Анализ работы методического объединения учителей
статья

Касимкина Наталья Викторовна

текстовый документ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные проблемы, над которыми работают учителя биологии, химии, географии и истории в 2020-2021 учебном году.

п/п

ФИО

Тема по самообразованию

1

Касимкина Наталья Викторовна

 « Личностно-ориентированный подход в обучении и в воспитании учащихся на уроках географии»

2

Ягина Марина Викторовна

« От реальных требований – к результатам объективным»

3.

Азикова Лидия Николаевна

«Развитие творческой активности обучающихся на уроках истории и обществознания»

4.

Спиридонов Эдуард Андреевич

 «Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии в условиях дифференцированного обучения.»

5.

Гераськина Татьяна Николаевна

«Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроках истории и обществознания как средства успешной социализации личности»

6.

Кямкина Наталья Михайловна

« Развитие логического мышления при решении генетических задач»

Задачи  м/о учителей химии, биологии, географии и истории                                                      на  2020-2021  учебный год.

  1. Обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук.

  1. Повышение уровня педагогического мастерства; внедрение в практику работы личностно – ориентированных методов обучения через здоровьесберегающие технологии.

  1. Создание условий для более полного развития способностей и склонностей обучающихся в условиях школы путем привлечения к элективным курсам, исследовательской и проектной работе,  участие в предметных олимпиадах.

  1. Создать систему контроля качества ЗУН обучающихся для прозрачной и объективной оценки знаний, для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.

  1. Развитие у обучающихся устойчивых познавательных интересов с целью выбора профильного обучения.

  1. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

  1. Усиление практической направленности в преподавании предмета, повышение роли научного эксперимента, исследовательского подхода в решении научных проблем.

  1. Способствовать более активному использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

  1. Обеспечить дополнительную работу с одаренными детьми.

Анализ работы ШМО учителей химии, биологии и географии

за 2019-2020 учебный год

      В методическое объединение учителей биологии, химии и географии входит 4 учителя: Спиридонов Э.А. (высшая категория, педагогический стаж 28 лет),   Касимкина Н.В. ( 1 категория, педагогический стаж 17 лет), Гераськина Т.Н. ( 1 категория, педагогический стаж – 19 лет)., Азикова Л.Н. ( высшая категория, педагогический стаж – 23 года),

     В 2019-2020 учебном году ШМО учителей химии, биологии и географии и истории работало над проблемой «Использование современных образовательных технологий для активизации мыслительной деятельности учащихся».

    Основная цель организация методической работы с учителями - совершенствование научной и методической подготовки учителей как условие повышение качества школьного химического, биологического и географического образования.  

      Исходя из основной цели, опираясь на рекомендации Министерства образования учителя  решали следующие задачи:

  1.        Обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук.
  2. Повышение уровня педагогического мастерства; внедрение в практику работы личностно – ориентированных методов обучения через здоровьесберегающие технологии.
  3. Создание условий для более полного развития способностей и склонностей обучающихся в условиях школы путем привлечения к элективным курсам, исследовательской и проектной работе,  участие в предметных олимпиадах.
  4. Создать систему контроля качества ЗУН обучающихся  для прозрачной и объективной оценки знаний, для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.
  5. Развитие у обучающихся  устойчивых познавательных интересов с целью выбора профильного обучения.
  6. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
  7. Усиление практической направленности в преподавании предмета, повышение роли научного эксперимента, исследовательского подхода в решении научных проблем.
  8. Способствовать более активному использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
  9. Обеспечить дополнительную работу с одаренными детьми.

     Средствами реализации цели и задач являлись Закон об образовании в РФ, инструкции, постановления и рекомендации Министерства образования, программы по предметам, курсам и факультативам и другими положениями, регулирующими трудовую деятельность учителей, предметные журналы, ТСО и компьютерные обучающие программы.

     Вся методическая работа по реализации поставленных задач проводилась через работу школьного, районного методических объединений по биологии, химии и географии, семинаров- практикумов, индивидуальное консультирование, наставничество над молодыми педагогами. Продолжалась работа с одаренными детьми, проявляющими интерес к изучаемым  предметам, через их подготовку и участие в олимпиадах, чемпионатах и научно-практических конференциях различного уровня.

      Работа ШМО организовывалась с использованием активных форм деятельности, которые позволяли педагогам вырабатывать коллективные решения, совершенствовать профессиональное мастерство ( семинары-практикумы, психолого-педагогическое анкетирование, продолжение работы над « Портфолио»), активно делится опытом работы, анализ и обсуждение достижений обучающихся  по результатам выступлений на олимпиадах и научно-практических конференциях, различного уровня, открытые уроки, их обсуждение и анализ.

      В 2017-2018 учебном году регулярно проводились заседания ШМО, на которых рассматривались вопросы согласно задачам на учебный год, плана ШМО. В течении года были проведены заседания ШМО по следующей тематике:

Первое заседание. Август – Сентябрь

Тема заседания:  «Организационно-педагогическая деятельность. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса по биологии, химии, географии и истории в 2019/2020 учебном году.

  1. Обсуждение и утверждение плана работы   МО на новый 2019-2020 учебный год.                                                            

                                                                                           Касимкина  Н.В.

  1. Итоги работы ШМО учителей биологии, химии, географии, истории в 2018– 2019 учебном году.

                                    Спиридонов Э.А.    КасимкинаН.В., Азикова Л.Н.

                                                                     Гераськина Т.Н.

  1. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по химии,  биологии и географии, истории и обществознания за 2018-2019 у.г.

                                                 Касимкина Н.В., Азикова Л.Н

  1. Рассмотрение  и утверждение рабочих программ учителей биологии, химии, географии  и истории на 2019-2020 уч.год.

                                                                                           Касимкина Н.В.

  1. План курсовой подготовка учителей.

Мероприятия между заседаниями

  1. Оформление и подведение итогов опытнической работы обучающихся на учебно-опытном участке в 2019-2020 уч. году.
  2. Взаимное посещение уроков.
  3. Оформление газет и стендового материала в кабинетах биологии, химии, географии
  4. Проведение входных контрольных работ по предметам

Второе заседание

Октябрь – Ноябрь – Декабрь

Теоретический семинар на тему : «Повышение качества образования, профессиональный стандарт педагога».

1.Доклад  « Концепция развития географического образования в Российской Федерации».

                                                                                                       Касимкина Н.В.

2 . Выступление  на тему « Сущность и основные направления исследовательской компетентности современного преподавания истории »

                                                                                                     Азикова Л.Н.

3.  Подготовка  и проведении 1-го тура предметных олимпиад по химии, биологии, географии, истории и  обществознания ( информация, обмен опытом)

                                                                                Учителя предметники

Мероприятия между заседаниями

  1. Подготовка и обсуждение материала для проведения 1-го тура олимпиады по химии, биологии, географии, истории и обществознания.
  2. Проведение контрольных, зачетов, тестов по химии, биологии, географии, истории и обществознания  за полугодие 2019-2020 учебного года.
  3. Участие во 2-м туре олимпиады по химии, биологии, географии, истории и обществознания, права и экономики  среди школьников района .
  4. Организация работы с одаренными детьми. Решение заданий повышенной трудности.

Третье заседание

Январь – Февраль – Март

Тема заседания: «Использование новых педагогических технологий при обучении химии и биологии, географии и истории»

   1 .  Выступление «Формы организации учебной деятельности на уроках химии и биологии»

                                                                                                    Гераськина Т.Н.

     2.  Выступление  « Как развивать интерес к предметам естественного цикла»

                                                                                           Спиридонов Э.А.

  1. Доклад «Переход на линейную систему преподавания истории. Суть «современных подходов» к преподаванию истории в общеобразовательных организациях Российской Федерации»

                                                                                              Азикова Л.Н.

  1. Обсуждение итогов районного этапа олимпиад по предметам

Мероприятия между заседаниями

  1. Взаимное посещение уроков.
  2. Обсуждение научно-исследовательских работ и проектной деятельности.
  3. Анализ посещенных уроков и подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА.
  4. Подготовка и проведение предметной недели.
  5. Проведение открытых уроков с применением инновационных технологий и самоанализ уроков.

Четвертое заседание

Апрель 2020г

Тема заседания «Развитие индивидуальности обучающихся на уроках биологии, химии, географии, истории и обществознания в современных условиях».

