«Дифференцированное обучение».
методическая разработка

Мамчур Татьяна Александровна

Слово дифференциация имеет латинское происхождение и обозначает «различие», «разделение».

    С этой точки зрения, «дифференциация» - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному.

Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_differentsirovannoe_obuchenie.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Дифференцированное обучение».

Учитель Мамчур Татьяна Александровна

«Дифференцированное обучение».

Слово дифференциация имеет латинское происхождение и обозначает «различие», «разделение».

    С этой точки зрения, «дифференциация» - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному.

Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

     Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы

В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:

    -учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся;

    -группирование учеников на основании индивидуально-типологических особенностей;

   - организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.

Теоретические подходы к определению понятий «дифференциация» и «индивидуализация».

   В «Российской педагогической энциклопедии» индивидуализация  определяется как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющих создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

   Индивидуализация обучения предполагает не дифференциацию учащихся на группы, а дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объема, выделения основного и варьируемого  содержания учебного материала для работы с различными группами и отдельными учениками.

При этом «индивидуализацию» в узком смысле, в значении внутриклассной индивидуализации учебных заданий она считает нецелесообразной, т.к. она не способна охватить учет индивидуальных особенностей во всем их объеме.

Цель дифференциации – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к определению дифференциации. Это позволяет сделать следующие выводы:

    1. Понятие дифференциации тесно связано с индивидуализацией и их надо рассматривать во взаимосвязи.

    2. Дифференциация может использоваться для предупреждения неуспеваемости в процессе обучения, как способ максимально полного учета индивидуальных особенностей и для актуализации личностных функций в обучении.

    3. В зависимости от цели обучения дифференциация может быть средством, формой, результатом индивидуализации

Цели, принципы  и составляющие дифференцированного обучения

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

1.Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

 2.Повышение качества учебного процесса.

 3.Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

4.Выявление одаренных учеников. Ситуация успеха для учащихся разных уровней

Принципы

1.Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

2.Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

3.Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

4.Ориентирование на адаптацию и развитие учеников

Специфика дифференцированного обучения – учет индивидуальных особенностей, присущих группе учеников и организация вариативного учебного процесса в этих группах.

  • Организация групп рассчитана на учет определенных групповых различий, которые еще не есть проявление индивидуальных различий.
  • Организация учащихся по группам, однородным с точки зрения предметного содержания, которым они овладевают, не исключают наличия индивидуальных (внутригрупповых) различий по структуре их интеллекта.

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы

  • по уровню интеллектуального развития;
  •  по типу мышления;
  • по типу темперамента;
  • по интересам и склонностям.
  • Преимущества и трудности  дифференцированного обучения
  • Преимущество для учащихся
  • 1.Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.
  • 2.Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.
  • 3.Создается ситуация успеха для слабых детей. 
  • Преимущество для учителя 
  • Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.
  • Способы организации
  • дифференцированного обучения в
  • школе.
  • Существуют две позиции в вопросе
  • организации дифференцированного обучения в школе:
  • дифференциация «внешняя» и «внутренняя».
  • Внешняя дифференциация – создание на основе
  • определенных принципов (интересов, склонностей,
  • способностей, достигнутых результатов, проектируемой
  • профессии) относительно стабильных групп, в которых
  • содержание образования и предъявляемые к
  • школьникам учебные требования различаются.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

   Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...