Доклад на городском методическом объединении воспитателей по теме "Духовно- нравственное воспитание школьников посредством воспитательных мероприятий в ГПД"
учебно-методический материал

Лукичёва Марина Анатольевна

Доклад о работе в ГПД с младшими школьниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

городского округа Подольск Московской области»

Доклад

на городском методическом объединении

воспитателей  ГПД  по  теме

«Нравственное воспитание учащихся

начальной школы в ГПД»

                                                                             

                                                        Педагог: Лукичёва Марина Анатольевна

                                             

                                                                                                                                       

2021 г

           Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с I по XI класс).

        В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения в школе Российской академии образования разработана система обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как новый системообразующий компонент общего среднего образования.

        Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

        Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

        Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности.

        Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

        Урок в I классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

        Цель подобных уроков — сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

        

Примерный тематический план курса «Азбука нравственности» 

Программа I класс (34ч.)

1.  Правила поведения в школе.

 Правила поведения на уроке и на перемене

 Правила поведения в гардеробе

Правила поведения в столовой

Правила поведения в библиотеке

 Правила  поведения   на школьном дворе

2.  О добром отношении к людям. 

Что такое «добро» и зло»

Волшебные (добрые) слова

 Добрые и недобрые дела

Ты и твои друзья.

Помни о других — ты не один на свете

3.  Как стать трудолюбивым,

 «Ученье — свет, а неученье — тьма». (О добросовестном отношении к учебе.)

 Как быть прилежным и старательным

 Наш труд в классе

Мой труд дома

4.  Правила аккуратности.

 Культура внешнего вида.

Каждой вещи — свое место

Обещал — выполни.

Умей ценить время — свое и чужое

5.  Правила поведения на улице и дома.

 Правила поведения на улице.

 Правила поведения дома.

6.  Школьный этикет.

 Знакомство со взрослыми

 Знакомство со сверстниками

Правила общения с окружающими.

 Поведение за столом (в гостях и дома).

Программа II класс (34ч.)

1.  Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Что такое школьная дисциплина? Люби книгу.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

2.  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь).

Обязательность: дал слово — держи его.

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.

Поступки твои и других (их оценка).

Правдивость, честность.

3.  О трудолюбии.

Правило «Учусь все делать сам».

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

4.  Культура внешнего вида.

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

Одежду нужно беречь.

5.  Внешкольный этикет.

Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке.

Меня пригласили на день рождения.

 Бережное отношение к природе.

 Программа III класс

        Введение

        Мотив как отражение внутренней сути поступка — подведение детей к пониманию своей ответственности за выбор поступка.

        Нравственные качества как результат поведения согласно нравственным нормам.

 1. Школьный этикет (правила поведения в школе)

 Взаимопомощь: как ее организовать.

 Береги школьное имущество.

 В какие игры и как мы играем.

2.  Правила общения (взаимоотношений с другими людьми)

  Точность: береги свое время и время других.

 Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

 «Умейте дружбой дорожить». Коллективизм.

 Что такое справедливость?

 3. О трудолюбии

 «Труд кормит, а лень портит».

 Организованность в труде.

 Кем хочу быть, почему?

 4.  Культура внешнего вида

 Мой гардероб и уход за ним.

 Будничная и праздничная одежда.

 5.  Внешкольный этикет

 У меня зазвонил телефон...

 Правила поведения в гостях.

 Я пишу письмо.

 Природа и я — одна семья

     Нравственное воспитание – это не есть что-то новое, о чем прежде не говорили. Скорее наоборот. Именно с него зародилось понятие «воспитание». Ни духовное, ни патриотическое (тем более не эстетическое и художественное), а именно нравственное легло в основу всей концепции воспитания в целом. Нравственность – это не что-то сложное, комплексное и изменяющееся. Это вечные и первозданные ценности общества и человека, искусство жить вместе, быть людьми.

     Процесс этического воспитания школьников сложен. Он нуждается в квалифицированном педагоге, имеющем этико-философскую, психологическую, методическую подготовку. Велика роль педагогической техники воспитателя школы, так как ему принадлежит роль в воспитании школьников, в подготовке учащихся к жизни и к общественному труду, в формировании основ научного мировоззрения и нравственной воспитанности.      Создание группы продленного дня вносит много нового, значительного в жизнь первоклассников: у них появляются новые обязанности и права. Эти обязанности связаны с выполнением школьных правил, общественных поручений, заданий коллектива. Очень важным моментом в формировании правильных товарищеских отношений в коллективе является оценка выполнения работы. Оценка дается не только результату, но и тем стараниям, которые были приложены, отношениям с товарищами.
     Важно обращать внимание детей не столько на плохие поступки, сколько обязательно отмечать все хорошее в поведении детей. Нельзя давать школьнику общую оценку на основании одного факта. Если он постоянно слышит, что он плохой, он может поверить в свою неполноценность. И наоборот, ребенок, которого захваливают, иногда начинает считать себя исключительным, зазнается.

