Мастер-класс Типичные ошибки в целеполагании.
учебно-методический материал

В мастер - классе определены типичные ошибки в целеполагании и предложены пути решения проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tipichnye_oshibki_v_tselepolaganii.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Типичные ошибки в целеполагании.»

План

Целевая аудитория: Учителя русского языка и литературы.

Цель: Оказать содействие участникам в понимании таких понятий, как «целеполагание», «СМАРТ-цели», «задачи деятельности», в развитии умения определять типичные ошибки в постановке цели и задач урока и правильно формулировать цели с позиции ученика, оценивании правильности формулировки цели.

Ожидаемые результаты: Участники занятия будут формулировать понятия «целеполагание», «цель»,  « задачи», формулировать основные требования к постановке цели урока, грамотно определять задачи для реализации поставленной цели. Определять типичные ошибки в постановке целей урока и правильно формулировать цели и задачи с позиции ученика.

Методы и приемы: Интегрированное занятие: теория с элементами презентации + практическая работа. Сочетание групповой и индивидуальной деятельности. Метод самостоятельной работы в малых группах.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, экран, бумага,  маркеры, презентации теоретического материала, карточки с заданиями.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

1.Вступительная часть Организационный момент.

Цель: Добиться психологического раскрепощения участников. Обеспечить внешнюю обстановку для эффективной работы.

Прием: «Круг радости»

Задачи: Участники выскажут позитивные пожелания друг другу. Участники объединятся в группы, в которых будет обеспечена командная работа.

1.Приветствие.

2.Объединение в группы

3.Сообщается тема и цель занятия. Слайд 1

Участники образуют круг радости, соприкасаясь пальцами рук, желают друг другу отличного настроения и хорошей работы.

 Объединяются в  группы по  порядку чисел от 1- до5

5 мин

2.Введение в тему Актуализация опорных знаний.

Цель: Создать условия для определения (уточнения) участниками знания о цели (понятие цели).

Метод: Эвристическая беседа.

Задачи: Определить общий подход к понятию цели.

1.Задание группам:

Закончить предложения:             А )Целеполагание-это….

 Б) Цель урока -это…

В) Поставить цель, значит….

Г) Задачи-это…

Д) Определение цели урока начинается с операции продумывания….

2.Слайд 2 — желаемый ответ на предложенные вопросы.

 3.Диалог с участниками:

1 При формулировании цели какой вопрос должен задать себе учитель?

  1. Участники  групп обсуждают понятия и  формулируют ответы. Определения записываются в постере, а затем оглашаются аудитории
  2.  2 Принимают активное участие в беседе, высказывая собственную точку зрения.
  3. Группы сопоставляют свои ответы с предложенным образцом ответа

1 Вопросы:

-Чему научится ученик?

-Какой результат работы ученика можно будет увидеть?

-Что он хочет получить в результате её достижения?

 5 мин

3.Основная часть (теория+практика)

1.Цель: Организовать совместную деятельность участников по выявлению (определению) признаков правильно сформулированных целей и умению формулировать к уроку правильные цели.

2. Метод исследовательской беседы

Работа в малых группах.

3. Задачи: Определить понятие СМАРТ-цели.

Оценить цели по требованиям СМАРТ.

 

1.Групповые задания:

а) Обсудите в группах: по каким признакам можно характеризовать правильно сформулированную цель?

б) Охарактеризуйте цель урока с позиции « Смарт» Например:

 « К концу урока учащиеся смогут описать картинку времена года, используя не менее 5 прилагательных.»

 в)Разбейте цели на задачи

.(1. Учащиеся будут понимать значение имени прилагательного.

2Учащиеся будут практиковать употребление прилагательных с существительными\

3. Смогут употреблять прилагательные в своей устной и письменной речи

2.Обсуждение работы групп, обмен мнениями.

3. Ознакомление с теорией вопроса, дать понятие СМАРТ-целей Слайды . Привести примеры: «Стать счастливой – не цель, а мечта».
 «Выйти замуж в следующем году» — СМАРТ-цель.

4. Ознакомление с примерами постановки целей урока с позиции ученика и учителя.

Формулирование цели урока с позиции учителя-традиционный подход. Например: Систематизировать знания об имени прилагательном.

Формулирование цели урока с позиции ученика- современный подход Например:

Ученики смогут составить словосочетание и предложения, используя прилагательные

-Ученики смогут использовать прилагательные в речи

Групповое задание:

а) Определите тип ошибки: например:

« Систематизировать знания об имени прилагательном».

Ошибка №1 : Учителя ставят цель не на ученика, а на себя

Результат ошибки:

Затрудняет понимание, чего ожидает учитель от ученика- какой продукт деятельности

Ошибка №2

Например: « Повторить пройденный материал».

