Выступление на ГМО педагогов-психологов
материал

Бондарь Светлана Васильевна

 Психологические особенности  семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пути помощи и поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_12.09.docx29.59 КБ
Файл k_dokladu_na_gmo.pptx189.16 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Бондарь,

Педагог-психолог

МБОУ «СШ № 32»

 

1 слайд Тема: Психологические особенности  семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пути помощи и поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной организации.

 2 слайд Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка изначально  становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

 Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. И, как известно, семья - это первичная ячейка общества, являющаяся основой воспитания ребенка и самой первой социальной средой, в которую он попадает. Это значит изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе.

3 слайд Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида

 Чаще всего родители считают, что рождение такого "особенного" ребёнка это "приговор", что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив, долго справляются с пережитым шоком. Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:

1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Такой  ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.

Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему (реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.

Психологическая помощь семьям, которые имеют ребёнка с ограниченными возможностями здоровья 

Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.

Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата.

4 слайд Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ 

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

5 слайд Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  • Анализ  мотивационно- потребностной сферы ребенка и членов  его семьи.
  • Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности. 
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.
  • Формирование и стимулирование познавательных процессов у детей.
  • Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
  • Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности  детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

6 слайд   Основные этапы психологического сопровождения семьи

1        этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).

7 слайд            2        этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание  необходимой помощи родителям ребенка с  ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.    Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи»,   «Новый  год»,   «8   марта»,   «Дни  рождения»,   «День   матери», «Осенний праздник»).
  • Разработка   рекомендаций,   определение   оптимальной   индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

                            3 этап        

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

8 слайд                            Принципы работы

Наша работа с «особыми»  детьми и их родителями построена на следующих принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
  2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
  3. Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом, родителями.

9 слайд 4.Принцип деятельностного подхода - психологическая помощь
осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой
деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид
деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5.Принцип конфиденциальности вся информация, полученная о ребенке и
его семье, не распространяется за пределы школы, без соответствующего
разрешения родителей или законных представителей ребенка.

10 слайд           Методы и формы работы с родителями и детьми 

Сказкотерапия – где используется   психологическая,  терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

 Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.

 Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

11 слайд  Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

При работе с такими семьями ставят следующие задачи:

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • развитие детско-родительских отношений;
  • совершенствование коммуникативных форм поведения;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

12 слайд   Формы и методы, применяемые при работе с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
  • Консультирование  –  дифференцированный   подход   к   каждой   семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
  • Дни  открытых дверей – родители  посещают школу,  вместе  с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары - практикумы  –  где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы со своим  ребенком.
  • Проведение    совместных    праздников,    где    родитель    может    видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
  • Совместные    тренинги     для    родителей    по     оптимизации    детско - родительских   отношений.   («Связующая   нить»   Н.   Григори,   «Учимся понимать своего ребенка» - гиперактивный ребенок) .    
  • Использование   современных   устройств   для   общения   с   родителями: виртуальное   общение   с   родителями   через   Интернет,   использование сотовой связи.

13 слайд    Заключение

Таким образом  нужно помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей является

создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности.

Мастер класс

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, - помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный. 

Упражнение №.3 «Два рисунка».

Для него необходимы фломастеры (маркеры) или карандаши  и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, "темной" половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.

Теперь перейдите к второй (светлой) половине и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову.

Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание листка и развеивания пепла.

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш "правый" список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова - утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас подмогой в преодолении стрессов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пути помощи и поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной организации . Подготовила Педагог-психолог МБОУ «СШ №32» Бондарь С.В.

Слайд 2

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе.

Слайд 3

Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида Выделяют пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с ОВЗ: 1. Принятие ребенка и его дефекта. 2. Реакция отрицания. 3. Реакция чрезмерной защиты. 4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. 5. Открытое отречение, отвержение ребенка.

Слайд 4

Цели психолого - педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ Целью психолого-педагогического сопровождения является : получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 5

Задачи психолого-педагогического сопровождения : Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений. Анализ мотивационно- потребностной сферы ребенка и членов его семьи. Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности. Формирование и стимулирование познавательных процессов у детей. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс. Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Слайд 6

Основные этапы психологического сопровождения семьи 1 этап Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик.

Слайд 7

2 этап Реализация индивидуальной программы и групповых занятий. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения). Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»). Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей. 3 этап Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Слайд 8

П ринципы работы Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я-концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом, родителями.

Слайд 9

П ринципы работы Принцип деятельностного подхода - психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка. Принцип конфиденциальности - вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы школы, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Слайд 10

Методы работы с родителями и детьми Сказкотерапия – где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Слайд 11

Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями , но и их родственникам При работе с такими семьями выделяют следующие задачи: формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров; развитие детско-родительских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Слайд 12

Формы и методы работы с родителями Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье. Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас. Дни открытых дверей – родители посещают школу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары - практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями. Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы со своим ребенком. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом). Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско - родительских отношений Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Слайд 13

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей является создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности .

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Выступление на РМО педагогов - психологов «СКАЗКОТЕРАПИЯ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ»

― А ты кто?― Я  и сама не знаю.― Если ты не знаешь, то я тем более.― Я  знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...Льюис Кэррол."Алиса в стране чудес&qu...

Выступление на РМО педагогов-психологов

Модель социально-психологической поддержки детей пострадавших от насилия в семье...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...

Выступление на ГМО педагогов-психологов «Профилактика жестокого обращения с детьми дома и в ОО»

Предоставление опята работы на ГМО по теме "Профилактика жестокого обращения с детьми дома и в ОО"...

Выступление на педсовете педагога-психолога школы Захаровой М.Г. «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».

Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания....