Формирующее оценивание на уроках русского языка
статья по русскому языку

Шурыгина Мария Евгеньевна

Формирующее оценивание на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie_na_urokah_russkogo_yazyka.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим особенности формирующего оценивания на уроках русского языка.

Формирующее оценивание направляется учителем. Получая от детей обратную связь, учитель получает какую-то определённую информацию, и именно он

должен интерпретировать эту информацию и понимать, что дальше с ней делать,

как её дальше использовать, чтобы улучшить результат ученика.

Учителю необходимо создать условия для формирующего оценивания:

  • 1) знание и понимание учащимися целей обучения; 
  • 2) знание и понимание учащимися критериев оценивания;
  • 3) активное участие учащихся в процессе собственного познания;
  • 4) эффективная обратная связь с учениками;
  • 5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

На слайде мы видим таблицу, которая поможет обучающемуся и учителю понять  какими навыками, знаниями и умениями владеет ученик по   теме: «Простое осложненное предложение».  Одним из важных этапов понимания цели задания для обучающегося являются критерии, которые учащиеся могут разработать в сотрудничестве с учителем.

При разработке необходимо, чтобы обучающийся задавал себе вопросы:

  1. Какие знания, умения, навыки я должен применить, чтобы успешно справиться с заданием?

Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы?

  • При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «простое осложненное предложение».
  • Учащиеся сравнивают свою роботу с эталоном и учебником, проводят корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменив при необходимости пометки в таблице самооценки.
  • Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение простого, простого осложненного предложения, сложного, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника  со своим представлением о правиле, о правильности выполнения практической части, а затем с помощью ключа. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по ранее составленным критериям.
  • Ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в  воспроизведении правила, выполнении практического задания и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность применить полученные навыки, и так до тех пор, пока цели обучения не будут достигнуты. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического и практического материала.

Творческие задания активизируют знания, умения и навыки, ценностные отношения, приобретенные учениками в ходе обучения, и могут быть востребованы и реализованы в специфических условиях, адаптированных к возрасту интеллектуальным способностям ученика.

Одним из важных приемов формирующего оценивания является рефлексия.

Формирование понимания личностной значимости темы «Простое осложненное предложение» должно происходить  на примере того, что эта тема диагностируется в задании 2,3  теста ОГЭ по русскому языку, а также в заданиях 9.3 и 9.1, в которых учащиеся, создавая тексты изложения и сочинения, будут употреблять в них простые осложненные предложения, демонстрируя тем самым сформированность языковой компетенции.

Типичные ошибки

  • Неправильная постановка целей и задач урока.
  •  Трудные критерии оценивания.
  •  Временные затраты.
  •  Подмена взаимооценки взаимопроверкой.
  • Результаты самооценки.
  • Оценивается результат, а не процесс.
  • Формальная рефлексия и обратная связь.

При проведении рефлексии можно использовать следующие приемы.

  • Сочинения. Эссе. Заметки.
  •  Высказывания.
  •  Матрицы. Алгоритмы. Карты.
  •  Таблицы оценивания.
  •  Сигналы.
  •  Ученик в роли учителя.
  •  Перевод информации.

Подводя итог моего выступления, еще раз хочу подчеркнуть, что суммативное оценивание -  оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения. Констатирует факт обученности учащихся.

Формирующее оценивание – оценивание для обучения .Оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей их достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Формирующее оценивание на уроках русского языка

Формирующее оценивание на уроках русского языка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...