Выступление на РМО педагогов-психологов по теме: "Тема: «Постсуицидальный статус ребенка. Составление программы сопровождения»
презентация к уроку по психологии (7 класс)

Ливенцева Светлана Николаевна

Выступление на РМО педагогов-психологов по теме: "Тема: «Постсуицидальный статус ребенка. Составление программы сопровождения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx21.93 КБ
Файл moya_prezentatsiya.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО педагогов-психологов

Тема: «Постсуицидальный статус ребенка. Составление программы сопровождения»

Педагог-психолог

 МБОУ Аександровской ООШ

Ливенцева С. Н.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание   психологических   условий,    обеспечивающих   полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой.

Тема моего выступления предполагает остановится более подробно на том что такое постсиуцидальный статус ребенка. Постсуицид представляет собой “результирующую” таких составляющих, как конфликтная ситуация, сам суицидальный акт (с его “психическим” и соматическим компонентами), особенности его прерывания и реанимации, соматические последствия, новая ситуация и личностное отношение к ней.

Постсуицидального состояние имеет свою клинику, структуру, несет в себе прогностические критерии на будущее и оценку текущей диагностики суицидального поведения.

Типы постсуицидального состояния классифицируют на основании трех критериев:

актуальность конфликта после суицидальной попытки,

наличие или отсутствие критического отношения к суициду,

наличие или отсутствие суицидальных тенденций

Различают следующие типы постсуицидального состояния по классификации В.А. Тихоненко (1978)

  1. Критический
  2. Манипулятивный
  3. Аналитический
  4. Суицидально-фиксированный

Остановимся более подробно на каждом состоянии.

Работая с постсуицидальными пациентами, психотерапевт должен оценить актуальность суицидогенного конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций, особенности отношения пациента к суицидальной попытке.

Психотерапевтическая тактика определяется установленным типом постсуицидального состояния.

При критическом типе достаточно рациональной психотерапии.

При манипулятивном – пациент нуждается в более углубленной психотерапии, направленной на изменение ценностей, формировании негативного отношения к суициду, выработке конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

При аналитическом типе пациент нуждается в систематическом наблюдении, возможно психиатрическом лечении. Задачей психотерапии является ликвидация конфликтной ситуации.

При суицидально-фиксированном типе пациент нуждается в строгом надзоре, лечении, психотерапии, цель которых в первую очередь –формирование менее брутального типа постсуицидального состояния.

После диагностики проведенного обследования и подтверждения, что у ребенка есть предпосылки попасть в группу суицидального риска, составляется программа индивидуального сопровождения.

Комплексное сопровождение обучающихся группы суицидального риска включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:

  • педагогическая помощь. Отслеживание и устранение пробелов в знаниях, определение системы дополнительных занятий и помощи. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
  • психологическая помощь. Диагностика, консультирование, проведение индивидуальной и групповой психологической коррекции;
  • организация занятости и досуга. Вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки; 
  • медицинская помощь;
  • социальная помощь.

Программа сопровождения может включать не все виды деятельности. В зависимости от анализа ситуации, диагностируемых проблем, возможностей образовательного учреждения и желания несовершеннолетних и их родителей,

Со всеми обучающимися, попавшими в первичный список, педагогом-психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой принимается решение о включении обучающихся в список группы риска развития кризисного состояния.

С обучающимися выделенной группы суицидального риска педагогом-психологом проводится также углубленная диагностика, направленная на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения. Процедура выявления и методы диагностики  описаны в Базовом компоненте деятельности педагога-психолога общеобразовательной организации (Приказ Минобразования РО №163 от 24.03.2015).

        В случае выявления высокого риска суицида у обучающихся педагог-психолог информирует об этом узкий круг лиц, которые могут повлиять на снижение риска (администрацию, классного руководителя).

        Также обязательно классным руководителем, педагогом-психологом или представителем администрации информируются родители (законные представители), с которыми согласовываются дальнейшие действия. (Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. № 07-149).

При разработке программы учитываются индивидуальные особенности обучающегося, его семейной и жизненной ситуации, анализируются факторы суицидального риска.