Ошибка :Цели, которые ставит учитель, « размытые», их выполнение трудно измерить

Результат: Такие формальные цели- это уход учителей от ответственности за их достижение.

Ошибка№3

Например: Ученики поймут причины восстания  Кенесары.

Ошибка:

 Для формулировки целей учителя используют глаголы, действия которых нельзя измерить

Результат:

Следует избегать таких слов, как практиковать, узнать, знать, понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения Нужно использовать глаголы, действия которые мы можем увидеть, прочитать или услышать Такие глаголы как написать, классифицировать, сравнить помогут убедиться, что ученики поняли материал.

Ошибка №4

Например: Сегодня на уроке я расскажу Вам о творчестве великого казахского просветителя, поэта и писателя - Абае Кунанбаеве.

Тип ошибки:

Цели, как таковые не доводятся до учеников. Они подменяются темой.

Результат:

Затрудняется понимание учениками, что они должны достичь и ,соответственно, как их будут оценивать.

 Ошибка № 5

 Например, такая «многоэтажная» цель:

Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов, определить их время, связать их с именами существительными и составить с ними 5 предложений.

Тип ошибки:

 Учителя путают цели с задачами. Поэтому цели бывают « многоэтажными» ,которые можно разделить на несколько задач

Цель-это то, что мы хотим достичь. Задача-это процесс, т.е  Как мы этого достигнем.

Пример, как « раздробить» такую цель на задачи.

Цель:

 ученики смогут составить 5 предложений в прошедшем времени с использованием изученных глаголов.

Задачи:

Ученики смогут найти в тексте 5 глаголов

Ученики смогут определить их время

Ученики смогут связать глаголы с именами существительными в предложениях.

Использование целей обучения помогает учащимся понять, чего они должны достичь в результате обучения.

 Во избежание типичных ошибок формулирования и реализации целеполагания, необходимо помнить:

План урока включает « СМАРТ»-цели и задачи урока

На уроке происходит:

-знакомство учеников с целями или вовлечение учащихся в постановку целей.

-уточнение понимания учащимися цели урока и определение шагов по её достижению ( критерии успешности)

-подведение итогов выполнения целей.

1-5 Участники в группах готовят презентации . Определяют признаки правильно сформулированных целей урока  .

1-5 группы характеризуют цель урока с позиции « Смарт».

Участники групп разбивают цель на задачи и приводят свои примеры

 

 

 

 4.Работают над выполнением группового задания с последующей презентацией аргументированного ответа на вопрос: «Какие преимущества дают цели, поставленные с позиции ученика?

Учителя определяют тип ошибки, формулируют её, определяют последствия ошибок  в обучении, знакомятся с результатами ошибочного планирования

5 мин.

Цель: Создать условия для определения понятия задачи и умению ставить задачи для достижения цели.

Метод эвристической беседы с аудиторией, работа в малых группах.

Задачи: Определить разницу в понятиях цель и задача

Составить задачи для достижения заданной цели.

 

1.Совместное обсуждение:

Как объяснить разницу между понятиями цель и задача? Приведите примеры.

Простейшие примеры:

Цель: Добиться чистоты окон.

Задача: Вымыть окна.

2.Групповое задание: Составить задачи для реализации методической цели учителя:

 «В течение первого полугодия освоить и использовать в ходе обучения учащихся 8 А класса приемы технологии развития критического мышления»

1.В совместном обсуждении определяется понятие задачи как пошаговой реализации цели. Участники приходят к пониманию цели как ответа на вопрос что хочу, а задачи-что для этого сделаю.

2. В групповом обсуждении составляют задачи к заданной цели с последующей презентацией.

15 мин

Примеры постановки цели урока с позиции ученика.

Предмет: Естествознание

Тема: Вода

Цель: В конце урока учащиеся могут перечислить свойства воды

Цель: В конце урока учащиеся могут рассказать о процессе перехода воды из одного состояния в другое.

Цель: В конце урока учащиеся исследуют воду в различных агрегатных состояниях( твёрдое, жидкое, газообразное) и опишут результаты исследования.

Цель: К концу урока учащиеся исследуют различные агрегатные состояния вещества и сравнят их

Цель: Ученики в конце урока придумают и напишут сказку о капельке воды.

Цель:В конце урока учащиеся смогут сделать вывод относительно разного агрегатного состояния воды

 

 

Уровень.