  1. Доклад « Зачеты на уроках химии и биологии»»

                                                                                                     Гераськина Т.Н.

  1. Выступление  « Технология обучения  в сотрудничестве »

                                                                                           Касимкина Н.В.

     3.  Обмен опытом по теме « Особенности преподавания общественно-научных предметов в условия введения ФГОС» ( учителя МО)                                      

  1. Доклад   « Учебно-исследовательская и проектная деятельность в соответствие с требованиями ФГОС ».

                                                                                                       Спиридонов Э.А.

  1. Информация о результатах мониторинга знаний учащихся, проведенного в ходе проверок за 2019 – 2020 уч. год.

                                                                                                    Касимкина Н.В.

  1. Обсуждение вопросов подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ по предметам МО .

Мероприятия между заседаниями

  1. Подведение итогов проведения предметной недели.
  2. Итоги проведения репетиционного экзамена в форме ЕГЭ по химии,  биологии, географии, истории и обществознания.
  3. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

Пятое заседание

Май 2020г.

  1. Выступление «Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по  биологии и химии.».

                                                                                Гераськина Т.Н.                                                                                        

  1. Выступление «Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по истории, обществознанию и географии»

                                                                  Азикова  Л.Н. Касимкина Н.В.

  1. Подведение итогов работы  МО за 2019 – 2020 учебный год и составление плана работы на августовское заседание.

                                                                                                       Касимкина Н.В.

  1. Предварительное распределение учебной нагрузки на 2020 – 2021 у.г.

Мероприятия между заседаниями

1. Составление  плана работы и графика практических работ на участке школы.

                                                                                                 Сидорова Л.М.

          2. Закладка опытов по классам на учебно – опытном участке школы.

                                                                                                          Сидорова Л.М.

  1. Проведение экзаменов по химии, биологии, географии, истории и обществознанию в форме ЕГЭ и ОГЭ.

     Кроме этого проводились «экстренные» заседания, на которых рассматривались вопросы практического характера; изучали нормативные документы по биологии, химии, географии в связи со сдачей ЕГЭ; обсуждались результаты контрольных работ по четвертям . Текст контрольных и проверочных работ составлялся в форме тестирования. Тест  включал большое число заданий различного типа: с выбором одного верного ответа из четырех и нескольких верных ответов из шести, со свободным и развернутым ответом, охватывающих основное содержание всего курса и ориентирующих школьников на владение различными видами учебной деятельности.

   Все учителя продолжали повышать свой профессиональный уровень. работая над темами по самообразованию, она разрабатывали и проводили уроки по современными педагогическим технологиям, выступали на заседаниях школьных и районных МО, педагогических советах.

    Ежегодно на высоком уровне в школе проходит методическая и предметная неделя.  Цель проведения: расширение кругозора и развитие интереса к изучаемому предмету, а также обучение детей к самостоятельности и творчеству.

        С 20 по 24 января 2020 года в рамках плана методической работы с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся была проведена предметная неделя методического объединения учителей истории, обществознания.     Предметные недели проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

В ходе проведения недели истории и обществознания учащиеся  продемонстрировали: умения находить, систематизировать, анализировать историческую информацию; коммуникативные способности; нестандартность мышления; артистизм; желание заслужить одобрение сверстников; ответственность за команду.

Цели проведения недели истории и обществознания:                                                                           - углубить знания по  предметам «История», «Обществознание».

 - сформировать умение использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни;

 - развивать у учащихся творческие способности, коммуникабельность, инициативность и самоорганизацию;

 - профессиональная ориентация на профессии, связанные с изучением истории.

Задачи предметной недели истории и обществознания:

- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

-выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

- формировать гражданскую позицию школьников и обеспечивать их социализацию;

 - стимулировать интерес к активной поисковой научной деятельности;

 - способствовать развитию взаимодействия между школьниками и их родителями, между школьниками и учителями, между учащимися из разных классов школы.

       - повышение интереса учеников к предметам общественно- гуманитарного цикла

       -расширение и углубление знаний и умений учащихся по предметам история и обществознание, выявление знаний и умений школьников в нестандартных игровых ситуациях.

