Выступление на РМО педагогов - психологов «СКАЗКОТЕРАПИЯ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ»
материал по психологии

Полферова Ирина Юрьевна

― А ты кто?
― Я  и сама не знаю.
― Если ты не знаешь, то я тем более.
― Я  знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...
Льюис Кэррол."Алиса в стране чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_dlya_podrostkov.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»

Выступление на РМО педагогов - психологов

«СКАЗКОТЕРАПИЯ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ»

                                                                  Подготовил(а)

                                                                                        Педагог – психолог

                                                                                               МКУ ДО «ЦППМС»

           Полферова Ирина Юрьевна

2019

  СКАЗКОТЕРАПИЯ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

― А ты кто?
― Я  и сама не знаю.
― Если ты не знаешь, то я тем более.
― Я  знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...
Льюис Кэррол."Алиса в стране чудес"

 

Почему мы любим сказки? Все ли из нас их любят? Зачем нам писать историю о себе или рассказ для кого-то? Как сказкотерапия помогает справляться со страхами, стрессом, негативными переживаниями?
       
Подростковый возраст ― это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

«Современные дети по-другому истолковывают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят осуществлять указания взрослых», «они требовательны и навязчивы», «очень подвижные и гиперактивные».

        Ребенок в подростковом возрасте отрицает все, что, как ему кажется, связывает его с детством: сказки, нежные теплые взаимоотношения, простое доверчивое отношение к людям и к миру, веру в Деда Мороза, а с ним – и веру в чудеса, в реальность волшебства в обычной повседневной жизни. Нельзя забывать и о том, что подростковый возраст – это время быстрых и кардинальных перемен в физиологии и психологии ребенка. Таких быстрых и таких существенных, что они становятся причиной подросткового кризиса.

Ребенок начинает осознавать и идентифицировать себя как самостоятельную личность, задается вопросами «Кто я?», «На что я годен? Что я могу? На что я способен?», «За что меня можно любить?».

На протяжении многих и многих столетий сказки и занимательные истории люди рассказывали детям. Из поколения в поколения дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действующих там героев хорошее от плохого. Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни.

 Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

 В каждой сказке, в большинстве случаев содержатся следующие компоненты: герой либо герои, сюжет, инцидент и развязка. Хотя сказка только после того делается терапевтической, как ребенок идентифицируется с ее героями, имеет возможность провести параллель меж сюжетом и своей жизнью и извлекает хороший урок или же понимает тайное сообщение.

Психика подростка воспринимает буквальное содержание рассказа, как вымышленное: подросток сочувствует сказочному герою, идентифицирует себя с ним, хотя, он все равно предполагает — это не про меня, «понарошку». При этом подсознание «верит» услышанному и даёт подходящую программку изменений в манере, переструктурировании значимостей, также взглядов и позиций. Равно на какое-то время сказка зажигает в подростке энтузиазм, желание сейчас, срочно и немедленно все поменять в своей жизни, начать ее «с чистого листа». Конечно, через какое-то время этот энтузиазм пройдет, но главное уже сделано – человек вышел из самого опасного и безнадежного состояния – состояния апатии и нежелания вообще что-либо делать, нежелания двигаться…

     Причем, в сказке мы можем также иногда вполне явно видеть возможность того, как можно исправить ситуацию, если все-таки что-то было сделано не так.


ПОЧЕМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ?

1.  Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

2.  Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

  Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу. Подросток должен сосредоточиться на одной ситуации, без помощи других найти из нее выход. Сказка — это некая поддержка подростка в трудной ситуации. Ему дают понять, что понимают его переживания и чувства в данный момент, готовы посодействовать ему справиться с ними, но все же очень важно научиться решать проблемы самостоятельно. 
         Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет.

Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.   

Возможно начать сказку словами: «У моей хорошей знакомой, на подоконнике стоит в точности такой же цветок»..., либо «Днем по телевизору я увидела программу…». Потом рассказываете ситуацию либо содержание программы, которую вы будто бы глядели днем. Если же история рассказана доверительно, то подросток будет слушать внимательно, т.е., как нам и хотелось. 

Можно предложить ребенку пофантазировать на тему «А что, если вдруг… (мы очутимся на необитаемом острове; внезапно очутимся в Средневековье или в 3245 году; когда-нибудь попадем в Париж и т.д. в зависимости от того, о чем мечтает ваш ребенок или в какой ситуации, как вы предполагаете, он боится однажды очутиться)» - если вам удастся при этом наладить душевный и эмоциональный контакт с ребенком, то приготовьтесь также услышать много интересного и неожиданного.

Для подростков  10 -15 лет можно предложить сочинение сказки-кальки. Суть сказки-кальки состоит в осовременнивании сюжета или героев известной сказки. Например, «Приключения Красной Шапочки в мегаполисе», можно также предложить придумать современное продолжение сказки.

