Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Лисичкин хлеб»»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Власова Ольга Васильевна

Конспект урока внеклассного чтения «М. Пришвин «Лисичкин хлеб»» (коррекционная школа, 5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: способствовать развитию навыков беглого, правильного, сознательного, выразительного чтения, обогащению словарного запаса учащихся

Задачи:

Образовательные:

- учить слушать и слышать художественное слово;

- учить понимать отношение автора к героям рассказа;

Воспитательные:

- учить видеть удивительное и необычное в природе;

- способствовать воспитанию у учащихся любви к природе;

Коррекционные:

- развивать устную речь учащихся, воображение детей.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? 

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок и надеюсь, что вы будете внимательны и активны.

Введение в тему урока

- Сегодня мы познакомимся с рассказом «Лисичкин хлеб». Этот рассказ написал М. Пришвин (Учитель пишет на доске. Дети делают запись в тетради: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»).

- Заголовок пишется с большой буквы и в кавычках.

Работа над новым материалом. 

     М. Пришвин родился 4 февраля. Писать Пришвин стал не сразу, а сначала перепробовал много профессий: он был и агрономом, и корреспондентом, и учителем в сельской школе. Потом много путешествовал и писал только о том, что видел и сам пережил в природе.

     Рассказ Пришвина называется «Лисичкин хлеб». Этот рассказ входит в сборник «В краю дедушки Мазая».

     Край дедушки Мазая — лесистые берега Волги около Костромы, описанные Некрасовым в поэме "Дедушка Мазай и зайцы". Сюда приехал Михаил Михайлович Пришвин в своём доме на колёсах, прицепленном к грузовику, и прожил с самой ранней весны до самой поздней осени, наблюдая перемены в природе, изучая жизнь её обитателей. Так была написана книга "В краю дедушки Мазая", состоящая из рассказов: "Ночёвки зайца", "Этажи леса", "Землеройка", "Лисичкин хлеб" и др.

 Слушание произведения. (Учитель читает произведение. Перед прослушиванием произведения учитель нацеливает послушать и понять о ком или о чём, какие события происходят).

Вопросы после прослушивания:

- Назовите героев прослушанного вами рассказа? (автор и девочка Зина)

- Кто из героев понравился и почему?

- О чем интересном узнали?

-Как вы думаете по жанру, что это за произведение: рассказ или сказка? Почему?

 Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы читать.

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть!

Работа с текстом.

- Откройте текст на стр...

- Найдите фамилию автора. Прочитайте. Найдите название. Прочитайте.

-Назовите полностью.

-Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён?

- Что делает автор (рассказчик)?

- Что Зина?

-Какой фрагмент рассказа изображён?

- Этот фрагмент можно ещё назвать «Дары леса». 

Словарная работа. Что значит дар? (что дал лес, ничего не беря взамен).

Чтение фрагмента «Дары леса». Обсуждение прочитанного.

- Бывает ли ребята «Лисичкин хлеб»?

- Хотя мы сказали, что это произведение - рассказ, для неё маленькой девочки Зины писатель, как сказочник, превратил обычный Чёрный хлеб, в необычный, сказочный, «Лисичкин». Ведь так здорово, в нашей обычной жизни верить во что-то чудесное!

   

 Работа в тетради. 

- Разъяснить значение слов.

Словарная работа. ДОЧИСТА, КОПУЛЯ, ОБОМЛЕЛА, ДОБЫЧА,

- Когда в рассказе Пришвин применяет эти слова? Прочитайте отрывок.

- Про кого автор пишет копуля и почему?

- Обомлела и почему? Дочиста? где слово добыча?

Чтение по цепочке.

Подведение итогов.

- Спасибо за работу. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»»

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»» (коррекционная школа, 5 класс)...