Формирующее оценивание на уроках русского языка
статья

Балданова Дулма-Сурун Васильевна

Формирующее оценивание на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formiruyushchee_otsenivanie_na_urokah_rya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

   Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующее оценивание мы рассматриваем как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса (и для ученика, и для учителя). Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

  ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  •  оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

  Контроль и оценка должны

Базовыми  принципами оценивания  в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

  • оценивание является постоянным процессом, соответствовать целям и задачам, этапам обучения
  • Контроль и оценка – это неотъемлемая часть учебной деятельности
  • Контроль и оценка должны стать для ребёнка осмысленным действием
  • Контроль и оценка направлены на отслеживание динамики роста учащихся
  • Контроль и оценка проводится в целях диагностики и выявления уровня развития обучающегося

Результаты обучения формируют УМЕНИЯ:

  1. Контролировать процесс и результат своей деятельности.
  2. Адекватно воспринимать оценки и отметки. Это формируется в результате того, что критерии оценивания и алгоритм выставления отметки ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫ и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно.
  3. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке,  навыки взаимодействия со взрослыми и со сверстникам.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

 Что оценивать? Оцениваем результаты:

- предметные

- метапредметные

- личностные

  Кто оценивает?              Учитель и ученик

Вместе определяют оценку и отметку по совместно разработанным  критериям

 Что оценивает ученик?

  • Собственную деятельность (элементы формирующего оценивания)
  • Деятельность одноклассника

 Когда ставить отметки?

Текущие - по желанию,

За тематические и проверочные работы – обязательно

  Критерии оценки  письменной работы  (ответа):

  • Полнота и правильность содержания
  • Грамотность (5 – 0-1 ошиб., 4 – 1-3 ошиб., 3 – 3-5 ошиб., 2- 6  более)
  • Речевое оформление
  • Аккуратность почерка.

Критерии оценки устного ответа (доклад, сообщение, выразительное чтение, ответ и т.п.):

  • Правильность
  • Полнота содержания
  • Убедительность (доказательность), наличие примеров
  • Грамотность и выразительность речи.

 Оценивание собственной деятельности школьника на уроках русского языка

Элементы формирующего оценивания по тем же критериям (+ критерий «Работа в команде») с использованием приема «Лестница успешности».

Обучающиеся оценивают собственную работу, расположив на одной из ступеней лестницы знак

 ПРИМЕРЫ ЛЕСТНИЦ УСПЕХА:

 Пример рабочего листа к уроку исследования личности главного героя по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

  1. Название команды/капитан (распределяет задания между членами команды):
  2. Дайте характеристику герою рассказа  И. Тугенева «Муму» Герасиму по следующим критериям:
  • Портрет (внешность, одежда, значение имени)
  • Род занятий, обязанности:
  • Поведение, поступки:
  • Интерьер комнаты:
  • Выводы (какой перед нами герой?):

3.     Оцените собственную работу, поставив знак

на одной из ступеней «Лестницы успешности» (Критерии оценки: правильность, полнота содержания, убедительность (доказательность), наличие примеров, грамотность и выразительность речи, работа всех членов команды).

4. Оцените работу команды-соперника по пятибалльной системе (критерии те же).

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Например, планируя работу по конкретной учебной теме (допустим, это будет тема «Сложносочинённые предложения», 9 класс) определяем учебную цель, которую необходимо достигнуть: знание учащимися определения понятия «сложносочинённое предложение», сочинительных союзов и особенностей пунктуации в данном виде предложений (предметная цель); умение отличать сложносочинённое предложение от других видов предложений и умение пунктуационно его оформлять, то есть анализировать предложение с точки зрения его синтаксических  особенностей (надпредметная или метапредметная цель), понимание роли сочинительной  связи в языке (личностная цель).

Далее следует познакомить учащихся с необходимым объёмом знаний и умений, который им придётся освоить  в процессе работы над темой, учитывая, что работа над ней не является для учащихся новой, так как это  знакомство состоялось  в 5 классе.  Также учащиеся встречались со сложносочинёнными предложениями, когда выполняли упражнения учебника, в которых было необходимо расставить знаки препинания. Поэтому можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу самооценки знаний и умений по теме «Сложносочинённые предложения».

