Статья «Использование новых технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений»
статья

Иваненко Лариса Николаевна

         Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов.   Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  на ЕГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ОГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskaya_konferentsiya_2016.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

   

 «Использование новых технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений»

      Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация,  новая форма аттестации выпускников.

         Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов.   Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  на ЕГЭ? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ОГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся.

        Имея опыт педагогической деятельности, можно с уверенностью сказать, что нет единственного пути в достижении этих проблем. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность.

Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс.

         При неоднозначном отношении к ЕГЭ и ОГЭ  вместе с тем можно  понять, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего ориентации на результат, который может быть, достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы и определённых направлений с применением инновационных образовательных технологий.

  • Первое направление - это внеурочная работа с учащимися на консультациях.  В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание  уделяю  работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей  животного и растительного мира, определять их принадлежность к  типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место занимает  раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий  составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при  подготовке учащихся к экзамену на консультациях  учимся   читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

        

  • Второе направление- это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы.    Так же я провожу  различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.  На уроках я применяю новые информационные технологии  , что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ОГЭ

 Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний.

Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках  школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через  дистанционное обучение,   используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет.

На уроках  по биологии и во внеурочное время я использую такие мультимедийные учебные пособия, как:

  • «Биология 10-11 класс. Интерактивный курс для школьников»,
  • "1С:Школа. Биология. Сдаем ЕГЭ 2010",
  • «Биология 6-11 классы. Интерактивные дидактические материалы»
  •  «Уроки биологии 10 класс. Электронное интерактивное приложение», «1С:Школа. Биология. Животные. 7 класс»,
  • «1С:Школа. Биология. Человек. 8 класс»,
  • «1С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс», атласы по ботанике, зоологии, анатомии и др.

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником.             В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.

 Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:

-усвоить базовые и углубленные знания по предмету,

-систематизировать усвоенные знания,

-психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,

-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

            Одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе является создание учителем (учащимися) и использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Громадный потенциал образовательных услуг несет сеть Интернет.

Для подготовки к ЕГЭ  можно использовать мультимедиа учебники:

1). Биология. Электронный учебник. http://www.ebio.ru/index-4.html

2). Открытая биология.Физикон 2.6. http://www.biology.ru/course/design/index.html

Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.

Для  подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты:

1). Современные уроки биологии – он-лайн уроки. http://biology-online.ru/ онлайн уроки с анимациями, схемами и таблицами

   2). Полная биология в школе даром http://fullbiology.ucoz.ru/ видео для учёбного процесса по всем классам, фотоальбом, таблицы.

3). Учителя вызывали? http://interneturok.ru

4). Биологический словарь On-line http://bioword.narod.ru - универсальное справочное интернет-издание, предназначенное как для биологов, так и для широкого круга представителей смежных наук, учащихся и всех интересующихся живой природой.

5). Сайт школы №12 г.Казани http://12.ort.ru/ - страница Кабинет биологии содержит разделы - готовимся к урокам, контрольные он-лайн, интерактивные тесты, ГИА, ЕГЭ и т.д.

6). Сайт «Биология для не ботанов» http://schoolbio.my1.ru/ - лекции по общей биологии, презентации по биологии, иллюстративный материал к урокам биологии, задачи по генетике, материалы для учеников и т.д.

7). Сайт учителя биологии Корниенко Наталья Павловна http://titorovanatali.ru/ - лекции по ботанике, зоологии, словарь-справочник по анатомии и т.д.

8). На сайте «Видеоуроки в сети Интернета»  можно найти много полезного материала для работы учителя биологии. Это видеоуроки, готовые тесты, презентации, лабораторные и практические работы, сценарии уроков, планирование по биологии и много другого полезного материала. http://videouroki.net

9). Сайт «По биологии.ру» содержит учебные материалы по всему курсу биологии с 6 по 11 классы http://побиологии.рф/

10). Современный учительский портал http://easyen.ru/

11). Блог репетитора по биологии по SKYPEС адыкова Бориса Фагимовича. http://www.biorepet-ufa.ru/

12). Сайт «Поучу.ру» http://pouchu.ru/bio/ - презентации, учебные пособия, ЕГЭ и ГИА 2014, контрольные и лабораторные работы

13). Сайт учителей биологии лицея №2 г.Воронежа http://biolicey2vrn.ucoz.ru/

14). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/

На занятиях по подготовке к экзаменам сначала провожу краткий обзор изучаемого материала, затем идет просмотр презентаций, видеофильмов, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.

На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/. Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части  и  презентации по решению заданий второй части.

Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания системы "СтатГрад" - http://statgrad.mioo.ru/

 На различных сайтах информационной поддержки ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru/, http://egeigia.ru/, http://ege.yandex.ru) предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ и ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

  • Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю  и  закрепляю знания и умения базового уровня.  Для этих целей использую   тесты, созданные мной и  учителями биологами нашего методического объединения, авторскими разработками,  а так же  материалы, рекомендованные ФИПИ.        

        Тестовый контроль меня привлекает тем, что  – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ и ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Подготовка выпускников к прохождению итоговой аттестации в 9 и 11 классах является актуальной для всех учителей, так как одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ОГЭ и ЕГЭ, полученные выпускниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых технология для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по математике

Использование новых технология для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по математике...

Современное образование и использование новых технологий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение ш...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

статья "использование здоровьесберегающих технологий при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку."

В статье рассматривается актуальность данной темы, рассматриваются некоторые вопросы по использованию данной технологии. На практических примерах показаны отдельные способы и приёмы работы. Сделаны вы...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»

Методтка использования ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»...

Статья Использование информационных технологий при подготовке к ВПР по заданиям: «Грамматика и лексика»

ВПР – это проверка уровня подготовленности как для учащихся, так и учителей. ВПР вносит свой вклад в учебный процесс по иностранному языку. Использование информационных технологий обеспечивает н...