ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Котельникова Лада Вячеславовна

В статье рассматривается важность включения исторических аспектов в математические занятия на каждом этапе школьного обучения, обусловленная гуманизацией современного образования и необходимостью раскрытия практического характера этой дисциплины. Ведутся рассуждения о положительном влиянии изучения истории математики на культуру школьников, их интерес к науке, уровень мышления. Делается вывод о том, что математика при обращении к ее историческим основам приобретает междисциплинарный характер.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_izucheniya_istorii_matematiki_dlya_shkolnikov.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается важность включения исторических аспектов в математические занятия на каждом этапе школьного обучения, обусловленная гуманизацией современного образования и необходимостью раскрытия практического характера этой дисциплины. Ведутся рассуждения о положительном влиянии изучения истории математики на культуру школьников, их интерес к науке, уровень мышления. Делается вывод о том, что математика при обращении к ее историческим основам приобретает междисциплинарный характер.        

 Ключевые слова: история математики, школьное образование, гуманизация, воспитание, культура.  

The article discusses the importance of incorporating historical aspects into mathematical studies at each stage of schooling, due to the humanization of modern education and the need to disclose the practical nature of this discipline. Discussions are being held on the positive impact of studying the history of mathematics on the culture of schoolchildren, their interest in science, and the level of thinking. It is concluded that mathematics, when referring to its historical foundations, acquires an interdisciplinary character.

  Key words: history of mathematics, school education, humanization, education, culture. 

Математические занятия в современной школе (начальной, средней, старшей) предполагают соответствие ценностям гуманизации и гуманитаризации, активно развиваемым в образовании. В этом отношении актуальной является идея включения исторических фактов и сведений в математические уроки на каждом этапе школьного обучения. Как отмечает Кирьянова А.А.,  появившиеся в литературе за последнее время публикации свидетельствуют о повышении интереса к обозначенной теме. В основном это статьи о методах, способах и приемах использования исторических сведений на уроках математики [1]. В нашей статье ведется речь об основных аспектах значимости изучения истории математики, связанных с повышением общекультурного уровня развития школьников, с получением разнообразных знаний, с воспитанием адекватного отношения к особенностям каждой школьной дисциплины.

Шеломанова И.К. полагает, что  использование исторических сведений в обучении математике способствует достижению основных целей школьного математического образования:

  1. формирование конкретных математических знаний;
  2. пробуждение и развитие у учащихся устойчивого интереса к математике и ее приложениям;
  3. воспитание высокой культуры математического мышления;
  4. побуждению учащихся к самостоятельной творческой работе в области математики;
  5. формирование представления об основных периодах развития математической науки как части общечеловеческой культуры;
  6. раскрытию роли математики в развитии человеческой культуры;
  7. формированию научного мировоззрения [5].

Особым уровнем значимости изучения истории математики в школе, на наш взгляд, является складывание у учащихся верных представлений об этой дисциплине – как о ценной части культуры человечества и влиянии на цивилизационный рост. Включение исторических фактов в математические уроки на каждом этапе школьного обучения позволяет удерживать внимание учеников и повышать их общий интерес к разным темам и развитию математических умений. История этой науки показывает ученикам главное: особенности развития математики как практической деятельности человека (с ее пространственными формами и количественными измерениями), необходимой для повышения уровня жизни, открытий и изобретений. Методические особенности включения в каждый урок исторических фактов обусловлены возрастом учеников и конкретностью темы.

К примеру, в 5-6 классе рассматривается понятие отрицательного и положительного числа, которое можно описать при помощи имен и исследований Д. Александрийского и Р. Декарта: первый  определял отрицательные числа как «недостаток», а  положительные – как «наличие»; второй ученый при рассмотрении координатной плоскости истолковал положительные и отрицательные числа как противолежащие направленные отрезки, т.е. дал им геометрическое истолкование [3, c. 30]. На последующих занятиях (в других классах) демонстрируются и анализируются совместно с учениками другие примеры: алгоритм Эвклида, квадрат Пифагора, составление стихотворений по логарифмическому алгоритму Л. Кэррола.

