Основные направления, содержание организации методического сопровождения работы учителей ОБЖ
методическая разработка
Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и совершенствования работы по организации и методическому сопровождению деятельности педагогов.
Новой школе нужен современный учитель. Способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение?
Основополагающим в содержании и структуре методического сопровождения является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Учитель ключевая фигура в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия для развития его личности, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится.
Появилась необходимость разработки вопросов организации и методического сопровождения обучение педагогов. Понятие «сопровождение», означает «следовать рядом» предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Действуя по принципу «образовываюсь, образовывая», необходимо организовать не только собственное образование, но и сделать обучение педагога научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
При этом необходимо создать процесс обучения как процесс сотрудничества. с равнозначными и равноправными ролями : преподавателя, методиста, учителя. Совместное сотрудничество деятельности апробируется через такие формы обучения как; квалификационные курсы, семинары, мастер-классы, консультации, наставничество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные направления, содержание организации методического сопровождения работы учителей ОБЖ
Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и совершенствования работы по организации и методическому сопровождению деятельности педагогов.
Новой школе нужен современный учитель. Способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение?
Основополагающим в содержании и структуре методического сопровождения является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Учитель ключевая фигура в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия для развития его личности, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится.
Появилась необходимость разработки вопросов организации и методического сопровождения обучение педагогов. Понятие «сопровождение», означает «следовать рядом» предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Действуя по принципу «образовываюсь, образовывая», необходимо организовать не только собственное образование, но и сделать обучение педагога научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
При этом необходимо создать процесс обучения как процесс сотрудничества. с равнозначными и равноправными ролями : преподавателя, методиста, учителя. Совместное сотрудничество деятельности апробируется через такие формы обучения как; квалификационные курсы, семинары, мастер-классы, консультации, наставничество.
Выдвинуты принципы организации и сопровождения образовательного процесса:
- системности в организации и сопровождении (соблюдении соответствия целей, содержания, методов, средств организации и сопровождения);
- развития образовательных потребностей: ( выявления реального состояния имеющихся потребностей);
- опоры на опыт педагогов, (как один из источников организации и сопровождения);
- закономерность единства управления методической работой;
- закономерное воздействие на конечный результат;
- принцип координации взаимодействия с основными, структурными подразделениями ( в планировании, реализации планов);
- принцип гибкости и вариативности, в соответствии с потребностями и интересами педагогов (вариативность предусматривает наличие максимального выбора и разнообразия структур).
Основная миссия методической службы – качественное решение задач развития системы образования.
Каковы основные предпосылки организации и методического сопровождения деятельности педагогов?
Учитель сталкивается с проблемами на всех уровнях его жизнедеятельности. Часть проблем связана с материальным обеспечением, часть с социальным статусом учителя, часть - с укладом и настроением сообщества. Столкнувшись с проблемами, учитель находятся в кризисе своего профессионального развития.
Учитель сталкивается и с трудностями, связанными непосредственно с его профессиональной деятельностью – с методическими проблемами. Среди методических проблем современного учителя можно выделить следующее.
Проблема ориентации и выбора (учебника, программы), так как существует
большое количество вариативных программ; различных, часто несоответствующих этим программам учебников.
Проблема связана со всеобщей компьютеризацией. Несмотря на то, что информационные компьютерные технологии (ИКТ) внедряются везде, большинство учителей не готово к использованию ИКТ.
Проблемой является отношения педагогов к инновациям (в связи с внедрениями управления инновационными процессами в образовательных учреждениях).
Не можем оперативно оценить эффективность оказанной методической помощи, так как не получаем ответную связь от педагогов. Педагог не включается в полноценное педагогическое общение. Не всегда выбранная тема МО интересна всем педагогам, так как имеет узконаправленную специфику.
Проблема не печатания информационно-методических материалов по обобщению опыта работы, приводит к недостаточной осведомленности о новшествах педагогов.
Помочь решить проблемы, а значит необходимо создание методических объединений, помогающих учителям стать профессионально – компетентными, отвечающими требованиям современной системы образования.
Основная задача - оказание помощи педагогам в улучшении организации образовательного процесса, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.
Цель работы – организация и методическое сопровождение педагогов в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по следующим направлениям:
- повышение теоретического, научно - методического уровня подготовки педагогов;
- организации программно – методического сопровождения, способствующего совершенствованию и повышению эффективности работы в школе;
- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов, информировании о нормативно – правовой базе, регулирующей работу в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;
- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;
- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;
- вооружение современными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
- совершенствования методики преподавания;
- развитие интеллекта и творческих способностей педагогов;
- осуществление межпредметной связи.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий и оказания помощи педагогу в принятии каких – либо решений. Сопровождение подразделяется на: научно – методическое; организационно- управленческое; информационное.
