Из опыта работы
статья

Из опыта работы учителя истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Хилганайская средняя общеобразовательная школа им. ЭД.Ринчино»

671617, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Хилгана, ул.Очирова, 29,

тел/ факс: (30131) 93-396, e-mail:  hilganaschool @mail.ru


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Выполнил: Будаев А.С.,

учитель истории и обществознания

2020 год.

Некоторые аспекты совершенствования педагогической технологии в современных условиях.

Актуальность.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему могут нетрадиционные уроки и использование ИКТ.

Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.

Ведущая педагогическая идея.

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.

Хороший урок – урок-беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

Учитель – это не оракул, не вождь, не охранник, а организатор, наставник, режиссер.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и

самовыражению.

Для достижения данной цели необходимо:

  • активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм  уроков и ИКТ);
  • привить любовь к предмету через систему эффективных уроков;
  • приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного Отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности).

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

  • активизацию познавательной деятельности учащихся через систему нетрадиционных форм уроков с использованием ИКТ;
  • развитие умений рассуждать и мыслить;
  • развитие творческих способностей учащихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;
  • развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников, СМИ и т.д.);
  • развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а наставником, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационно-коммуникативной  компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования творческих способностей учащихся.

Адресная направленность.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

Урочная деятельность.

Я учитель истории и обществознания -это во многом определяет мою педагогическую стратегию – формировать внутренний духовный мир ребенка, его мировоззрение. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт нового поколения, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научить школьника их самостоятельно добывать и использовать. Поэтому мое педагогическое кредо звучит так: «Учитель открывает двери – войти ты должен сам». Итак, уважаемые коллеги, я приглашаю вас всех посетить мою мастерскую.

  1. Педагогическую деятельность осуществляю в кабинете истории, который является арсеналом и моей творческой лабораторией. От ее наполнения во многом зависит успешность обучения. Кабинет имеет некоторое оснащение необходимое для проведения продуктивного урока: медиапроектор, учебные фильмы по разным периодам Отечественной и Всеобщей истории, комплект карт и таблицы по истории и обществознанию. Применение разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет оптимально организовать учебную деятельность на уроках.
  2. Для меня урок – это не ритуал, в процессе которого, учитель делает вид, что учит, а смирные дети делают вид, что учатся. Для меня урок - это общение и взаимодействие. Свою работу строю на основе компетентностного подхода, применяя различные технологии. Информационную компетентность формирую через: технологию критического мышления; анализа конкретных ситуаций и ИКТ. Таким образом, организую работу с потоками информации и развиваю у ребят мышление.

Для развития интереса к предмету и повышение качества знаний обучающихся считаю важным средством применение нетрадиционных форм урока. Над темой «Нетрадиционные формы организации учебного процесса» я работаю уже 11 лет

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: Урок-игра, урок-исследование, урок-дискуссия, урок- соревнование, урок-путешествие.

Например, 5 класс - Аукцион знаний по теме «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим» - это обобщающие уроки. В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какой-нибудь исторической личности или участника того или иного исторического события сопровождающееся рисунками. Например, «В гостях у фараона» или «Как проходит день у древнеегипетского земледельца» и т.д.;

6 класс- Урок-игра по теме «Человек», проект «Древо семьи», аукцион знаний по теме «Древняя Русь 9-13 века»;

7 класс- Обобщающий урок-игра по теме «Смута. Россия в 17  веке». Урок-презентация по теме: «Художественная культура Европы эпохи Просвещения», разыгрываем диспут по теме «Преобразования Петра Первого»;

8 класс- Урок-презентация по теме «Отечественная война 1812 года», исторический театр «Наполеон в Москве», урок-игра по теме «Личность и общество»;

9 класс- Использую проблемный метод обучения, например, по теме «Февраль и Октябрь 1917 года в России», я так сформулировала вопрос для дискуссии: Кто погубил Россию?, уроки семинары по теме «Великая Отечественная война»

10 класс- Уроки-семинары по темам «Реформы государственного управления Петра Первого», «Петр и Екатерина Великие», урок-КВН по теме «Древнерусское государство в 9-13 веках»;

11 класс- Деловая игра «Заседание Государственной думы по аграрному вопросу в годы первой русской революции», урок-размышление «Хрущев- реформатор или сталинист?»; разрабатываем презентации например, урок обществознания по теме «Глобальные проблемы в экономике». Такая работа станет пособием и для изучения нового материала и закрепления, таким образом, будет создана методическая копилка.

На основе диагностики осуществляю дифференцированный подход в процессе обучения, учащиеся разделены на группы (постоянные и временные), тем самым учитываю два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, а также осуществляю  личностно- ориентированный подход к учащимся.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

В своей работе часто использую разноуровневые задания, различные формы и виды контроля: зачеты, письменные тестирования, хронологический и словарный диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, ребусов, контрольные работы, которые позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

В старших классах создал необходимость изучать материал блоками, где существует определенный алгоритм: вводные лекции, текущие лекции, практические занятия, семинары, дискуссии, уроки размышления, уроки-консультации, зачеты.

При подготовке к ЕГЭ вел элективные курсы, проводил дополнительные занятия.

Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе. Ученики работают с высказываниями великих мыслителей. Одним из важнейших способов организации самостоятельной работы на уроках истории является работа с источниками. Анализируем документы, фотографии, песни, карикатуры, плакаты, документальную хронику, фильмы. Организация проектной деятельности, проблемное обучение, моделирование дают мне возможность формировать предметно- практическую компетентность и решают задачу организации продуктивной образовательной деятельности. Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, в то что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться. Для итоговой рефлексии использую попс-метод, синквейн, пятиминутное эссе. Применение данных методов, позволяет ученикам высказывать свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

История является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений с точки зрения нравственно- патриотической, идеологической и культурологической направленности. Поэтому, одной из задач учителя истории является как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки.

В своей работе серьезное внимание обращаю на использование здоровье сберегающих технологий. Именно от учителя зависит психологический климат на уроке

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа учителя истории и обществознания – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства, СМИ и т.д.

Учитель истории и обществознания часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху или тему по обществознанию. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

Для пополнения исторических знаний учащихся, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...