        Планируемые мероприятия могут быть направлены на улучшение детско-родительских отношений, формирование поддерживающего окружения, комфортного эмоционального климата в семье, преодоление причин, вызывающих у несовершеннолетнего стресс, эмоциональный дискомфорт, нежелание жить.

При составлении индивидуальной программы сопровождения в случае необходимости возможно рекомендовать родителям обращение за услугами в другие субъекты профилактики: учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Структура и содержание  индивидуальной программы комплексного сопровождения.

        Индивидуальная программа комплексного сопровождения отражает деятельность различных специалистов, включает в себя виды работ по сопровождению обучающегося группы суицидального риска и его окружения (родители, одноклассники, друзья).

        Индивидуальная программа комплексного сопровождения представляет собой документ, содержащий следующие сведения  (Приложение 2):

  • общие сведения о ребёнке (ФИО, дата рождения, класс) и его родителях;
  • сроки и куратор реализации программы;
  • основания осуществления комплексного сопровождения;
  • проблемы ребёнка и семьи, требующие решения;
  • ресурсы;
  • цели и задачи комплексного сопровождения;
  • все виды планируемых работ с обучающимся, его семьёй, одноклассниками, с указанием сроков, ответственных исполнителей, результативности.

Основанием для осуществления комплексного сопровождения является выявление у обучающегося риска развития кризисных состояний и  суицидального поведения, что возможно в следующих ситуациях:

  • в ходе планового выявления обучающегося риска развития кризисных состояний и  суицидального поведения с использованием таблицы факторов риска и психологической диагностики. Необходимо указать имеющиеся у обучающегося факторы риска из «Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся» и результаты психологической диагностики, проводимой для определения степени суицидального риска;
  • обучающийся высказывает или демонстрирует суицидальные намерения;
  • получение информации о суицидальных намерениях обучающегося от родителей, обучающихся, педагогов.

Мероприятия

Планируемые мероприятия должны быть направлены на решение поставленных задач.

Возможные мероприятия:

  • индивидуальное и семейное психологическое консультирование;
  • психологические коррекционные индивидуальные и групповые занятия;
  • тренинги (личностного роста, уверенности в себе, коммуникативный, детско-родительских взаимоотношений);
  • беседы;
  • классные часы;
  • дискуссии на нравственные темы;
  • социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции;
  • организация досуга.

         Обязательным мероприятием в программе является оказание психологической помощи несовершеннолетнему.

Подробнейшая информация по составлению программ отражена в методических рекомендациях по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся группы суицидального риска.

В своей работе с учащиися групы суицидального риска использую ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА        «ЦЕНА ЖИЗНИ»        

Программа реализуется по четвертям

1 четверть. Изучение индивидуальных особенностей подростков.

 Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 четверть. Индивидуальная работа

Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы  поддержки и формирование проекции на будущее.

3 четверть. Групповая работа.

 Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»

4 четверть. Психодиагностический мониторинг. Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Постсуицидальный статус ребенка. Составление программы сопровождения. Педагог-психолог МБОУ Аександровской ООШ Ливенцева С. Н.

Слайд 2

Постсуицидальное состояние имеет свою клинику, структуру, несет в себе прогностические критерии на будущее и оценку текущей диагностики суицидального поведения. Типы постсуицидального состояния классифицируют на основании трех критериев: актуальность конфликта после суицидальной попытки, наличие или отсутствие критического отношения к суициду, наличие или отсутствие суицидальных тенденций

Слайд 4

Типы постсуицидального состояния по В.А. Тихоненко (1978 Критический Манипулятивный Аналитический Суицидально-фиксированный

Слайд 5

КРИТИЧЕСКИЙ Актуальность конфликта утрачена за счет понимания гиперболизации Суицидальных тенденций нет Отношение критическое, стыд, желание жить, страх возможной смерти Рецидивов не бывает конфликт утратил свою актуальность, суицидальные действия как бы «разрядили» пресуицидальную напряженность. Отношение к суициду негативное. Вероятность повторного суицида минимальна