     Деятельность детей имеет общественную направленность. Это значит, что ребята должны помогать окружающим, заботится о них по мере своих сил. Прежде всего, они должны помогать друг другу: кто-то поступил в школу – надо навестить, узнать, что случилось. Если требуется помощь в учении, - помочь; обидел кто, постигла неудача, то посочувствовать, а если возможно, то и защитить. Причем коллектив группы может быть надежным защитником. Важно, чтобы каждый знал, что он находится под защитой своего дружного коллектива.
    В группе продленного дня этическому воспитанию способствует игра. Она способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинаковая, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем через учение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей. Конечно, при этом требуется большой такт со стороны учителя, взрослых. Они не должны навязывать свою волю, обязаны учитывать индивидуальные особенности детей. Замкнутым, пассивным, робким не под силу сразу роль организатора, главного, ведущего в игре. Если им приходится выступать в этой роли по настоянию воспитателя, то они, как правило, с ней не справляются и начинают вообще избегать игр.
    Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие детские игры включают в себя элементы состязаний: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый.

     Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у школьников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен помнить о коллективных интересах, о других членах команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение детей к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре. Весьма значима и своеобразна и своеобразна педагога в детских играх. Он является нередко организатором игры, советчиком по содержанию игры, справедливым судьей, который разрешает конфликтные отношения детей, который разрешает конфликтные отношения детей, и, наконец, может быть и товарищем.
    Воспитателю необходимо помнить, что в играх дети испытывают острые чувства: радость и огорчение, гордость, благодарность, зависть и обиду, недоброжелательность, - связанные с успехом или неуспехом, оказанием и принятием помощи. Обычно в процессе игры отношения между членами одной команды нормализуются: отходят на второй план личные успехи, забываются ссоры и другие неприятности, все начинают думать об общих интересах. Но здесь таится новая опасность: в контролирующей команде дети видят «врага» и поэтому злорадствуют, когда противник проигрывает, злятся, когда он выигрывает, стараются любым способом, нередко грубым и нечестным, добиться успеха для своей команды. Задача воспитателя – постоянно анализировать нравственную сторону отношений между детьми.
    Занятия клубного часа – интересная форма внеклассной работы, позволяющая воспитателю успешно решать задачи этического воспитания школьников. В клубе дети находятся в менее регламентированных условиях, чем на уроках. Они могут относительно свободно, по собственному интересу и желанию выбирать дело, работу на занятиях, поэтому одни ребята будут рисовать, другие лепить, третьи – делать аппликации. Вместе с тем могут объединяться для совместной деятельности в небольшие группы. Они по желанию выбирают себе товарищей для выполнения какого-либо задания.
    По своему характеру клубные занятия разнообразных форм и видов работы ставят единые воспитательные цели. Клубные занятия включают в себя не только самостоятельную работу детей, но и систематическую целенаправленную работу воспитателя с детьми, в процессе которой дети учатся дружно жить и работать, быть взаимно уступчивыми, внимательными по отношению друг к другу. В клубе развивается и крепнет товарищеская солидарность. Здесь проводятся такие занятия, которые помогают ребенку убедиться на собственном опыте, что человек не может обойтись без помощи и содействия товарищей, что, только соединив усилия и учитывая интересы.
    Одинаково ко всем детям подойти нельзя. Нужна методика работы. Может ли она быть единой? Скорее всего нет. Учитывая социальную среду, индивидуально – психологические особенности каждого ребенка, можно прийти к выводу, что можно
 дать школам общие ориентиры, и пусть каждый коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий.

     Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

     Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно – деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.).

     Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городском методическом объединении учителей технологии

«Развитие творческих способностей на уроке технологии»...

Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»

Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...

Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Позитивная концепция»

   Процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания, которое является сознательной, целенаправленной, самостоятельной деятельностью, ведущей к более полной реализации, ра...

Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".

Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....

Духовно-нравственное воспитание школьников посредством хорового пения на уроках музыки

Ведущая идея опыта: дать ученикам ориентир в музыке, привить эстетический вкус, приобщить к высшим духовным ценностям, научить познавать и формировать образ мира, понять себя и свое место в нём....

Эстетическое и нравственное воспитание школьников посредством изучения японской поэзии

Данная работа помогает синтезировать элементы эстетического воспитания обучающихся с преподаванием русского, английского языков и литературы в школе на разных этапах обучения. Такой подход позволяет д...