отчет по самообразованию
статья

Ирина Николаевна Кунгурова

отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы Кунгуровой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

Побединская средняя общеобразовательная школа

ОТЧЕТ

по самообразованию.

ТЕМА:

 «Преподавание литературы как предмета, формирующего личность человека.»

Докладчик:

учитель русского языка

и литературы

И.Н.Кунгурова.

2017 – 2018 учебный год.

ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

КАК ПРЕДМЕТА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

данная методика

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера .

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

Целевые ориентации:

• Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

• Преподавание литературы как искусства.

Концептуальные положения и гипотезы:

• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;

• принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний, убеждений;

• художественность: урок литературы строится по законам искусства, закон трех о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

• принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;

• в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

• идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

• нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;

• знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;

• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

• педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

• метод духовного контакта;

• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

• учитель - предметник, художник, врач;

• работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания:

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику;

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики:

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы - это:

- человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

- не аргументы и факты, а открытия;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Для ценностнообразующей функции школы важно не только эффективное обучение детей общественным наукам, но и не менее эффективное их обучение наукам чисто гуманитарным – литературе и истории. Цивилизованное поведение человека включает не только правопослушание, рационализм или гражданственность, но и духовность, понимание и соблюдение ценностных установок и ориентаций, смыслов собственной жизни. К формированию духовности наиболее прямое отношение имеют литература и история.

Учебный предмет «литература» можно и должно считать главным инструментом формирования духовного мира растущей личности. Как пишет, Т.Г. Браже в статье «Принципы анализа литературного произведения в школе», «смысл работы словесника в школе – сделать для учащихся художественную литературу реальным источником духовного обогащения. Однако такое воздействие литературы возможно только при личностной потребности в её чтении и раздумьях над нею». Но вот именно это школьника не хватает. Интерес к предмету становится выше степени интереса к самой литературе как факту бытия, интерес к предметам, необходимым для сдачи государственного экзамена становится выше интереса к остальным предметам, в число которых попадает и литература. Неспешное, вдумчивое свободное чтение, требующее временных затрат, уходит из сферы досуга. А вместе с ним исчезает и главное – любовь к чтению.

Уходят положительные эмоции из практики преподавания, заменяясь суровой необходимостью подготовить ответ, доклад и т.п., что в свою очередь обусловлено недостаточным количеством учебных часов. И это не может не тревожить. Ведь самый мощный стимул в воспитании читателя – получаемая им радость от процесса чтения и изучения литературного произведения.

Известный русский педагог В.П. Острогорский писал: “Такое правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путём благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе не подозревал”.

Превращение литературы в средство духовного обогащения личности возможно на основе формирования эмоционально-положительного отношения и к самому литературному материалу, и к процессу его изучения, путём пробуждения радости от чтения и познания и чувства удовлетворенности как одного из обязательных условий и стимулов обучения. Поэтому в школе должен быть высоким удельный вес учебных ситуаций, когда необходимость и ценность литературных знаний, радость от них сделалась бы очевидной для самих учащихся.

Школьник учится читать для завтрашнего дня, для того, чтобы чтение стало неотъемлемой частью его духовной и душевной жизни. Негативное же или даже нейтральное отношение к процессу обучения ведет к внутренней закрытости от воздействия на свой духовный мир. Лишь тогда, когда знания становятся личной потребностью, они активно влияют на человека, они активно влияют на него, входят в его сознание, перестраивают эмоции, то есть происходит духовно обогащение личности. Насильственное введение в сознание учащихся даже самых очевидных литературоведческих истин рождает у них сопротивление и активную защиту собственных суждений, в силу повышенной субъективной значимости своего жизненного опыта и одновременно его уязвимости. Постоянное сопоставление прочитанного и изучаемого с собственным жизненным опытом, при недостаточной его широте, ведет к формированию устойчивых неверных суждений, к проведению анализа на так называемом уровне «наивного реализма». (Например, при изучении фрагментов летописи о князе Владимире ученик шестого класса заявляет: «Мы ведь не знаем, а может быть, летописцу заплатили, чтобы он написал о князе хорошо». И подобные примеры не единичны).

