Мастер-класс для специалистов коррекционной педагогики.
план-конспект

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Мастер-класс для учителей- логопедов на МО.

Тема: «Использование аппликатора Кузнецова в развитии мелкой

моторики рук, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ТНР».

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционным методом развития мелкой моторики и приемами его использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы с аппликатором Кузнецова;

3.Осуществлять рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4_master_klass_dlya_pedagogov.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для логопедов.

Тема: «Использование аппликатора Кузнецова в развитии мелкой

моторики рук, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ТНР».

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционным методом развития мелкой моторики и приемами его использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы с аппликатором Кузнецова;

3.Осуществлять рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: модули аппликатора Кузнецова по количеству участников; музыка.

Этапы работы:

  1. Подготовительно-организационный

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда  я прошу Вас мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, пора  начать.

2.Презентация педагогического опыта.

С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Использование аппликатора Кузнецова в развитии мелкой моторики рук, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ТНР».

Я рассматриваю кисти руки как орган речи, такой же как артикуляционный         аппарат.

Именно поэтому, актуальность применения различных методов развития мелкой моторики бесспорна.

Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д.);
  • Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);

Ещё что мы относим к традиционным методам?

  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;
  •  В художественной деятельности: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём и т.д.;
  • Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в повседневной нашей работе. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в различных опытах работы. Я также активно их использую, но познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

Давайте вспомним, какие мы знаем не традиционные методы развития мелкой моторики рук.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:

  • все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т.д;
  • теневой и пальчиковый театр;
  • Су-Джок терапия;
  • пескотерапия;
  • криотерапия;
  • иглотерапия.

Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с нетрадиционным приемом развития мелкой моторики, который полюбился не только мне, но и детям. Это использование аппликатора Кузнецова в развитии мелкой моторики рук , как средство коррекции звукопроизношения детей с ТНР.

3.Представление продуктивных способов работы.

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

И так 1 этап: «Послушай – и ты узнаешь…»

Аппликатор Кузнецова - игольчатый лечебно-профилактический массажер (иппликатор).

Игольчатый массажер разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.

Модульная конструкция аппликатора позволяет легко перестраивать их в зависимости от анатомических особенностей и областей, выбранных для воздействия. Аппликатор является очень хорошим стимулятором биологически активных точек рук. С помощью большого количества иголочек создается мощный поток нервных импульсов.

Какие могут быть противопоказания?

Кожа, подвергаемая воздействию игольчатого пластмассового аппликатора, не должна иметь повреждений.

Как же происходит знакомство с аппликатором Кузнецова?

Необходимо в мягкой игровой форме познакомить ребенка с игольчатым массажем. Начинаю это знакомство с ладоней, сидя за столом кладу сначала свои, а затем ладони ребёнка на аппликатор. Ребенок сам регулирует силу прижатия ладоней таким образом, чтобы чувствовать приятное легкое покалывание и тепло, недопустимо, чтобы он испытывал болезненные ощущения. Как правило, детям нравятся полученные ощущения, и они воспринимают занятия на аппликаторах как веселую игру. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого коврика: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Кроме того, метод изначально имеет оздоровительную направленность. А это значит, что положительный эффект от его использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

2 этап: «Посмотри – и ты поймешь…»(видео зарисовки занятий с детьми).

Предлагаю вам рассмотреть некоторые формы работы развития мелкой моторики, используя модули аппликатора на коррекционных занятиях.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Мы капусту рубим, рубим/ребром ладони постучать по коврику/

Мы капусту солим, солим, /подушечками пальцев нажимать на коврик/

Мы капусту трем, трем, /потирать ладошки о коврик/

Мы капусту жмем, жмем./нажимают на коврик/

Вот помощники мои.

Игра«Осень»

«Раз, два, три, четыре, пять.        Пальцы «печатают» по коврику под счет.

Будем листья собирать.               Выполнять собирательные движения кистями по коврику.

Листья березы,        Нажимать пальцами на иголочки, начиная с большого пальца.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.   Кулачками постучать по коврику.

Игра«Зима»

«Ветер холодный                         Кончики пальцев скользят по коврику сверху вниз.

Пригнал облака,

И затянулось все небо с утра.  Кончики пальцев скользят по коврику слева на право.

Лужи замерзли, Пальцы сильно нажимают в одно место.

Притихла земля,

Лег первый снег…Пальцы легонько касаются коврика в разных местах.

Наступила зима!»

И последний этап: «Сделай сам – и ты научишься».

Предлагаю вам рассмотреть такое направление работы,как автоматизация поставленного звука в сочетании с развитием мелкой моторики рук, используя модули аппликатора. Карточки и модули  расположены перед вами.

Приглашаю за столы 4 человека

1.  Автоматизация звуков на базе слогов

Автоматизация звука Р с изменением ритмического рисунка:

Поочередно нажимать на аппликатор левой и правой рукой

левая            правая

тра-тра -----тра-тра-тра

тро-тро-----тро-тро-тро

тру-тру-----тру-тру-тру

тры-тры -----тры-тры-тры

2.  Автоматизация звуков на базе слогов

Автоматизация звука Л с изменением ритмического рисунка:

Поочередно нажимать на аппликатор левой и правой рукой

левая            правая

Ла-ла  -----ла-ла-ла

Ло-ло  -----ло-ло-ло

Лу-лу  -----лу-лу-лу

Лы-лы  -----лы-лы-лы

3.  Автоматизация звуков на базе слогов

Автоматизация звука С с изменением ритмического рисунка:

Поочередно нажимать на аппликатор правой  и левой  рукой

правая            левая          

са-са-са-----   са-са

со-со-со-----  со-со

су-су-су-----  су-су

сы-сы-сы----сы-сы

4.  Автоматизация звуков на базе слогов

Автоматизация звука Л’ с изменением ритмического рисунка:

Поочередно нажимать на аппликатор правой  и левой  рукой

правая            левая          

ля-ля-ля----    ля-ля

лё-лё-лё----    лё-лё

лю-лю-лю----лю-лю

ли-ли-ли----   ли-ли

1.  Автоматизация звука Л на базе  слогов и слов

левая рука на каждый слог прижимается ладошкой к коврику

правая рука на слово прижимается кулачком

ла-ла-ла

 лак

ла-ла-ла

 лама

лы- лы- лы

лыко

лу- лу- лу

луг

ло- ло- ло

лом

2.  Автоматизация звука С на базе скороговорки « Оса»

левая рука

са-са-са  /на каждый слог ладошкой  прижимается к коврику/   

правая рука

- в саду оса / на каждый слог ладошкой  прижимается к коврику/   

са-са-са   на каждый слог ладошкой  прижимается к коврику/   

- ко мне летит оса

/ладошкой движения сверху – вниз /

сы-сы-сы    / на каждый слог ладошкой  прижимается к коврику/   

- у осы усы/ указательным и средним пальчиками в сторону по коврику/

сы-сы-сы     на каждый слог ладошкой  прижимается к коврику/   

 -в саду нет осы / кулачками прижаться к коврику/

3.  Автоматизация звуков на базе предложений (ладошки)

Правая рука:

Поочередно нажимаем на палец проговаривая текст на автоматизацию звука Ш:

Этот малыш-Илюша, /на большой палец/

Этот малыш-Ванюша,/указательный/

Этот малыш-Алеша, /средний/

Этот малыш-Антоша, /безымянный/

А меньшего малыша зовут Мишуткою в семье. /мизинец/

Левая рука:

Поочередно нажимаем на палец проговаривая текст на автоматизацию звука Ш:

Эта малышка-Танюша, /на большой палец/

Эта малышка-Ксюша, /указательный/

Эта малышка-Маша, /средний/

Эта малышка-Даша, /безымянный/

А меньшую зовут Наташа./мизинец/

4.  Автоматизация звуков на базе стихов ( коврик «ежик)

Проговаривая  стихотворение  на автоматизацию звука Ж, выполнить манипуляторные движения:

Ходит ежик без дорожек, /указательным и средним нажимать на аппликатор/.

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек/пальчиками проводить по аппликатору сверху в низ/

Весь в иголках ежик./пальчиками  постукивать по аппликатору/

Как же взять его?/ хватательные движения/.

1.  Автоматизация С – С’ – З - Ц на базе лексических тем

Игра  «Перелётные птицы»

«Снова осень наступает,     / По очереди пальцы  с  первого по четвёртый нажимают на коврик /.

Птицы гнезда покидают,   / Большие пальцы нажимают на коврик/.

В стаи соединяются, / Кулачки нажимают на коврик/.

И до весны покидают нас». /Кулак – ладонь с нажатием/.

2.  Автоматизация поставленных  звуков на базе лексических тем

Игра «Котята»

 «У кошечки нашей есть десять котят,/ нажимать на аппликатор одновременно левой и правой рукой /

Все котята по парам стоят,/ нажимать на аппликатор одновременно левой и правой рукой /

Два толстых, /нажимают на аппликатор большие пальцы/

два ловких, /нажимают на аппликатор указательные пальцы/

Два длинных, /нажимают на аппликатор средние пальцы/

два хитрых, /нажимают на аппликатор безымянные пальцы/

Два маленьких самых

И самых красивых» /нажимают на аппликатор мизинчики /

3.  Дифференциация звуков Р-Л, Р’-Л ‘на базе лексических тем

Игра  «Стирка»

«Постираю чисто, с толком  /Сильно прижимая пальцы к коврику /.

Рубашку, кофту и футболку, /Пальцы легко скользят влево-вправо по коврику/.

Свитерок и брюки -/Пальцы легко скользят вниз по коврику/.

Устали мои руки!» /Сильно прижать пальцы к коврику/

                             

4.  Дифференциация звуков Л ‘-Р’-Р  на базе лексических тем

Игра  «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик - апельсин,/Большой палец нажимает на иголочки/.

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,/Указательный палец нажимает на иголочки/.

Вкусная, и красивая.

Этот пальчик - абрикос,/Средний палец нажимает на иголочки/.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,/Безымянный палец нажимает на иголочки/.

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,/Мизинец нажимает на иголочки/.

Всё лежит  для нас./Круговые движения ладонью по коврику/.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования работы с аппликатором Кузнецова для развития мелкой моторики и соответственно речи детей. В конце хочу показать вам вариативность ковриков аппликаторов Кузнецова (виды ковриков, слайды).

Буду рада, если данный метод вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»

Материал содержит  игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Мастер-класс на тему: «Элементы коррекционных упражнений на занятиях по охране жизни и здоровья обучающихся».

Элементы коррекционных упражнений, которые можно использовать на внеклассных занятиях. Цель их проведения - профилактика утомления, нарушения осанки,  укрепление здоровья в целом  ...

Мастер-класс для учителей музыки "Орф-педагогика и урок музыки"

Данная методическая разработка предназначена для учителей музыки, педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки....

Мастер-класс для молодых специалистов " Создание речевых уголков в групповых ДОУ

Цель создания речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей....

Методическая разработка мастер - класса «НЕПРОСТОЕ В ПРОСТОМ» (РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКА)

Реджио-это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя»....