Основные направления, содержание организации методического сопровождения работы учителей ОБЖ
методическая разработка

Ногуманов  Айнур Рафисович

Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и совершенствования работы по организации и методическому сопровождению деятельности педагогов.

Новой школе нужен современный учитель. Способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение?

Основополагающим в содержании и структуре методического сопровождения является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Учитель ключевая фигура в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия для развития его личности, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится.

Появилась необходимость разработки вопросов организации и методического сопровождения обучение педагогов. Понятие «сопровождение», означает «следовать рядом» предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Действуя по принципу «образовываюсь, образовывая», необходимо организовать не только собственное образование, но и сделать обучение педагога научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

При этом необходимо создать процесс обучения как процесс сотрудничества. с равнозначными и равноправными ролями : преподавателя, методиста, учителя. Совместное сотрудничество деятельности апробируется через такие формы обучения как; квалификационные курсы, семинары, мастер-классы, консультации, наставничество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления, содержание организации методического сопровождения работы учителей ОБЖ

 

Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и совершенствования работы по организации и методическому сопровождению деятельности педагогов.

Новой школе нужен современный учитель. Способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение?

Основополагающим в содержании и структуре методического сопровождения является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Учитель ключевая фигура в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия для развития его личности, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится.

Появилась необходимость разработки вопросов организации и методического сопровождения обучение педагогов. Понятие «сопровождение», означает «следовать рядом» предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Действуя по принципу «образовываюсь, образовывая», необходимо организовать не только собственное образование, но и сделать обучение педагога научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

При этом необходимо создать процесс обучения как процесс сотрудничества. с равнозначными и равноправными ролями : преподавателя, методиста, учителя. Совместное сотрудничество деятельности апробируется через такие формы обучения как; квалификационные курсы, семинары, мастер-классы, консультации, наставничество.

Выдвинуты принципы организации и сопровождения образовательного процесса:

- системности в организации и сопровождении (соблюдении соответствия целей, содержания, методов, средств организации и сопровождения);

- развития образовательных потребностей: ( выявления реального состояния имеющихся потребностей);

- опоры на опыт педагогов, (как один из источников организации и сопровождения);

- закономерность единства управления методической работой;

- закономерное воздействие на конечный результат;

- принцип координации взаимодействия с основными, структурными подразделениями ( в планировании, реализации планов);

- принцип гибкости и вариативности, в соответствии с потребностями и интересами педагогов (вариативность предусматривает наличие максимального выбора и разнообразия структур).

Основная миссия методической службы – качественное решение задач развития системы образования.

Каковы основные предпосылки организации и методического сопровождения деятельности педагогов?

Учитель сталкивается с проблемами на всех уровнях его жизнедеятельности. Часть проблем связана с материальным обеспечением, часть с социальным статусом учителя, часть - с укладом и настроением сообщества. Столкнувшись с проблемами, учитель находятся в кризисе своего профессионального развития.

Учитель сталкивается и с трудностями, связанными непосредственно с его профессиональной деятельностью – с методическими проблемами. Среди методических проблем современного учителя можно выделить следующее.

Проблема ориентации и выбора (учебника, программы), так как существует

большое количество вариативных программ; различных, часто несоответствующих этим программам учебников.

Проблема связана со всеобщей компьютеризацией. Несмотря на то, что информационные компьютерные технологии (ИКТ) внедряются везде, большинство учителей не готово к использованию ИКТ.

Проблемой является отношения педагогов к инновациям (в связи с внедрениями управления инновационными процессами в образовательных учреждениях).

Не можем оперативно оценить эффективность оказанной методической помощи, так как не получаем ответную связь от педагогов. Педагог не включается в полноценное педагогическое общение. Не всегда выбранная тема МО интересна всем педагогам, так как имеет узконаправленную специфику.

Проблема не печатания информационно-методических материалов по обобщению опыта работы, приводит к недостаточной осведомленности о новшествах педагогов.

Помочь решить проблемы, а значит необходимо создание методических объединений, помогающих учителям стать профессионально – компетентными, отвечающими требованиям современной системы образования.

Основная задача - оказание помощи педагогам в улучшении организации образовательного процесса, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.

Цель работы – организация и методическое сопровождение педагогов в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по следующим направлениям:

- повышение теоретического, научно - методического уровня подготовки педагогов;

- организации программно – методического сопровождения, способствующего совершенствованию и повышению эффективности работы в школе;

- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов, информировании о нормативно – правовой базе, регулирующей работу в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;

- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;

- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;

- вооружение современными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

- совершенствования методики преподавания;

- развитие интеллекта и творческих способностей педагогов;

- осуществление межпредметной связи.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий и оказания помощи педагогу в принятии каких – либо решений. Сопровождение подразделяется на: научно – методическое; организационно- управленческое; информационное.

