Рекомендации классным руководителям по адаптации первоклассников. Практические упражнения для успешной адаптации
методическая разработка

Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».

В.О. Ключевский 

Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.

Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.

Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. Это, конечно, дошкольные формы взаимодействия с миром и окружающими людьми: игра, продуктивная художественная деятельность.

Рекомендации классным руководителям по адаптации первоклассников

1 Учителю надо помнить, что процесс адаптации у первоклассников длится от 2 до 6 месяцев. Есть дети, с которыми надо работать индивидуально по их проблемам.

2 Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

3 Необходимо использовать щадящий режим, который включает в себя физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

4 Учителям необходимо проводить работу, помогающую детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

5 Используя игровые методики создавать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение.

6 Учителю необходимо поддерживать связь с родителями, давать необходимые советы по вопросу адаптации учащихся.

7 Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

8 Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклассники склонны спросить одно и то же несколько раз.

9 Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.

10 Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации успеха.

11. Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.

12 Учителям необходимо поддерживать контакт с педагогом-психологом и социальным педагогом.

Советы по профилактике дезадаптации первоклассников:

1. Чаще называйте ребенка по имени.

2. Чаще хвалите в присутствии других детей.

3. Используйте только методы положительного стимулирования.

4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Используйте только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.

5. Обязательно обсуждайте с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.

7. Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.

Практические упражнения для успешной адаптации

Упражнение «Наш класс – это все мы!»

Цель: формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – “класс”, снятие напряженности, страхов, боязни школы

Ход упражнения. Учитель. Смотрите все вместе мы класс. Мы все разные. У каждого из нас свои привычки, увлечения, но мы с вами вместе составляем одно целое. Как лепестки у цветочка. Так давайте сейчас каждый из вас сейчас вырежет свой лепесток, подойдет ко мне назовет свое имя, и мы соберем все лепесточки вместе. Посмотрите, какой у нас получился красивый цветок. Вот какой наш класс – это все мы!

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия

Ход упражнения: Учитель. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается.

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Ход упражнения. Каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.

Упражнение «Заканчиваем сказку»

Цель: развивать воображение, коммуникативные навыки

Оборудование: Ватман, краски, кисти.

Инструкция: Прочитайте детям какую-либо увлекательную сказку, а затем предложите им нарисовать продолжение сказки. По рисункам друг друга дети должны догадаться, какое продолжение у этой сказки.

Упражнение «Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в адаптации 10- классников.

Роль классного руководителя в адаптации 10- классников....

Статья "Роль классного руководителя в адаптации 10-классников"

Статья «Роль классного руководителя в адаптации 10- классников»...

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса...

Деятельность классного руководителя по адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.

Перевод из младшей школы в основную-переломный момент в жизни обучающихся. Какие эмоции принесёт этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей, и в первую очередь от классного руко...

Рекомендации классному руководителю "Как сплотить классный коллектив"

Рекомендации для классного руководителя по сплочению классного коллектива...