Для преодоления у учащихся сложившихся стереотипов мышления, неверных нравственных и эстетических суждений методика преподавания литературы в школе предполагает и опору на жизненный опыт обучающихся, более активное и вместе с тем более глубокое и тонкое воздействие на их личность, более развитую, а не сокращенную систему аргументов в процессе обучения предмету и воспитания через него.

Одним из важнейших принципов в преподавании становится тогда естественность, при которой любые возникшие у учащихся вопросы должны приниматься учителем, а не гаситься, как незначимые. Задача учителя состоит в том, чтобы любые вопросы и проблемы, волнующие учеников, ввести в круг действительно важных для писателя в этом произведении проблем, связать их. В конечном счете любой вопрос или ответ учащегося способен вывести на анализ существенных для произведения моментов. (Например, при изучении сказки Андерсена «Снежная королева» в пятом классе на вопрос о том, какой эпизод более всего запомнился, один из слабых учеников ответил: «Розы», чем вызвал смех в классе, но последовавший вопрос учителя перевел разговор в иное русло и вернул учеников к анализу произведения. Процитируем: «Действительно, образ розы возникает в сказке несколько раз. В какие моменты? Почему для автора так важен этот образ» и далее разговор выходит на проблемную ситуацию: «Почему автор трижды повторяет строки псалма: «Розы цветут, красота, красота// Скоро увидим младенца Христа?») И вполне понятно, что в подобных случаях от учителя требуется мастерство импровизации.

Учитель – это посредник между читателем и писателем. Чем более он личность, способная глубоко понять произведение, тем более он передаст из своего и писателя духовного опыта учащимся. Это особенно важно именно для учеников, так как с уроков литературы, с обаяния личности словесника, его близости ученикам и вместе с тем «идеальности» начинается для многих литература.

Ценностные установки достаточно сложно сформировать только в рамках феноменологического и типологического подходов, их, по крайней мере, надо дополнить герменевтическим, который оперирует такими понятиями, как “понимание”, “смысл”, “ценность”. А понимание неразрывно связано с понятием смысла. Поэтому можно утверждать, что понимание есть процедура осмысления, выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования. Это уже область герменевтики. Как известно, герменевтическая традиция даёт возможность толкования текстов и явлений культуры, выявления их общекультурных контекстов осмысления действительности человеком и специфики познания человеком человека, в том числе человека другой культуры или другой эпохи. Литература, как отмечает Д.С. Лихачев, это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, какие сочетания входят в слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает ещё некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в художественную. Сочетание слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста.

Не будем также забывать, что истинное понимание художественного произведения включает в себя не только восприятие познаваемого, но и создание новой личностно-значимой для человека ценности — его интерпретации. В подтверждение своей мысли сошлёмся на мнение психолога В.В. Давыдова, который говорил о том, что реальность знаний заключена прежде всего не в форме словесных абстракций, а в способах деятельности познающего субъекта, для которого преобразование предметов, фиксация средств таких преобразований являются столь же необходимыми компонентами “знаний”, как и их словесные оболочки.

Культура построена на добре и вере в возможности человека и человечества. Как отмечает Д.С. Лихачёв, человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой. Стоит искать эти проявления простых человеческих чувств и забот. Они драгоценны. И потому гуманистическая психология и педагогика основываются на уже сделанном человеком шаге, пусть маленьком, а не на несделанном, на развитии человека, индивидуальном по темпам и характеру. Учитель должен уметь верить и ждать.

Владея всем методическим инструментарием, умело выбирая из него необходимые приемы, постоянно обогащая свой методический арсенал, разносторонне самообразовываясь и самосовершенствуясь, учитель литературы сможет выполнять возложенную на него миссию – реально передавать накопленные человечеством и запечатленные в литературе жизненные ценности, помогая таким образом становлению субъекта культуры. Отсюда направленность обучения на развитие творческого потенциала человека.

Смысловые единицы гуманитарного знания у каждой личности развиваются по-своему, образуя уникальную личностную структуру. Воспитание культуры личности через литературу- это воспитание культуры суждений, убеждений, эстетических вкусов, культуры эмоций, речевой культуры, достойного стиля поведения, достижение успешной социализации как конечной цели образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию

Отчет по результатам деятельности по предмету был представлен на районном семинаре учителей краеведения вместе с презентацией. Презентация больше допустимого размера....

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию за 2011 год...

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"

В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...