          Следовательно, основой сказкотерапии в подростковом возрасте должно являться, как это ни парадоксально, возвращение сказки в свою собственную жизнь, если она оттуда по каким-то причинам пропала.                                  Сказка является связующим звеном между поколениями, она позволяет передавать накопленный опыт, мудрость, обретенную путем долгих страданий и лишений, без нотаций и злополучных «а вот я в твоем возрасте…» или «а твой отец (бабушка-дедушка, брат-сестра и прочие родственники) в твоем возрасте…».          Притчи для детей и взрослых

  Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию.      Притчи помогут детям задуматься над своим поведением и, может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы; что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее. Притчи — это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы. 

Меня часто спрашивают, как работать с подростками? Огорчает, когда вопрос задают родители ребенка, поскольку это их ребенок, а они не знают как и о чем с ним разговаривать.
На самом деле, все очень просто, им всё интересно, любой рассказ открывает для них новые тайны бытия, просто не нужно читать им мораль, пусть сами делают выводы из услышанного. А если уж приспичило поговорить о морали и нравственности, расскажите лучше притчу, это помогает.                                      

Сказка несет знания, мудрость, оптимизм, но не несет в себе никакой назидательности, тон ее повествователен и нейтрален по отношению к слушателю. Сказка не делает однозначных выводов, часто заканчивается на самом интересном месте, далеко не все и не всегда описывает точно и детально. Она – передает опыт, но вместе с тем и оставляет место для фантазии, место для проявления индивидуальности и того, кто ее рассказывает, и того, кто ее слушает. Именно поэтому сказка и воспринимается так личностно.

Сказки, особенно если они все-таки рассказываются родителями или придумываются вместе с ними, дают уникальную возможность как подростку, так и его родителям сблизится, ощутить свою душевную и духовную связь, лучше понять друг друга. Как говорит замечательный психолог Анастасия Самойлова «сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать тайные мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а хитрый и внимательный родитель может разгадать тайные желания ребенка...»

 В приведенной цитате говорится о детях младшего школьного возраста, но еще более актуальным совместное «сочинительство» становится в возрасте подростковым, когда подросток начинает внутренне закрываться от своих родителей, когда он начинает считать, что просить о помощи, либо говорить о своих проблемах – это слабость, недостойная взрослого человека, каковым он упорно пытается почувствовать себя сам и заставить признать свою состоятельность и автономность со стороны окружающих, прежде всего – сверстников и родителей. Сказка позволяет использовать нехитрый, но чаще всего «срабатывающий» психологический прием – дать собеседнику возможность рассказать о своих проблемах от лица «лучшего друга», в данном случае – сказочного персонажа.

Естественно, что выбор сказок и сюжетов должен соответствовать возрастным особенностям ребенка, его интересам и уровню его интеллектуального развития. Возможно, это будет даже не сказка, а своего рода история – рассказ о каком-то киногерое или герое виртуальной игры, сочинение недостающих деталей его жизни, того, что было и что будет с ним вне контекста фильма или игры. Можно предложить ребенку посмотреть на какую-то ситуацию глазами его любимого героя и спросить, как бы он поступил в данном случае и можно ли или нет и почему.

Кстати, о душевном и эмоциональном контакте – наличие эмоционального контакта и взаимная психологическая расслабленность и отсутствие напряжения и натянутости между собеседниками являются одним из важнейших условий успешности сказкотерапии.

Душевный контакт с подростком невозможно наладить «с бухты-барахты», «нахрапом», волевыми методами. Идеальным, конечно, является никогда не терять его с вашим ребенком, но даже если во взаимоотношениях что-то разладилось, то стоит приложить все усилия, чтобы их восстановить.

     Как говорит одна из моих хороших подруг «Единственное, что я могу сделать для того, чтобы уберечь своих детей от влияния улицы, наркотиков, пьянства и прочих «прелестей» взрослой жизни – это оставаться им другом. Это – единственный способ быть в курсе того, что происходит в их жизни и в их душах. Хотя, честное слово, иногда то, что там происходит, ужасно мне не нравится, но мне многое приходится терпеть ради того, чтобы не потерять их дружбу. В конце-концов, я хочу, чтобы, когда ситуация действительно примет серьезный оборот у них даже сомнений не возникало к кому обратиться в первую очередь. Конечно же – ко мне…»

Нужно только сделать небольшое усилие и понять, что сказки – они не для взрослых и не для детей. Они для тех, кто еще не разучился или кто не забыл как удивляться чуду; как верить в то, что злодеи обязательно будут наказаны и делать все, для того, чтобы они были наказаны; кто еще не забыл о том, что счастье – оно ведь не только в карьере, бизнесе, зарплате, оно - в каких-то очень простых и обыденных вещах: в том, что приходишь домой и кто-то рад твоему приходу, в том, чтобы вечером чай в мире и за приятной беседой ни о чем и обо всем, в том, чтобы родители были здоровы и дети росли умными и счастливыми...

