Доклад на ШМО «Адаптация первоклассников»
консультация

Беляева Марина Геннадьевна

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Орехово-Зуевского городского округа

Доклад на ШМО
«Адаптация первоклассников»

Подготовлен

 учителем высшей квалификационной категории

                                                              Беляевой М.Г.


12 апреля 2021 г.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

  Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный момент в жизни каждого ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену играм приходят ежедневные учебные занятия, требующие напряженного умственного труда, активизации внимания, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы и многое другое.
Так как личность, способная подчиниться школьному режиму, еще не сформировалась, можно сделать вывод,  что у детей с умственной отсталостью в большинстве случаев  страдают все виды  школьной адаптации: физиологическая, психологическая и социальная.

Задача педагога – помочь ребёнку безболезненно пройти этот этап жизни, адаптироваться в новой школе, в новом классе, среди множества детей и взрослых, привыкнуть к их требованиям.
А именно:

  • помочь ребёнку принять позицию школьника, правила и нормы поведения в школе;
  • помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый  коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
  • научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
  • помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.);
  • воспитывать положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим;
  • формировать у учащихся нравственные представления и понятия, адекватные способы поведения в обществе;
  • формировать и развивать функции саморегуляции и самоконтроля;
  • актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, мотивации и самооценки.


С чего начать работу по адаптации первоклассников с умственной отсталостью?
- Изучение личных дел, сбор медицинского анамнеза, наблюдение за учебной деятельностью. Это поможет выявить «группу риска», то есть детей предрасположенных к тяжёлой адаптации или к школьной дезадаптации.
- Диагностика готовности к обучению в школе, уровня воспитанности,  что позволит определить уровень актуального и зоны ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому), а также ресурсов его развития, найти возможности и способы их использования в имеющейся социальной ситуации.

- А также получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей  об интересах и любимых занятиях их детей.

Физиологическая адаптация.


Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:
А
) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения. Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. 
Б)
Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.
В) После этого наступает
относительно устойчивое приспособление, когда организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. 

В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке.


Поэтому, в школе создаётся гибкий и щадящий режим школьных занятий (30 минут), подбираются методы в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями первоклассников.
Для сохранения здоровья учащихся и воспитания интереса к учебе на уроках проводятся физминутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, речитативы, игры на внимание, дидактические игры. Сменяются виды деятельности на уроке. Задания  соответствуют возрастным нормам и др.
После выполнения письменной работы, обязательно следует поощрение, возможность детям позаниматься тем, чем им нравится.

Психологическая адаптация


Немаловажным является психологическая адаптация, которая отражает состояние эмоциональной сферы детей в процессе учебной деятельности  и психологическое здоровье школьников в целом.

Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе?

       Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: выполнять задания, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. Впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Педагог выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать.

      Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху.

       В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность.

 Также, немаловажным фактором является утверждение своей позиции в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно.

В-четвёртых, одной из проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Невозможность адаптироваться  к условиям школьной жизни может привести такого ребенка  к эмоциональному срыву. Поэтому для более успешной адаптации проводятся разнообразные приёмы на повышение самооценки….

Некоторые родители отмечают, что в данной школе их детям заметно комфортнее, чем было в предыдущем образовательной организации.

Социальная адаптация

Социальная адаптация обучающихся – основное направление воспитательной работы, т.е. это один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами. 

Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности. 

Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива. 

На помощь в формировании коммуникабельности и умению общаться приходят игры: дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые.
В процессе игр дети находят общие интересы, формируются дружеские взаимоотношения. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры.

В  процессе  игры между  детьми  возникают симпатии, общие интересы, способствующие развитию дружеских отношений и пониманию друг друга.

 Уже на первом этапе  определились  микрогруппы.

Специфической особенностью детей с умственной отсталостью является  слабая дифференциация норм поведения в разных социальных условиях.  Необходимо учитывать и тот факт, что  первоклассники до поступления в нашу школу посещают разные образовательные учреждения: детский сад, образовательную и речевую школы. Некоторые дети  и вовсе не имели опыта общения в детском коллективе. Поэтому важным навыком  является знакомство с правилами и нормами поведения и  способами взаимодействия со взрослым и одноклассниками.  

Например, многие дети нашего класса достаточно открыты и общительны. Но, к сожалению,  не имеют понятия о правильном обращении к  старшим. Вместо «Здравствуйте», говорят «Привет» или «Здорово». К педагогам обращаются на  «ты». Зовут не по имени, отчеству, а просто «Эй» или, в лучшем случае, «Тётя Борисовна». А также забывают имена одноклассников. Поэтому практически ежедневно проводится игровое упражнение « Назови имя»
С первых дней обучения воспитатель знакомит детей с правилами поведения во время уроков, на переменах, в различных школьных помещениях.
Так, например, необходимо научить детей ходить строем во время передвижения по школе. Конечно, в силу психологических особенностей  некоторых  детей, сразу возникают трудности. Дети не могут самостоятельно держаться в строю. Поэтому я стараюсь, чтобы они шли рядом со мной, держа их за руку и каждый раз проговариваю,   кто за кем идёт. Уже к концу сентября, дети начали строиться самостоятельно.

Ежедневно ребята нашего класса учатся выполнять  различные трудовые поручения: вытирают доску, пыль, подметают и моют пол. После игры убирают игрушки, складывают школьные принадлежности в портфель. По утрам у каждого из детей есть возможность быть ответственным за проведение зарядки, что, безусловно, помогает им для более успешной адаптации и социализации.
      В течение четверти были проведены различные мероприятия: ознакомительные экскурсии по школе, инструктажи, беседы, различные игры для сплочения детского коллектива, изготовление поделок, рисунков.

      Поступившие в этом году первоклассники все разные. Неговорящие или плохо говорящие дети, с многочисленными нарушениями  речи, ограниченным словарным запасом, слаборазвитой мелкой моторикой, неадекватными эмоциями и нарушением поведения. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Поэтому, эффективность педагогических контактов с такими детьми во многом определяется присутствием чуткости, искренности у  педагогов. От  умения вызывать у детей доверие, чувство привязанности. Очень важно уметь быть снисходительным к ошибкам ребенка, уметь окружить его вниманием и заботой, и именно таким образом расположить к окружающему миру.

    На сегодняшний день считаю, что адаптация первоклассников проходит успешно.  

Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:

1.      Высокий (хороший) уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.

2.      Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками

3.      Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет.

Именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.

Ученики 1 класса любят коллективные игры, рисовать, лепить, динамические паузы, занятия ритмикой, музыкой, обучающиеся высокого и среднего уровня проявляют интерес к урокам математики, русского языка, чтения и другим предметам. Отношения между детьми бывают неспокойные. Для учащихся 1 класса введена внеурочная деятельность. В школе с детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия с логопедом и психологом, что помогает ученикам лучше адаптироваться к новым условиям.

Классный руководитель (учитель) систематически проводит индивидуальные беседы с родителями, обсуждают вопросы по поводу возникающих трудностей ребёнка, характера его взаимоотношений, степени подготовленности ребёнка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем больше взрослых оказывает посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок  адаптируется к новым условиям.

Период адаптации в 1 классе продолжается. Ведется работа по расширению и подбору дополнительных методов и приемов помощи учащимся, у которых возникли трудности в период адаптации к школе, особенно уделяется особое внимание тем, кто пришел в класс позже всех.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

справка по итогам адаптации первоклассников

материал  полезен для начинающих заместителей  по УВР...

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...

Рекомендации классным руководителям по адаптации первоклассников. Практические упражнения для успешной адаптации

Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы &nda...