Знание ( Определение и отбор информации)

Понимание ( Понимание представленной информации, формулирование проблемы собственными словами)

Применение( использование понятий в новых ситуациях)

Анализ ( разбиение информации на связанные части)

Синтез ( обобщает, оценивает, рассуждает, создаёт)

Оценка ( оценивание на основе критериев)

Глаголы, определяющие деятельность учащихся

Перечислить, запомнить, назвать

Обсудить, определить, рассказать

Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать продемонстрировать, обнаружить, исследовать, провести эксперимент, показать ,решить, использовать

Проанализировать, сгруппировать, вычислить, классифицировать, сравнить, связать, противопоставить, обсудить, выбрать, проверить, провести эксперимент  различить разделить ,

Сгруппировать, собрать, скомбинировать, составить, создать, обобщить, объединить перегруппировать, подготовить, переписать

Сделать вывод аргументировать, решить, обосновать, измерить, проранжировать, выделить суммировать, доказать, выбрать, сравнить

Что делает учащийся

Воспринимает, запоминает, распознаёт

Объясняет, преобразовывает, демонстрирует

Решает проблемы, демонстрирует знания

Разделяет, обсуждает, раскрывает

Обобщает, формулирует, планирует

Дискутирует, оценивает, выбирает.

 Заключительная часть

Цель: Обобщить полученные сведения.

Метод исследовательской беседы.

Задачи: Дать определение целеполагания и составляющих целеполагания.

Конкретизировать правильное целеполагание и неправильное целеполагание.

Сформулировать цель данного занятия по типу СМАРТ.

 

 

В ходе диалога постановкой открытых вопросов понятие целеполагания определяется как неотъемлемая часть оценивания, требующая наличия четырех составляющих:

1. четкой формулировки целей

2. разбивки целей на задачи

3. мотивации и настойчивости

4. непрерывного оценивания

Выявляются признаки правильного и неправильного целеполагания.

 

Участники обобщают материал в совместном обсуждении следующих вопросов: Каковы требования к целеполаганию? Почему необходим анализ целей? Как понимать требования мотивации и настойчивости?

Каковы признаки правильного целеполагания?

 

Участники возвращаются к цели мастер-класса, сформулированной в начале занятия с позиции мастера и переформулируют с позиции участников.

 

10 мин.

7. Рефлексия

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным. В графу «И» — «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

Участники заполняют оценочные листы.

 

3 мин.

Мастер-класс

«Типичные ошибки в целеполагании»

Подготовил учитель: Исаев Е.С.

Цель 

это   прогнозируемый учителем результат работы ученика на уроке

Целеполагание –

это процесс выявления целей и задач

учителя и ученика,

их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Оно должно быть субъектным и

соответствовать планируемому результату .

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным .

 Поставить цель, значит , предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат деятельности .

задачи - это шаги по достижению поставленной цели.

Цели и задачи обучения

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

отражают социальный заказ общества и зависят от условий обучения, потребностей и возможностей учащихся. Выбор цели зависит от профиля учебного заведения.

СТРАТЕГИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

представляют собой конкретную реализацию целей на определенном этапе обучения. Они являются объективным отражением целей и должны быть адекватны

Требования

к формулированию целей урока:

 формулировки целей должны быть точными, конкретными;

 цели должны быть достижимыми при данных условиях ;

  • цели должны быть осознанными.
  • цели должны быть понятными;

• цели должны быть реальными;

  • выбор целей должен быть своевременным;
  • цели должны описывать желаемый результат.
  • цели должны быть побудительными (побуждать к действию).
  • цели должны быть диагностируемы(качественно или количественно);
  • цели должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.

Определение целей урока

начинается

с операции продумывания по нисходящей линии:

Цели обучения

Цели предмета

Цели темы

Цели данного урока

Цели на каждом этапе урока

Цели соотносятся с особенностями класса

Каждый учитель должен уметь:

  • объяснять, что такое цель урока;
  • уметь преобразовать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке;
  • проводить опрос с позиций достижения целей и учителем, и учеником;
  • объяснять, почему новый материал – часть целостной «картины мира».

Цель урока не имеет смысла,

пока она не стала целью учеников.

Для формулирования цели можно использовать выражения:

написать,

перечислить,

выполнить,

систематизировать

выбрать,

назвать,

дать определение,

проиллюстрировать,

..

Обучающие цели:

Развивающие цели:

Воспитывающие цели:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности. вызвать интерес пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,выразить свое отношение…прививать, укреплять... навыки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками

Данный материал направлен на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. На примере ученических сочинений школьники смогут увидеть типичные ошибки и исправить их. ...

Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...

Типичные ошибки при создании презентаций

. Сложность создания хорошей презентации не в технических вопросах. Они осваиваются единожды и за минимум времени. Настоящие вопросы сложнее. Они требуют больше времени на размышление и часто не имеют...

Типичные ошибки в воспитании подростков

Материал предназначен для проведения родительского собрания...

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Мастер-класс для учителей по теме "Целеполагание на уроках английского языка в условиях ФГОС".

Существует много приемов целеполагания. На данном мастер-классе я показала один из приемов, который называется "Незаконченное предложение". Файл содержит методическую разработку мастер-класс...