  Приложение 1

«Коряга»

(А.Попова –психолог, один из создателей и разработчиков программы «Психологическая азбука»)

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке — вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь        раскатываться        в        разные        стороны.
    Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесывал — она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?»

    Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.
    А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
    Дровосек с трудом уложил корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
    И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

    

Комментарии.

Эта сказка заслуживает особого комментария, особенность этой сказки в том, что психологическая трактовка ее содержания может быть принципиально различной.

О чем она? О существе, которое в силу своей непохожести на других и нестандартности страдало и подвергалось гонению со стороны красивых и благополучных, а потом оказалось, что эта его непохожесть просто жизненно необходима окружающим? Да, это очевидно.

Для кого эта сказка? Для детей, отвергаемых сверстниками? Для детей с физическими недостатками? Для детей, не умеющих общаться? Для детей с физическими недостатками, для тех, кто испытывает проблемы в общении? Да, она может быть использована в работе с такими детьми.

 «Коряга» — это сказка, в которой человек видит отражение собственной жизненной ситуации и идентифицирует себя с главным героем.

        Но в том-то и прелесть этой сказки, что если суметь увидеть в ней более глубокий смысл, то она превращается в сказку психологическую — о внутреннем мире человека. Ведь можно предположить, что Бревна — это внутреннее психологическое содержание, сформированное при взаимодействии с обществом, то есть нечто окультуренное, правильное, «отесанное».

 А Коряга — это подлинное «Я» человека, которое противостоит фасадному «Я», желательному для других — для общества в целом. И пусть это подлинное «Я» неуклюже и неудобно для других, но зато оно способно стать ядром для развития личности; осознание и принятие своего подлинного «Я» дает возможность запустить механизм саморазвития. Иными словами, эта сказка — метафора процесса самоосознавания. Она может быть использована для объяснения процессов, происходящих во внутреннем мире любого человека.

Приложение 2

Текст сказки

По улице идёт похоронная процессия, и все люди спрашивают, кто умер. Один человек показывает на один дом и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме". Кто же умер?

 

Варианты ответов

Свидетельствующие о норме

«Неизвестный человек»;

«Дедушка (бабушка) какого-то ребенка»;

«Человек, который был очень болен»;

«Очень важный человек»;

«Старик (старушка)» и т. д.

Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования

«Мальчик (девочка)»;

«Папа одного мальчика»;

«Мама одного мальчика»;

«Младший (старший) брат одного мальчика» и т. д.

 

Если ребенок еще мал, чтобы точно понимать идею смерти, содержание сказки может быть изменено:

Текст сказки

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тёти и дяди и все дети пошли на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и он больше никогда не вернётся. Кто уехал на поезде?

 

Варианты ответов

Свидетельствующие о норме

Типичные нормальные ответы не должны включать кого-то из ближайшего окружения ребенка. «Не- известно кто»; «Никто не уехал»; «Уехал незнакомый человек» и т. д. Может быть назван человек, не являющийся членом семьи, или какой-то дальний, плохо знакомый ребенку родственник.

Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования

Те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названного в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

Интерпретация ответов

Эта сказка может прояснить отношения ребенка к родителям и окружающим его родственникам. Известно, что страх наказания и потери любви обычно удерживает ребенка от проявления агрессии как по отношению к взрослым, так и к сиблингам (например, младшему брату или сестре). Здесь, в своих ответах, он может выразить свое реальное отношение к ним. Говоря об агрессии, в данном случае следует иметь фрустрационный характер ее происхождения. То есть ребенок не может стать агрессивным без причины. Не исключено, что причина его враждебного отношения в том, что он столкнулся с некими барьерами, которые препятствуют удовлетворению той или иной его потребности. Это приводит ребенка к состоянию фрустрации. Подвергшись воздействию фрустрации, ребенок реагирует агрессией. Таким образом обнаружив агрессивное, враждебное отношение ребенка к члену семьи, следует задуматься не столько над его поведением, сколько над причиной его возникновения. Чем родители могли способствовать появлению враждебности в характере ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Формирование правосознания у обучающихся подросткового возраста"

Выступление на педсовете "Формирование правосознания у обучающихся подросткового возраста"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....

Выступление на РМО педагогов-психологов

Модель социально-психологической поддержки детей пострадавших от насилия в семье...

Выступление на ГМО педагогов-психологов

Психологические особенности  семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пути помощи и поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями в условиях образова...

Профилактическая работа педагога- психолога по предупреждению подросткового суицида (представлен опыт в ОУ, 2022г.)

Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психологОрганизация: КОУ «Петропавловская школа-интернат»Населенный пункт: Омская область, п.МуромцевоНазвание работыПрофилактическая р...