«Создание условий для формирования у детей и подростков осознанного принятия национальных и гуманистических ценностей»
статья
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_gotovyy.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Свое сегодняшнее выступления я хочу начать с давно полюбившегося высказывания А.С. Макаренко: «Детей не надо воспитывать, при них надо жить правильно». Наши дети – это наше с вами отражение, отражение нашего времени, отражение своих родителей.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Педагогическая деятельность образовательной организации сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно -образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновлению содержания образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчёркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни».
Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость за прошлое своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.
Исторически сложилось так, что Россия – Родина разных народов, и каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Все мы разные, но все вместе мы – одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.
Приобщая ребенка к культуре народов России, общечеловеческим ценностям, мы помогаем заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности.
В основе этнокультурного воспитания обучающихся должен быть целый комплекс процессов:
• приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.
Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Накапливание и сохранение культурных ценностей –основа развития цивилизации.
Работа в данном направлении в центре ведется:
1) в процессе обучения;
2) во внеурочной деятельности;
3) во внешкольной деятельности, используя возможности дополнительного образования, социальных партнеров, родителей.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на воспитанников имеет учебный материал общеобразовательных дисциплин.
Уже в начальной школе на уроках литературного чтения обогащаются детские представления об отношениях людей, о нормах и правилах жизни в обществе. Народные сказки способствуют формированию нравственных ценностей: красна девица – это умница, рукодельница, добрый молодец – смелый, сильный, честный, добрый. Знакомство с пословицами и поговорками позволяет раскрыть этические нормы жизни народа. Например: «Сделав добро- не хвались» или «Худо тому, кто добра не делает никому»
На уроках литературы читая произведения о добре, дружбе, труде людей разных профессий, природе, защите окружающей среды, Родине, законах нашей страны дети накапливают большой объем нравственных знаний, обогащая тем самым опыт нравственного поведения.
Уроки истории и обществознания – это особые уроки: именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Раскрыть смысл таких слов, как гражданственность, гражданин на уроках по обществознанию помогают герои исторического прошлого: Иван Сусанин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.
Коллектив нашего центра принял активное участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Россия», целью которого было формирование экологического воспитания подрастающего поколения, защите окружающей среды и сбережению природного наследия. Что способствует осознанному принятию национальных и гуманистических ценностей у детей.
В рамках реализации единого урока музыки в нашем центре прошел урок, посвященный дню рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его изумительные произведения «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» знают во всем мире. Это тревожит души детей и помогает им проникнуться любовью к русской культуре.
В центре создана система работы, направленная на поэтапное, постепенное приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию родного края, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Изучение исторического прошлого России и русского народа позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни родного народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.
На занятии педагога дополнительного образования Федосеева Владимира Александровича «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» дети окунулись в мир удивительной русской народной музыки, узнали много нового о народных инструментах. Ведь невозможно представить Россию без задорных наигрышей, веселых плясок и гуляний. Много музыкальных инструментов создал русский народ порой из простых бытовых предметов: например, ложки. И сейчас группа ложкарей нашего центра с удовольствием наигрывают полюбившиеся мелодии. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «родные корни», характерные для русской народной культуры. Звуки, тембры, мелодии, формы пронизывают его насквозь, и он осознает, что является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. В центре стало традицией с задором, весельем, сладкими блинами, горячим чаем и множеством гостей встречать Масленицу. На празднике царит атмосфера веселья, играет музыка, выступают гости в праздничных одеждах, звучат народные песни и детский смех. Дети смотрят красочные интересные представления, веселятся от души, принимают участие в различных конкурсах, катаются на лошадях и качелях, а коробейники угощают всех сладостями.
С целью развития интереса детей к подвижным играм народов России, развития силы, ловкости, выносливости, ответственности за действия друг друга, формирования честности, справедливости, дисциплинированности, усвоения норм и ценностей культуры народов России в начальной школе прошла неделя «Играем в национальные игры народов России»: в 1 кл. – «Веревочка под ногами», «Хромая лиса»; в 3 кл. – «Шишки, желуди, орехи», «Охотники и утки»; в 4кл. – «Двенадцать палочек», «Встречный бой».
Ведь подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора и формируют у детей осознанное принятие национальных ценностей.
В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой русский фольклор.
С целью развития у детей интереса к русской культуре и традициям, воспитания потребности в добрых делах и поступках в центре проводятся:
-праздничный концерт посвященный «Дню Матери». Отмечать День Матери, это еще одна добрая традиция в нашем центре. В зале царит необычайно добрая, праздничная атмосфера. Мам при входе радушно встречают. Концерт, посвященный такому дню, получается особым, действительно ярким. Участники концерта поют песни, танцуют, и все это посвящается любимым мамам, которые с восхищением наблюдают за выступлениями своих чад и от души радуются.
- очень интересно прошел фестиваль детского творчества «Путешествие в страну сказок».Где ребята с большим удовольствием перевоплощались в героев сказок, переживая происходящие в них события, борясь со злом и всегда проявляя готовность прийти на помощь. Проведение таких фестивалей способствует воспитанию интереса к устному народному творчеству, развитию образного мышления, любви к русскому языку, обогащению речи, способствует приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям.
- А день добра и милосердия, посвящённый Международному дню инвалида, всегда получается особенно теплым и трогательным. В зале сказано много важных слов о дружбе, взаимопонимании и поддержке, что помогает воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, расширению нравственного опыта обучающихся.
В заключение хочется сказать, что воспитать гуманистические национальные ценности ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию национальной культуры обучающегося была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с обучающимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят нашим детям уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры осуществляется путемдейственного познания, через многообразие форм и методов работы с детьмии воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход помогает нам педагогам и воспитателям центра подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, безкоторой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"
Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...
Создание сетевого инновационного образовательного кластера по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия
Наиболее эффективным условием взаимодействия с учениками, учителями, семьей, обществом в целом является сетевой характер взаимодействия социальных институтов. Формирование образовательного кластера сп...
«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»
Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....
Изучение ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Зелёная планета».
Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено про...
Сохранение и развитие родного языка в учреждении интернатного типа как способ формирования национальной идентичности детей и подростков
laquo;Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка....
УСТАНОВКИ, ЦЕННОСТИ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Анализ поведенческих характеристик и формирующихся жизненных ценностей современных детей и подростков в свете Теории поколений, авторами которой являются американцы Н. Хоув и В. Штраус (адаптация...
Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков
quot;Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где...