Выступление на педсовете "Формирование правосознания у обучающихся подросткового возраста"
материал на тему

Примак Анна Александровна

Выступление на педсовете "Формирование правосознания у обучающихся подросткового возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_pravosoznaniya.zip1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:

Формирование правосознания у обучающихся подросткового возраста

Рассмотрим процесс обучения, процесс формирования правосознания как возможность профилактики правонарушений несовершеннолетних

Первые элементы правовой культуры человек осваивает в самом раннем возрасте, приобретая навыки поведения, представления из сказок, в ролевых играх, формируя хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходит интенсивное обогащение и развитие правосознания. Обоснуем необходимость формирования правосознания именно в подростковом возрасте, проанализировав характеристики данного этапа жизни человека.

Стержневой особенностью личности в подростковом возрасте выступает чувство взрослости – специфическое новообразование самосознания, его структурный центр. Это чувство у подростков выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание их социальной активности, проявляющейся в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Работа с подростками показывает их высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки уже способны понять и принять значение выбора как элемента современной культуры, когда они сами свободно и ответственно делают этот выбор. Особое значение и смысл обретают для подростков обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно – в подростковой субкультуре.

Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает подростков во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. От роков в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками, общение с ними, а не сама учебная деятельность.

Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и др. склонны даже выделять общение в особую сферу жизни подростков, считая, что общение существует как специфическая деятельность, в которой происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально­моральных норм отношений

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.

В отличие от младших школьников подростки уже обладают багажом знаний и жизненного опыта, позволяющим осуществлять рефлексию, обобщение и соотнесение его с существующими теориями, а затем применять полученные знания на практике. Правовые представления и нравственные понятия подростков, формирующиеся под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улиц, неблаговидных поступков взрослых могут быть ошибочными, искаженными.

Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, неверно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда могут намеренно развивать у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживать положительные

Подростковый возраст недаром называют «трудным». Большинство преступлений и правонарушений, совершенных подростками, имеет возрастную мотивационную специфику: эти деяния совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воз действиям, импульсивность – такова поведенческая основа данного возрастного этапа.

Перечисленные характеристики подросткового периода составляют ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правосознания именно в этом возрасте:

  1. готовность подростка к активному усвоению правовых ценностей и норм, стандартов законопослушного поведения;
  2. актуальность для подростков данной сферы общественной культуры, обладающей потенциалом вхождения в сферу личностных интересов;
  3. опасность развития деформаций правосознания в случае отсутствия целенаправленной работы по его формированию.

Теперь перейдем к описанию того, каким образом необходимо организовывать процесс обучения социальногуманитарным дисциплинам, чтобы он обеспечивал формирование высокого уровня правосознания подростков.

Изучение основ социальногуманитарных наук играет особую роль в процессе усвоения подростками образцов поведения, социальных норм и ценностей. Содержание таких учебных дисциплин, как обществознание, история, литература, граждановедение и основы правовых знаний, обладает высоким потенциалом для формирования правовой культуры подростков. Однако зачастую оказывается, что знания учащихся неглубоки, обрывочны, «мертвы» – носят формальный характер и не преобразованы в субъективные ценности, не выступают действительными регуляторами поведения, подростки не умеют сопрягать правовые знания с практикой жизненных ситуаций, в их сознании не складывается единой системы понятий, формируются искаженные и ложные представления.

Мы предлагаем модель обучения, целью которой является формирование высокого уровня правосознания подростков. На пути достижения генеральной цели можно выделить три этапа: диагностикомотивационный, практикоориентированный и самопроектный.

Подготовительная работа педагога при реализации данной модели заключается в отборе и структурировании содержания обучения социальногуманитарным дисциплинам. При этом необходимо обеспечивать направленность учебного материала на актуальные для подростков проблемы и явления, на разрешение жизненных ситуаций, в которых подросткам наиболее свойственны нарушения различных правовых предписаний.

Целью первого – диагностико­мотивационного – этапа является определение уровня сформированности правосознания подростков и формирование мотивации к овладению правовыми знаниями и умениями.

Задачи первого этапа:

– диагностика правосознания, имеющегося социального опыта и актуальных интересов подростков в правовой сфере;

– демонстрация значимости правовых знаний и умений, раскрытие личностных и социальных целей овладения правовыми знаниями;

– актуализация и систематизация имеющихся правовых знаний с опорой на жизненный опыт.

Диагностика правосознания осуществляется при помощи анкетирования подростков и учителей.