Слайд 6

манипулятивный Актуальность уменьшилась за счет удовлетворения рентных установок Суицидальных тенденций нет Удовлетворение результатом попытки, легкий стыд, желание жить, страх возможной смерти Вероятность рецидива мала, но есть актуальность конфликта значительно уменьшилась за счет влияния суицидальных действий на ситуацию в пользу суицидента . Суицидальных тенденций нет, а отношение к суицидальной попытке рентное, так как суицидент понимает, что подобные действия в будущем могут служить способом для достижения цели и средством влияния на ситуацию, возникает желание манипулировать этим

Слайд 7

аналитический Конфликт актуален Суицидальных тенденций нет Раскаяние за совершенное покушение, поиск новых путей разрешения конфликта Вероятность рецидива велика, если пути к разрешению конфликта найти не удалось конфликт по-прежнему остается актуальным, но отношение к суицидальной попытке негативное и суицидальных тенденций пока нет. Обнаруживаются поиски иных путей разрешения конфликта, но если они не будут найдены, вновь вероятны попытки вернуться к прежнему вариант

Слайд 8

Суицидально-фиксированный Конфликт актуален Суицидальные тенденции сохраняются, могут диссимулироваться Критики к суицидальному поведению нет, иного пути разрешения конфликта не видит Вероятность рецидива очень велика, так как пациент не вышел из «суицидального статуса» характеризуется хронической дезадаптацией личности, суицидальные тенденции сохраняются стойко, т.е. суицидальная попытка не прерывает предсуицидного состояния

Слайд 10

Структура и содержание индивидуальной программы комплексного сопровождения . общие сведения о ребёнке (ФИО, дата рождения, класс) и его родителях; сроки и куратор реализации программы; основания осуществления комплексного сопровождения; проблемы ребёнка и семьи, требующие решения; ресурсы; цели и задачи комплексного сопровождения; все виды планируемых работ с обучающимся, его семьёй, одноклассниками, с указанием сроков, ответственных исполнителей, результативности.

Слайд 11

Основанием для осуществления комплексного сопровождения Выявление в ходе планового выявления обучающегося риска развития кризисных состояний и суицидального поведения с использованием таблицы факторов риска и психологической диагностики. Необходимо указать имеющиеся у обучающегося факторы риска из «Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся» и результаты психологической диагностики, проводимой для определения степени суицидального риска; обучающийся высказывает или демонстрирует суицидальные намерения; получение информации о суицидальных намерениях обучающегося от родителей, обучающихся, педагогов.

Слайд 12

Мероприятия программы индивидуального сопровождения предполагают индивидуальное и семейное психологическое консультирование; психологические коррекционные индивидуальные и групповые занятия; тренинги (личностного роста, уверенности в себе, коммуникативный, детско-родительских взаимоотношений); беседы; классные часы; дискуссии на нравственные темы; социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции; организация досуга. Обязательным мероприятием в программе является оказание психологической помощи несовершеннолетнему.

Слайд 13

Психолого – педагогическая карта индивидуального сопровождения школьника группы риска

Слайд 14

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА «ЦЕНА ЖИЗНИ» Программа реализуется по четвертям 1 четверть . Изучение индивидуальных особенностей подростков. Диагностика личностного и интеллектуального развития. 2 четверть. Индивидуальная работа Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее. 3 четверть. Групповая работа. Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня» 4 четверть . Психодиагностический мониторинг . Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста

Слайд 15

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА «ЦЕНА ЖИЗНИ»

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

Выступление на РМО педагогов - психологов «СКАЗКОТЕРАПИЯ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ»

― А ты кто?― Я  и сама не знаю.― Если ты не знаешь, то я тем более.― Я  знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...Льюис Кэррол."Алиса в стране чудес&qu...

Выступление на РМО педагогов-психологов

Модель социально-психологической поддержки детей пострадавших от насилия в семье...

Выступление на ГМО педагогов-психологов

Психологические особенности  семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пути помощи и поддержки семьям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями в условиях образова...

Выступление на ГМО педагогов-психологов «Профилактика жестокого обращения с детьми дома и в ОО»

Предоставление опята работы на ГМО по теме "Профилактика жестокого обращения с детьми дома и в ОО"...

Выступление на педсовете педагога-психолога школы Захаровой М.Г. «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».

Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания....