Перевернутый класс: технология обучения XXI века.
статья

Елена Ивановна Овчинникова

Современные классы необходимо “перевернуть”, так как стандартная форма обучения не отвечает более запросам современности.

Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой поддерживается развитие качеств и умений 21 века таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ, и  обеспечивается возможность для  поддержки развития каждого учащегося.

От традиционного класса перевернутый отличается тем, что на уроке у учителя высвобождается время для контакта и индивидуальной работы с учениками. Достигается это за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно.  Работая совместно, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя. А у педагога появляется возможность работать с учеником один на один.

Подобным образом организованная работа меняет привычные роли как учителя, так и учащегося.   И такие изменения, увы, даются нелегко и первым, и вторым.

При перевернутом классе учитель перестает быть центральной фигурой в учебном процессе, что воспринимается педагогами как потеря статуса. А учащиеся за многие школьные годы привыкли к пассивной роли в учебном процессе.  Вследствие чего отношение к самостоятельной деятельности постепенно становится прагматичным и формальным.

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001256da-184b1b71.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Перевернутый класс: технология обучения XXI века

Современные классы необходимо “перевернуть”, так как стандартная форма обучения не отвечает более запросам современности.

Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой поддерживается развитие качеств и умений 21 века таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ, и  обеспечивается возможность для  поддержки развития каждого учащегося.

От традиционного класса перевернутый отличается тем, что на уроке у учителя высвобождается время для контакта и индивидуальной работы с учениками. Достигается это за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно.  Работая совместно, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя. А у педагога появляется возможность работать с учеником один на один.

Подобным образом организованная работа меняет привычные роли как учителя, так и учащегося.   И такие изменения, увы, даются нелегко и первым, и вторым.

При перевернутом классе учитель перестает быть центральной фигурой в учебном процессе, что воспринимается педагогами как потеря статуса. А учащиеся за многие школьные годы привыкли к пассивной роли в учебном процессе.  Вследствие чего отношение к самостоятельной деятельности постепенно становится прагматичным и формальным.

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.

Традиционный подход

“Перевернутый” подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

ИКТ

Использование технологий и веб- инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

 

Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительные отношения с классом.

Методы

Информация идет от учителя к ученику.

Учащиеся в совместной работе открывают для себя знание.

Построение учебного процесса

В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме, а в классе решение проблем и применение знаний и умений в новой ситуации.

 

Однако существуют недостатки урока по модели «Перевернутый класс»:

- ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник. В этом случае необходим индивидуальный подход к каждому, и предоставить возможность учащимся задавать вопросы учителю;

- не каждый ученик выполняет домашнее задание: ученикам, которые не изучили теоретический материал дома, будет неинтересно на уроке. В этом случае в начале урока можно выделить время для повторения изученного дома материала. Лучше, если это сделает кто-то из учеников. Слабых учащихся объединять в пары или в группы с сильными;

- компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно. В этом случае домашнее задание дается с опорой на учебник.

Что нужно сделать, чтобы «перевернуть» класс?

  1. Разработайте для своих учащихся авторские материалы, по которым они могли бы заниматься вне уроков. Безусловно, информация в рамках утвержденной программы должна служить основой получения знаний, но школьники намного выше оценят личный вклад своего педагога. Однако не надейтесь, что учащиеся будут смотреть и/или читать составленные вами материалы только потому, что вы так сказали. Это является одним из минусов «перевернутого класса».
  2. Устанавливайте очень конкретные крайние сроки исполнения заданий. Но учтите: если вы называете только дату, учащиеся могут истолковать дедлайн (крайний срок выполнения) как полночь указанного дня! Старая добрая отговорка «сдам в следующий раз» не соответствует принципам новой методики, поэтому может создавать некоторые затруднения.
  3. Обеспечьте доступ к цифровым материалам для учащихся, у которых нет выхода в Интернет из дома. Один из вариантов – сбрасывать необходимую информацию на диски или USB-накопители. В любом случае, самостоятельное домашнее обучение является неотъемлемым элементом новой методики.
  4. Разъясните родителям учащихся смысл новой модели обучения (обычно я это делаю на родительских собраниях или при индивидуальной беседе с родителем); будьте готовы ответить на возникшие вопросы. Не удивляйтесь, если инновационная методика не понравится многим родителям, которые считают, что миссия учителя заключается в «разжёвывании» материала на уроке. Тем не менее, успех внедрения методики во многом будет зависеть от того, насколько родители школьников поверят в её эффективность.
  5. На фоне увеличения времени самостоятельного обучения возрастает необходимость дифференциации заданий по уровням сложности, поскольку одни учащиеся будут воспринимать весь объем информации, а другие могут не справиться.
  6. Стоит задуматься о системе оценивания, которая бы соответствовала школьным требованиям. Считаю, что оценивание должно быть «прозрачным» и понятным ученикам. Например, в течение урока ребенок может получить несколько оценок (за домашнее задание, за выполнение заданий во время урока и пр.), общая оценка выставляется в журнал. Таким образом, ребенок понимает объективность оценивания и появляется мотивация к обучению. Слабые учащиеся, не выполнив домашнее задание, осознанно подходят к выполнению заданий на уроке, чтобы получить более высокий балл за урок.
  7. Разработанный презентационный материал не будет оставаться актуальным на протяжении многих лет. Новая методика эффективна лишь в случае постоянного обновления информации с учетом требований и пожеланий учащихся.

Для избежания ряда проблем, связанных с “переворотом”, переход от традиционного класса к перевернутому осуществляется постепенно. Учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы “дать урок”, передать, а затем проверить знания. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение. Вот тогда и можно считать, что класс перевернут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация передовой технологии обучения «Перевернутый класс» на уроках английского языка в средней школе

Практическое применение передовой технологии "Перевернутый класс" спримерамим видео уроков английского языка....

Разработка урока по технологии с использованием метода обучения «Перевернутый класс» Тема; «Механическая трансмиссия в технических системах» (6-й класс)

В конспекте отражена работа на уроке технологии в 6 классе с использованием метода обучения «Перевернутый класс».Тема урока: «Механическая трансмиссия ...

Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики

Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего  для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...

Технология смешанного обучения "Перевернутый класс"

Презентация к домашней работе учеников. Особенности модели "Перевернутый класс"...

Применение технологии «перевернутый класс» в обучении физике учащихся основной школы

В статье  предлагается описание одной из наиболее перспективных моделей обучения современного образовательного пространства – смешанного обучения. Рассматривается возможность использования ...

Технология обучения "Перевернутый класс"

В чем суть технологии "Перевернутый класс?" Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно — подразумевается, что здесь всё не так, как на о...

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя обо...