Изучение истории математики на каждом этапе школьного обучения раскрывает особые сведения и создает необычное культурно-воспитательное пространство: классическая дисциплина приобретает масштабный междисциплинарный характер – формируются связи с физикой, литературой, психологией.  По мере возникновения насущных задач практики, появлялись не только новые понятия, но и создавались математические методы решения таких задач. Из истории человечества видим, что изобретение самолета потребовало решения задачи движения твердого тела в воздухе. Великий русский ученый Н.Е. Жуковский, применив новые математические методы, решил эту задачу, создав основу математической теории полета [1]. Использование метода корреляции (коэффициенты Пирсона, Спирмена, Вилкоксона) дало возможность подтверждать статистически результаты психологических тестов и выявлять факты воздействия одних качеств на другие.

Наблюдения показывают, что ученики начальных, средних и старших классов общеобразовательных школ знают в основном имена Пифагора, Евклида, Виета, теоремы, которых входят в школьный курс математики. Поэтому считаем, что ученики должны знать и такие имена, как М.И.Остроградский, Н.И.Лобачевский, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, С.Н.Бернштейн, М.В.Келдыш и многих других отечественных ученых. Их имена вошли в историю науки в связи с решением практических задач, имеющих большое значение для развития народного хозяйства, военной техники, развития науки.

История математики, повышая интерес учеников, влияет на самостоятельный поиск знаний и инициативу в их приумножении, что в дальнейшем обусловит стремление к исследованиям. В этом заключается культурно-воспитательная функция изучения истории: к примеру, обращение учеников к именам  А.Н.Крылова, С.А.Колмогорова, Н.Г.Четаева в создании и совершенствовании новой военной техники раскроет новые факты истории Второй мировой войны [1]. Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования широкого круга интересов учеников: при сравнении биографий С.В.Ковалевской и П.Я.Кочиной школьники увидят два мира, две эпохи, две судьбы, которые были почти противоположны друг другу, но вклад обеих женщин-математиков в развитие науки очень велик [4, c. 71].

Опыт включения в уроки математики исторического аспекта в настоящее время постепенно приобретается учителями – они отмечают, что благодаря обращению к разным событиям науки прошлого времени происходит и развитие мышления школьников, возрастает их понимание важности углубления в данную дисциплину.

 

Список литературы:

  1. Кирьянова А.А. Воспитание школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки // URL: http://urok.1sept.ru/статьи/211778/ 
  2. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. М.: Дрофа, 2005. 416 с.
  3. Мясникова Т. История развития понятия отрицательного числа // Математика в школе. 2001. № 41. С. 29-32.
  4. Савина О.А. Эстетический потенциал истории математики // Математика в школе. 2001. № 3. С. 69-72.
  5. Шеломанова И.К. Изучение истории математики в школе // URL: http://zodorov.ru/izuchenie-istorii-matematiki-v-shkole.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...

Значение изучения детьми истории кубанского фольклора, казачьих традиций, обычаев

Беседа с родителями по данной теме с целью привлечения детей в фольклорные коллективы....

Математика при изучении истории

В статье содержится обобщение собственного опыта использования математических приемов при изучении истории на уроках в школе....

методы и приемы формирования у школьников интереса к изучению истории

План Введение Глава I  Теоретические основы формирования интереса к предмету        1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы формирова...

Создание условий для самоопределения личности школьника в процессе изучения истории

В презентации "Создание условий для самоопределения личности школьника в процессе изучения истории"  показаны организационные формы работы,  способствующие развитию обучающихся в у...

«Методические особенности изучения истории математики как важная часть математического образования ».

Данная разработка была предназначена для выступления на ГМО. Может использоваться на уроках  математики, а также как материал для создания интересных уроков....