Деятельность методических объединений учителей планируется с учетом использования нормативно-правовой и информационной базы; курсовой подготовки; новых технологий; информации о содержании, организации и состоянии УВП, запросов и потребностей заказчиков и педагогов, особенностей преподавания предметов и реализации городских и областных программ.

Распространенной формой профессиональных объединений педагогов, являются методические объединения. Работа с методическим объединением начинается с формирования банка данных о педагогах методического объединения через диагностику, что позволяет получить реальную картину состояния педагогического сообщества.Рекомендуется проведение ряда диагностических процедур:

- изучение кадрового обеспечения;

- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов;

- изучение затруднений;

- изучение материальной базы.

- наличие УМК;

- наличие технического оснащения и материальной базы УВП.

Основные задачи методического объединения:

- создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов;

- оказание адресной методической помощи;

- систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.

Приоритетными направлениями деятельности методических объединений выдвинуты:

- информационно-аналитическая экспертная работа, методическая деятельность;

- образовательная работа;

- организационно - методическая деятельность.

Оhello_html_73a869ad.gifсновные направления деятельности методиста как координатора деятельности городского методического объединения:

1) аттестация педагогов;

2) обобщение и распространение опыта работы;

3) методические семинары;

4) диагностика деятельности педагогов.

Одним из направлений методического сопровождения является

сопровождение инновационной деятельности педагогов, участие в экспериментальной работе.

Важнейшим разделом работы ГМО является обмен опытом при посещении уроков с использованием инновационных технологий; интерактивной доски, компьютеров, DVD, мультимедийных проекторов и другой техники.

Особого внимания требует методическое сопровождение молодых педагогов. Для этой категории педагогов эффективной работой является форма наставничества, постоянно действующие семинары, консультации, «мастер – классы» и тд.

Обобщая опыт деятельности методических объединений в целом, можно отметить, что в настоящее время уже сложилась система методического сопровождения педагогов:

- в обучении педагогов на курсах повышения квалификации;

- в разработке инструментария изучения и анализа общественного мнения;

- в организации и проведении конкурсов, мастер-классов;

- в подготовке педагогов к аттестации и др.

Методическое сопровождение помогает найти оптимальную стратегию управления инновационными процессами и оказать практическую помощь педагогам, осваивающим новые педагогические технологии.

Каковы же перспективы методической работы?

  Перспективная деятельность методического объединения заключается в достижении следующих результатов:

 - обеспечения методических условий для реализации программ развития образования;

 - создания научно обоснованной, гибкой системы непрерывного повышения квалификации педагогов через развитие творческих способностей личности учителя;

 - создания банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;

- продолжения работы по изучению и внедрению новых технологий в практику деятельности образовательных учреждений через повышение квалификации педагогов;

- разработки программы курсовой подготовки начинающих педагогов.

Методическая служба находится в постоянном поиске интересных методов организации образовательного процесса, инновационных технологий определения качества обучения, новых действенных форм передачи опыта, благоприятных условий для личностного развития педагогов и путей повышения престижности профессии.

И если образно представить методическую службу двигающимся под горку поездом, то ускорение ему придают современные условия и требования к образованию в государственном масштабе, энергетическую подпитку мы получаем от вас, педагогов, а вот наша задача - умело справляться с обязанностями диспетчера, чтобы поезд двигался в правильном направлении и избежал аварии. Наш поезд остановить невозможно и если достаточной будет ваша энергия, то мы благополучно и спустимся с горки и вновь на неё взберёмся

 Сегодня мы с вами поработает в творческих группах. (задания для групп –работа с технологическими картами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Организация методического сопровождения образовательного процессадля детей с ОВЗв общеобразовательной школе...

Современные подходы к организации методического сопровождения педагогической деятельности

В презентации представлен опыт применения ИКТ технологий на уроке геометрии...

Методическое сопровождение работы молодых специалистов

краткое описание методического сопровождения работы молодых специалистов...

Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...

18.01.2013г. Основные методы и технологии, используемые в работе учителя Ф.К.

Трансляция опыта практических результатов профессональной деятельности....

18.01.2013г. Основные методы и технологии, используемые в работе учителя Ф.К.

Тансляция практических результатов профессиональной деятельности...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...