     В рамках методической недели были проведены открытые уроки, конкурсы, научно-познавательные игры. Активизация познавательной деятельности учащихся наблюдалась на всех этапах проведенных уроков и внеклассных мероприятий. Для стимулирования познавательного интереса  школьников использовались различные приемы, которые позволяли раскрыть практическое значение получаемых ими знаний, вызывали желание учащихся самостоятельно пополнять свои знания. Ребята были не только в роли обучаемых, но и принимали активное участие в подготовке и проведение открытых уроков и мероприятий. В рамках недели были использованы стенгазеты, посвященные различным истории и обществознания.

      Были проведены открытые уроки с использованием современных компьютерных технологий. При проведении открытых уроков учителя-предметники использовали разнообразные методы обучения, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей учащихся. На уроках использовались разнообразные формы организации работы: групповая, индивидуальная, коллективная. Ведущими являлись системно-деятельностный подход в обучении и метод проблем «подумай, обсуди, предложи, сравни», что обеспечивает активную мыслительную деятельность каждого ученика в течении всего урока. Такой подход способствует развитию познавательного интереса в изучении предметов естественно – научного цикла, формированию положительной мотивации к обучению.

     Учителем  истории Азиковой Л.Н. был проведен открытый урок в 8 классе по теме « Дворцовые перевороты» Цель урока познакомить учащихся с причинами, обстоятельствамии следствиями дворцовых переворотов в России 18 века; формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы; содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.   Ребята работали в группах, выполняя задания различного уровня:

-работа с историческим документом;

-на соответствие дат и событий;

-знание исторических личностей и т.д.

. Урок был проведён с использованием информационно – коммуникативных технологий.

 В 6 классе было проведено мероприятие « Праздник  Крещения Господня!»                                                 Цель  данного  мероприятия знакомство  учащихся с православным праздником «Крещение Господне»

Расширять и обогащать представление о православных традициях русского народа;

Поддерживать стремление к общению с окружающими;

Развивать словарный запас, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать умение понимать и участвовать во всех традициях семьи и своего народа.

В старших классах  было  проведено открытое мероприятие посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. « Дорогой памяти»

     Учитель обществознания Касимкина Н.В. провела открытый урок в 7 классе по теме «Производство: затраты, выручка, прибыль.».

Цель урока: формирование представлений о процессе производства, развитие умений анализировать экономические процессы, формирование навыков рационального экономического поведения.  Урок был проведен с использованием технологии критического мышления, и информационно – коммуникативных технологий.  Задания включали в себя: мозговой штурм; работу с экономическими понятиями; просмотр и анализ экономических ситуаций.

Выводы и рекомендации

    Методическое объединение проводит целенаправленную работу по обучению и развитию учащихся.

  1. Учащимся была предоставлена возможность применить свои знания на практике.
  2. Работая в командах и группах, учащиеся учились общению, умению прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощи.
  3. Все мероприятия и уроки способствовали развитию творческих способностей учащихся.
  4. Учащиеся смогли пополнить свой портфолио грамотами за участие в проведении недели.
  5. Учителя ШМО проводят данную работу не  только в рамках недели, но и во всей своей педагогической деятельности.

    Поскольку Неделя истории и обществознания - это одна из форм организации обучения, то ее содержание связано с основным программным курсом обучения и призвано углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять кругозор. Большое значение играли современные информационные технологии, которые оказали неоценимую помощь, как в подготовке, так и в проведении предметной недели.  Подводя общий итог, можно сказать, что поставленные задачи были достигнуты. Участие учащихся в мероприятиях недели истории и обществознания позволила не только закрепить их знания и расширить кругозор, но и развить навыки творческой и научной деятельности.   

     Все запланированные внеклассные мероприятия были проведены на достойном уровне, цели проведения предметной недели достигнуты.

 В условия ситуации с новой короновирусной инфекцией, неделя географии, химии и биологии не была проведена, по причине перехода на дистанционное обучение.

В целях активизации организации работы с одаренными учениками велась подготовка обучающихся к олимпиадам и различным конкурсам. Проведенная работа в этом году дала положительные результаты.

