Статья. Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.
статья

Шихалиев Игорь Халидович

Статья. Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_rabota.docx133.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.  Современный урок в соответствии

 с требованиями  ФГОС.

                            Автор статьи: Шихалиев И.Х.

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К.Д.Ушинский.

«Настоящий урок

начинается не со звонка,

а задолго до него». С.И. Гессен.

Особенность ФГОС             Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Система требований к уроку включает:                                            1. Целеполагание.              

2. Мотивация.                                            

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.                          

4. Отбор содержания.                              

5. Интегративность знаний.                  

6. Построение каждого этапа урока по схеме.                                                      

7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока                                            9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися                   10. Организация парной или групповой работы                                                                             11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля                     12. Рефлексия                                                           13. Качественная положительная оценка 14. Минимализация и вариативность домашнего задания.                                                 15. Организация психологического комфорта

 

Система требований к современному уроку                                 • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;                                                                            • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;                                                                      • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;                                                                        • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;                                                                                                                   • вывод делают сами учащиеся;                                                                                                      • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;                                       • времясбережение и здоровьесбережение;                                                                                 • в центре внимания урока - дети;                                                                                                        • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;                                                      • умение демонстрировать методическое искусство учителя;                                            • планирование обратной связи;                                                                                                  • урок должен быть добрым.

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая: - находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека); - подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией; - затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации); - активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся); - является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации); - транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования. - На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

Самое главное –эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя: - Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей. - Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа Есть различные подходы к типологии уроков Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

Система требований к современному уроку                     Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.), применяет разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Современный учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы, эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке учителем задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся): - Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. - Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. - Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока . - Учитель применяет и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. - Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Основные компоненты современного урока. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Проектирование урока как технологической цепочки

Система требований к созданию технологической карты урока Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает: - название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; - цель освоения учебного содержания; - планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД); - метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); - основные понятия темы; - технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); - контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю: - реализовать планируемые результаты ФГОС; - определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; - системно формировать у учащихся УУД; - осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; - определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); - проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы); - определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); - на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; - выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; - решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); - соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт; - обеспечить повышение качества образования.

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС ООО? В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Моделируя современный урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Также технологическая карта поможет администрации школы осуществлять необходимую методическую помощь учителю, контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов.

Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация… Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Участниками образовательного процесса на уроке, по-прежнему, являются учитель и ученик. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, учитель как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке: он задает тон урока, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию. Поэтому современный урок должен проектироваться учителем - Личностью, у которого дети будут учиться с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

презентация, отображающая типы современного урока, ресурсы современного урока, модели современного урока и их характеристики...

Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».

Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС"...

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

В статье рассказывается об основных научных подходах в образовательном процессе...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА.

laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский...