Инновационные идеи ФГОС
материал

Матюшина Ирина Сергеевна

Особенности стандартов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_idei_fgos.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные положения ФГОС. Главные инновационные идеи ФГОС, отличающие его от предыдущего стандарта.

1.Основные положения ФГОС.

ФГОС среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы;
  • требования к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

2. Отличие ФГОС второго поколения от предыдущего стандарта

Между стандартом старым и стандартом второго поколения существует много отличий:

Сравнительная характеристика стандартов

Критерий

Стандарт первого поколения

Стандарт второго поколения

1.Структура стандарта.

Двухкомпонентный

Стандарт - это требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов.

Трехкомпонентный

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований: требований к результату образования,требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

2.Требования к результатам освоения содержания образования.

Предметные результаты.

Результаты освоения:

Личностные (ценностные ориентации выпускника, отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества)

Метапредметные (освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных  жизненных ситуациях)

Предметные (усвоенные знания при изучении учебного предмета, опыт творческой деятельности)

3. Результат образования

Овладение набором УУД

4. Функции

Создание единого образовательного пространства(допускалось многообразие образовательных систем, автономность образовательных учреждений, что привело к разрушению единого образовательного пространства страны)

Формирование российской (гражданской) идентичности, гуманизация образования и всей школьной деятельности, обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.

5.Отличие в учебном плане.

В составе урочная деятельность.

Урочная и внеурочная деятельность (состоит из шести основных направлений: спортивно -оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность)

3. Метапредметные и личностные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

Личностные результаты обучения

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  • Умение планировать пути достижения цели, выбирать эффективные способы решения учебных задач;
  • Умение соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять способы действий
  • Умение оценивать правильность выполнения задания
  • Владение основами самоконтроля, самооценки
  • Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, строить логические умозаключения;
  • Умение сотрудничать с учителем и со сверстниками;
  • Формирование и развитие компетентности в области ИКТ;
  • Формирование экологического мышления.
  • Воспитание гражданской идентичности, патриотизма
  • Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации
  • Формирование целостного мировоззрения
  • Формирование уважительного, доброжелательного отношения к людям, истории, культуре страны
  • Освоение социальных норм, правил поведения в социальной жизни
  • Развитие морального сознания
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении
  • Формирование ценности ЗОЖ
  • Формирование основ экологической культуры
  • Развитие эстетического сознания

Универсальные учебные действия:

В сфере личностных  УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;

В сфере регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его;

В сфере познавательных УУД выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, овладеют действием моделирования;

В сфере коммуникативных УУД универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4.Системно - деятельностный подход - методологическая основа нового стандарта.

Системно-деятельностный подход лежит в  основе ФГОС и предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Цель - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Подходы к пониманию определения:

1.Попытка объединения двух подходов: системного ( Б.Г. Ананьев, Б.Ф Ломов)  и деятельностного (Л. В. Занков,  Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).  Данное понятие было введено в 1985 году и нашло отражение в трудах В.Д. Шадрикова (система, направленная на результат); Н. А. Бернштейна («модель потребного будущего»); П.К. Анохина («системообразующий результат»), А.Н. Леонтьева (« результат как мотив и ценность деятельности»). Системно - деятельностный подход определяется результативностью деятельности как целенаправленной системы.

2. Системно - деятельностный подход основан на собенностях выстраивания обратной связи (Н.А. Бернштейн рассматривает обратную связь как  «коррекция», П.К.Анохин «обратная ориентация», А.Г. Асмолов «аттестация, лицензирование, тестирование»)

Обратная связь предполагает учет индивидуальных особенностей  развития личности и присущих  ей форм деятельности.

Особенностью  данного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий.

Данный подход составляет основу методики обучения географии советского периода Герасимовой Т.П., Щенева В.А., Сухова В.П., и др. а также современных ученых методистов

В центре урока – организация деятельности учащихся, направленная на освоение ими различных учебных действий

Система дидактических принципов реализации системно-деятельностного подхода

Принцип реализации системно-деятельностного подхода

Характеристика

1. Принцип деятельности

Ученик, не получает знания в готовом виде, а осваивает их самостоятельно, при этом осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (УУД)

2. Принцип непрерывности

Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

3. Принцип целостности

Формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса  

Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5. Принцип психологической комфортности

Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм.

6. Принцип вариативности

Формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества

Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного  опыта творческой деятельности.

Компоненты системно - деятельностного  ( по А.Г.Асмолову)

  1. Кадровый
  2. Экономический
  3. Мотивационно-ценностный
  4. Целевой
  5. Опреационально- технологический

Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

  • представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
  •  на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
  •  выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

5.Портрет выпускника  школы

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно - исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Роль географического образования в развитии качеств личности выпускника школы заключается в том, что оно формирует у школьников географическую культуру – одну из важнейших составляющих общей культуры человека, что является шагом на пути к устойчивому развитию нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...

Инновационные идеи в преподавании физики

Инновация в педагогическом процессе означает - введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Распространение инновационных идей, отраженных в содержании методической разработки

Разработана система проектной деятельности разновозрастных групп.На базе МБОУ СОШ № 3 создана Школа проектной деятельности. Гилева Л.В. является руководителем Школы проектной деятельности.С 2013...

Инновационные идеи на уроках технологии в коррекционной школе.

Мы делимся опытом  работы, методами обучения и  возможностями развития познавательной деятельности школьников на уроках швейного дела....