Деятельность методических объединений учителей планируется с учетом использования нормативно-правовой и информационной базы; курсовой подготовки; новых технологий; информации о содержании, организации и состоянии УВП, запросов и потребностей заказчиков и педагогов, особенностей преподавания предметов и реализации городских и областных программ.
Распространенной формой профессиональных объединений педагогов, являются методические объединения. Работа с методическим объединением начинается с формирования банка данных о педагогах методического объединения через диагностику, что позволяет получить реальную картину состояния педагогического сообщества.Рекомендуется проведение ряда диагностических процедур:
- изучение кадрового обеспечения;
- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов;
- изучение затруднений;
- изучение материальной базы.
- наличие УМК;
- наличие технического оснащения и материальной базы УВП.
Основные задачи методического объединения:
- создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов;
- оказание адресной методической помощи;
- систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.
Приоритетными направлениями деятельности методических объединений выдвинуты:
- информационно-аналитическая экспертная работа, методическая деятельность;
- образовательная работа;
- организационно - методическая деятельность.
Основные направления деятельности методиста как координатора деятельности городского методического объединения:
1) аттестация педагогов;
2) обобщение и распространение опыта работы;
3) методические семинары;
4) диагностика деятельности педагогов.
Одним из направлений методического сопровождения является
сопровождение инновационной деятельности педагогов, участие в экспериментальной работе.
Важнейшим разделом работы ГМО является обмен опытом при посещении уроков с использованием инновационных технологий; интерактивной доски, компьютеров, DVD, мультимедийных проекторов и другой техники.
Особого внимания требует методическое сопровождение молодых педагогов. Для этой категории педагогов эффективной работой является форма наставничества, постоянно действующие семинары, консультации, «мастер – классы» и тд.
Обобщая опыт деятельности методических объединений в целом, можно отметить, что в настоящее время уже сложилась система методического сопровождения педагогов:
- в обучении педагогов на курсах повышения квалификации;
- в разработке инструментария изучения и анализа общественного мнения;
- в организации и проведении конкурсов, мастер-классов;
- в подготовке педагогов к аттестации и др.
Методическое сопровождение помогает найти оптимальную стратегию управления инновационными процессами и оказать практическую помощь педагогам, осваивающим новые педагогические технологии.
Каковы же перспективы методической работы?
Перспективная деятельность методического объединения заключается в достижении следующих результатов:
- обеспечения методических условий для реализации программ развития образования;
- создания научно обоснованной, гибкой системы непрерывного повышения квалификации педагогов через развитие творческих способностей личности учителя;
- создания банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;
- продолжения работы по изучению и внедрению новых технологий в практику деятельности образовательных учреждений через повышение квалификации педагогов;
- разработки программы курсовой подготовки начинающих педагогов.
Методическая служба находится в постоянном поиске интересных методов организации образовательного процесса, инновационных технологий определения качества обучения, новых действенных форм передачи опыта, благоприятных условий для личностного развития педагогов и путей повышения престижности профессии.
И если образно представить методическую службу двигающимся под горку поездом, то ускорение ему придают современные условия и требования к образованию в государственном масштабе, энергетическую подпитку мы получаем от вас, педагогов, а вот наша задача - умело справляться с обязанностями диспетчера, чтобы поезд двигался в правильном направлении и избежал аварии. Наш поезд остановить невозможно и если достаточной будет ваша энергия, то мы благополучно и спустимся с горки и вновь на неё взберёмся
Сегодня мы с вами поработает в творческих группах. (задания для групп –работа с технологическими картами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Организация методического сопровождения образовательного процессадля детей с ОВЗв общеобразовательной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-404579-1392329319.jpg)
Современные подходы к организации методического сопровождения педагогической деятельности
В презентации представлен опыт применения ИКТ технологий на уроке геометрии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-535392-1421236301.jpg)
Методическое сопровождение работы молодых специалистов
краткое описание методического сопровождения работы молодых специалистов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-927538-1663244686.jpg)
Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии в условиях реализации ФГОС основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942593-1504123517.jpg)
18.01.2013г. Основные методы и технологии, используемые в работе учителя Ф.К.
Трансляция опыта практических результатов профессональной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-942606-1504128740.jpg)
18.01.2013г. Основные методы и технологии, используемые в работе учителя Ф.К.
Тансляция практических результатов профессиональной деятельности...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2017/07/17/picture-515157-1500298805.jpg)
Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов
Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...