Анкетирование подростков дает возможность выявить знания учащихся и умения ими пользоваться; систему оценок и мнений по правовым вопросам, т.е. оценочных отношений к праву, практике его исполнения и применения;  а также правовые установки, организуемые в систему ценностных ориентаций.

Обсуждение итогов диагностики правосознания учащихся заканчивается постановкой целей. При этом также отчасти решается задача мотивации: некоторые вопросы анкеты дают подросткам возможность задуматься о себе, своих качествах, своем поведении, о том, как оценивают их окружающие; формируется познавательный интерес учащихся к вопросам права.

Цель второго – практико­ориентированного – этапа – формирование правовых знаний и умений применять их на практике.

На данном этапе решаются задачи:

– создание условий для овладения учащимися базовыми правовыми знаниями, для пони мания подростками сущности правовых явлений, типичных противоречий и коллизий в сфере права, в том числе на примере конкретных жизненных ситуаций, свойственных данному возрасту;

– формирование умений применять усвоенные правовые знания в различных практических ситуациях; расширение спектра социальных ролей, связанных с умением ориентироваться в правовых ситуациях, осуществлять вы бор вариантов законопослушного поведения в моделируемых ситуациях;

– формирование положительного отношения к законопослушному поведению.

Подросткам очень важно «проигрывать», «проживать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на когнитивном и эмоциональном уровне, но не могут еще использовать  в реальных жизненных обстоятельствах. Поэтому на данном этапе целесообразно применение метода кейсов, позволяющего установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.

Активное законопослушное поведение и готовность к нему зиждутся не только на знании и понимании права, но и на принятии правовых норм, положительном отношении к ним, поэтому формированию положительных правовых чувств в процессе усвоения знаний также уделяется внимание. Это предполагает разработку и применение дидактического инструментария, способствующего возникновению и многократному подтверждению положительных переживаний по поводу соблюдения правовых норм, вследствие чего соответствующие правовые чувства закрепляются в психике подростка, становясь частью его личности.

Третий – самопроектный – этап в качестве цели предполагает формирование у подростков готовности осуществлять самопроектирование законопослушного поведения (в моделируемых ситуациях).

В число задач этапа входят:

– формирование умений осуществлять рефлексию, самодиагностику, самоанализ и самооценку своего поведения в моделируемых правовых ситуациях;

– формирование умений составлять про граммы развития себя как участника правовых отношений, проектировать свое поведение со образно правовым нормам.

На данном этапе используются приемы организации индивидуальной, парной и групповой работы. В ходе совместной деятельности подростков по освоению законопослушного по ведения и упражнению в нем в рамках разыгрываемых правовых ситуаций складываются предметнорефлекторные отношения. В этом сложном процессе даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение подростков: сам подросток, каков он есть в действительности; подросток, каким он видит самого себя; подросток, каким он видится другим, и те же самые три позиции, но со стороны другого подростка. При этом у учащихся формируется умение выражать свою точку зрения и понимать точку зрения других, развиваются навыки партнерства, формируется готовность к сотрудничеству.

Реализация данных этапов осуществляется в течение учебного года, на следующий учебный год цикл этапов повторяется. С каждым новым учебным годом расширяется освоение содержания образования (согласно учебным планам) и усложняются методы работы, применяемые педагогами.

Использование богатого потенциала процесса обучения социальногуманитарным дисциплинам расширяет возможности общеобразовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, традиционно являвшейся прерогативой таких школьных работников, как социальные педагоги, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, педагогипсихологи, а также привлекаемых в школу специалистов подразделений по делам несовершеннолетних и т.д.

Результатом такого подхода к организации обучения социальногуманитарным дисциплинам будет высокий уровень правосознания подростков, выражающийся не в знании правовых норм, не в определенных чувствах по поводу тех или иных правовых явлений, а в слившихся воедино знаниях и чувствах, образовавших убеждение и субъективную уверенность в истинности и разумности приобретенных знаний, готовности действовать в соответствии с требованиями правовых предписаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста

В данной статье описываются психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст"

Материал содержит выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст". Родителям в доступной форме рассказывается об особенностях этого возраста, даны практические рекоменда...

Психолого-педагогические особенности развития обучающихся подросткового возраста и их влияние на организацию проектной деятельности на уроках музыки

Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспит...

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста

Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...

Статья Экологическое воспитание обучающихся подросткового возраста

В современную эпоху, когда загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, возникает вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Для решения экологических проблем необх...

Выступление на родительском собрании "Первые проблемы подросткового возраста"

Методическая разработка выступленияя на родительском собрании "Первые проблемы подросткового возраста"...