доброму слову – добрый ответ.

Доброму везде добро.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добрый привет и кошке приятен.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Как аукнется, так и откликнется.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Чем богаты, тем и рады.

Других не суди, на себя погляди.

Чего в других не любишь, того сам не делай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Друзья познаются в несчастье.

Любишь взять – люби и дать.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добро век не забудется.

Ласковое слово и бурю укрощает.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Плох человек, коли добра не помнит.

Не спеши карать, спеши миловать.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помниться.

Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.

Слово лечит – слово и ранит  

Посеять в детских душах доброту, это значит:

1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей

2. Ласково и только по имени называть детей

3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей

4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему

5. Учить с детьми стихи о доброте

6. Составлять с детьми сказки о доброте

7. Использовать пословицы о доброте

8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию

9. Не унижать ребенка

10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете

11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей

12. Найти сильные стороны у каждого ребенка

13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей

14. Не читать длинных нотаций

15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»

16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)

17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало

18. Можно вести книгу добрых дел в группе

19. Можно организовывать игры, например:

Игра «Добрые дела»

Эту игру можно проводить  каждый день, она не ограничивается во времени.

Участвуют в ней  от одного человека до всей группы. Нужен  подходящий

сундучок (или копилка, коробка с прорезью), а также  из картона  или пластика сделать красивые фишки. Каждая фишка будет соответствовать одному доброму делу. В конце дня подвести итоги,  кто больше всех сделал добрых дел  за

день. Если дети затрудняются, им можно помочь отыскать доброе. Эта игра

стимулирует его на нравственные поступки.

Игра «Волшебный стул»

Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему

ласковые, добрые  слова. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Ласковые имена»

Дети становятся в круг. Один  бросает мяч другому, называя его ласково по

имени. Например: Темочка, Ариша, Полинка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим об...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....