   Самооценка знаний и умений по теме «Сложносочинённые предложения»

Вид знания/умения

Знаю/умею

Не знаю/не умею

Определение сложносочинённого предложения

Виды сочинительных союзов

Особенности пунктуации в сложносочинённом предложении

Умение отличать сложносочинённое предложение от других видов предложений

Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы? При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «сложносочинённое предложение». Далее можно предложить детям воспроизвести  понятия, необходимые для изучения, в письменном виде, а затем сравнить с эталоном (с учебником) и провести корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменить при необходимости пометки в таблице самооценки. На уроке изучаемое понятие («сложносочинённое предложение», «сочинительные союзы», «пунктуация в сложносочинённом предложении») анализируется, при этом делается акцент на необходимых для понимания и последующего воспроизведения элементах изучаемых понятий.

Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения сложносочинённого предложения будет оцениваться баллом.

 Сложносочинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией и сочинительными союзами.

Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству  баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.

Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение сложносочинённого предложения, подчёркивая все необходимые элементы., добавив ещё и виды сочинительных союзов, плюс пунктуация… Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника  со своим представлением о правиле, а затем с помощью правила учебника. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по «предварительной договорённости». Кроме того, ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в  воспроизведении правила и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность воспроизведения правила, и так до тех пор, пока оно не будет воспроизводиться в соответствии с эталоном. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического материала.

Можно предложить учащимся объяснить, почему предложение относится либо не относится к группе сложносочинённых предложений,  в форме сочинения-рассуждения, используя в качестве аргументов составляющие определения сложносочинённого предложения. Вновь должны обсуждаться критерии проверки правильности выполнения данного задания, которые будут включать в себя как баллы за обязательное воспроизведение композиции рассуждения, так и приведение в качестве аргументов всех составляющих определения сложносочинённого предложения. Таким образом, учащиеся получат ещё одну возможность продемонстрировать правильность  понимания  термина и возможность оценить свои знания.

Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность  учителю и  ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации.

 Формирование умения – длительный процесс. Поэтому учитель должен определить объём практического материала, на примере которого будут совершенствоваться соответствующие умения. С этой целью можно составить таблицу-мониторинг  (определение РЕПЕРНЫХ ТОЧЕК, Т.Е. САМЫХ ВАЖНЫХ) формирования умения проводить синтаксический анализ предложения. В эту таблицу будут входить все элементы, от которых зависит успешность ученика в распознавании сложносочинённого предложения и постановки в нём знака препинания.

Мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложения

Упр. №…

Упр. №…

Упр. №…

тест

диктант

изложение

Умение выделять грамматические основы:

-двусоставные;

-односоставные

Умение распознавать союзы:

-между однородными членами;

-между частями сложного предложения

Умение ставить запятую

Умение ставить другие знаки препинания

В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа  от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняет учащийся после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. Данный вид работы призван выявить причину ошибки в постановке запятой в сложносочинённом предложении. Поэтому параллельно должна идти работа на повторение тем «Односоставное предложение» и «Однородные члены», так как большинство ошибок происходят по причине того, что учащиеся не осознают односоставные грамматические основы как полноценные. Часто учащиеся принимают сложносочинённое предложение за предложение с однородными членами опять-таки по причине плохого распознавания грамматических основ предложения. Поэтому умение выделять грамматическую основу предложения в формировании умения ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении играет первостепенную роль. По результатам выполнения задания обязательно проводится работа над ошибками.

Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося  в  осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:

 -добился ли я улучшения результатов в изучении темы?

-почему это произошло? (не произошло?)

-что мне осталось непонятным?

-предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?

 Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, может помочь таблица «Самооценка работы над освоением учебной темы» - одна из форм обратной связи

  Самооценка может выглядеть по-разному

  Самооценка моей работы над освоением темы «Сложносочинённое предложение»

Да

Нет

 Регулярно выполнял(а) домашнее задание

При необходимости  консультируюсь с учителем

Улучшал (а) свои знания и исправлял(а) отметки

Регулярно вёл(а) необходимые записи

Если мне что-то непонятно, я не стесняюсь и спрашиваю учителя

Оцениваю свои усилия по освоению темы как достаточные

ВЫВОДЫ:

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.

 Ключевыми, на мой взгляд, на таких уроках характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • предполагается обсуждение  учебных целей с учениками;
  • ученик вовлекается  в процесс самооценки или партнёрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам  наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что  каждый ученик может добиться улучшений в учении;
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...

Формирующее оценивание на уроках русского языка

Формирующее оценивание на уроках русского языка...