Районная олимпиада по истории:

 Федоренко А. ( 8 класс) – (призер)

Колесникова А. ( 9 класс) – (призер)

Районная олимпиада по праву:

Бояркина О. ( 11 класс) – ( призер)

Районная олимпиада по географии:

Бояркина О. ( 10 класс) -  ( призер)

Святкина А. ( 9 класс) – ( победитель)

Колесникова А. ( 9 класс) – ( призер)

Районная олимпиада по обществознанию:

 Бояркина О.  –  ( 10 класс) - ( призер)

В 2019-2020  году учащиеся 11 класса сдавали ОГЭ и  ЕГЭ по биологии, географии, истории, обществознанию,  где показали разные  результаты.

ОГЭ в 2020 году не проводилось.

Проанализировав работу каждого учителя, можно сделать вывод, что наряду с положительными результатами ( результаты олимпиад и научно-практических конференций, количество поступивших и обучающихся в ВУЗах) имеются и недостатки в преподавании предметов, поэтому необходимо принять меры по повышению качества знаний учащихся, формировать умения применять полученные знания в новой ситуации, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать методику преподавания в соответствии с новыми информационными технологиями.

          Анализ итоговых контрольных работ и срезов показывает, что большинство учащихся овладели умениями и навыками, предусмотренными в обязательном минимуме содержания образования и требованиях уровню подготовки по химии, биологии и географии. В 5-6 классах уровень обученности выше. Это связанно с повышенной мотивацией обучения. По мере усложнения программного материала результат снижается в 7-8 классах, что объясняется возрастными особенностями детей. Более осознанный подход к изучению химии, биологии и географии наблюдается в 10-11 классах, где учащиеся осознанно готовятся к сдаче ЕГЭ, готовятся к поступлению в ВУЗ. На основании данного анализа, а также результатов ЕГЭ по химии и биологии можно сделать вывод, что уровень обученности соответствует базовому.

       Дальнейшего решения требуют проблемы совершенствования методической работы с педагогами, вопросы результативности использования методов и приемов преподавания предметов на основе дифференциации обучения, совершенствование методики преподавания и оптимизации учебного процесса, расширение внеклассной работы, использование межпредметных связей при проведении уроков.

      Проанализировав результаты за 2019-2020 учебный год, можно сделать следующие  выводы:

- в целом, знания умения и навыки учащихся соответствуют требованиям государственного стандарта;

      Исходя из выявленных проблем ставятся следующие задачи на 2020-2021  учебный год:

  •    продолжить работу над проблемой, поставленной перед ШМО;
  •    сосредоточить работу учителей на актуальных направлениях, определяющих стратегию модернизации образования; сохранение  физического и психологического здоровья учащихся; роста профильного компонента учащихся.
  •    качественная подготовка и проведение методических мероприятий, повышение  их роли   в совершенствовании педагогического мастерства педагогов;
  •    выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опята творчески работающих педагогов;
  •    Профессиональное становление молодых начинающих учителей путем включения их в работу МО, наставничество, самообразование;
  •    Повышение внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем, связанных с познанием человеком « самого себя», значимых для самого ученика и востребованных в повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья;
  •    Расширение знаний по санитарии и гигиене – как основа здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками;
  •    Контроля знаний основных химических, биологических и географических теорий, законов, понятий;
  •    Улучшить подготовку школьников к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, используя КИМы, групповые и индивидуальные занятия как форма подготовки учащихся к олимпиадам и поступления в ВУЗы;
  •    Использование современных образовательных технологий в процессе обучения;
  •    Продолжить работу по научно-исследовательской и проектной деятельности;
  •    Усилить работу с одаренными детьми.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей естественных наук МБОУ СОШ №5 за 2010 – 2011 учебный год

Школьное методическое объединение естественных дисциплин продолжает работать  над темой: «Повышение познавательной активности учащихся на уроках дисциплин естественного цикла». Учителя пост...

Анализ работы методического объединения учителей математики и физики за 2010 -2011учебный год

Методическое объединение учителей математики и физики  работает над проблемой «Совершенствование качества знаний учащихся по мат...

АНАЛИЗ работы методического объединения учителей русского языка и литературы 10-11 уч. год

Данная работа содержит подробный анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы. Её могут использовать в своей работе руководители ШМО учителей русского языка и литературы....

Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики

Анализ работы МО учителей математики и информатикиЗадачи МО, освоение новых программ, прохождение курсовой подготовки, кчастие в пед конкурсах, совершенствование педагогического мастерства педагогами ...