Методы контроля и самоконтроля на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку

Татаринова Юлиана Юрьевна

Презентация "Методы контроля и самоконтроля на уроках русского языка" содержит обзор методов, способов деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляется степень усвоения учебного материала и овледения требуемыми образовательным стандартом умениями и навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_kontrolya_i_samokontrolya.ppt858 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы контроля и самоконтроля на уроках русского языка и литературы Татаринова Юлиана Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 г.Коломны

Слайд 2

Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками. Цель контроля - определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Методы : - устного контроля и самоконтроля, - письменного контроля и самоконтроля. Методы : - традиционные, - нетрадиционные. Фо рмы контроля : - индивидуальный, - групповой, - фронтальный.

Слайд 3

Виды контроля Содержание Методы Вводный Уровень знаний школьников, общая эрудиция Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение и др. Текущий Освоение учебного материала в ходе изучения темы, раздела Опросы, практические работы, тестирование и др. Тематичес-кий Освоение учебного материала по теме, разделу, модулю Контрольная работа, диктант, зачет, семинар, сочинение и др. Коррекция Ликвидация пробелов в знаниях; формирующее оценивание Повторные тесты, индивидуальные консультации и др. Итоговый Контроль выполнения поставленных задач, установление соответствия образовательному стандарту Итоговая контрольная работа, итоговое сочинение, защита проекта и др.

Слайд 4

Устный опрос . Фронтальном опрос : · выяснение готовности класса к изучению нового материала; · определение сформированности понятий; · проверка домашних заданий или учебного материала, разобранного на уроке; · подготовка к выполнению проверочных и контрольных работ. Индивидуальный опрос: · выяснение правильности ответа по содержанию, самостоятельности, степень развития логического мышления, культуры речи учащегося.

Слайд 5

Приемы устного опроса: · обращение с вопросом ко всему классу; · конструирование ответа; · рецензирование ответа; · оценка ответа и ее обоснование; · постановка вопросов ученику самими учащимися; · взаимопроверка; · самопроверка; · оценочный лист.

Слайд 6

Я знаю (не знаю), как правильно писать личные безударные окончания глаголов, так как: Моя оценка Оценка учителя Определяю, под ударением или нет окончание глагола Умею Ставлю глагол в инфинитив Умею По суффиксу определяю спряжение глагола Затрудняюсь Знаю глаголы-исключения Плохо В 1 спряжении пишу Е, УТ-ЮТ, во 2 спряжении – И, АТ-ЯТ Умею Пример заполнения о ценочного листа «Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?»

Слайд 7

Ответ по плану или памятке, составление опорных конспектов Пример опорного конспекта по теме «Спасское-Лутовиново в жизни И.С.Тургенева» -родители, дом, семейный уклад -протест против крепостного права «Записки охотника» -люди, среди которых жил -гуманизм «Муму» -земля, природа -любовь к природе «Отцы и дети» -мировоззрение -уважение к личности «Накануне» - характер, нравственные качества -стремление к самостоятельности «Стихотворения в прозе» -интересы, увлечения

Слайд 8

Самоконтроль и взаимоконтроль при устном опросе: составить план ответа ученика, который отвечает у доски; задать вопрос отвечающему; рецензировать ответ ученика; подготовить дополнения к ответу; зафиксировать и исправить ошибки в ответе ученика.

Слайд 9

Письменный контроль: диктант, контрольная работа, проверочная работа, самостоятельная работа, зачет, тест, реферат, сочинение, изложение и др.

Слайд 10

Словарный диктант Традиционные формы: Проверяет учитель. Проверка помощником учителя. Проверка своей записи или записей товарища с доской, учебником. Проверка с использованием словаря.

Слайд 11

Словарный диктант с грамматическим заданием Например: - Ветошь, пейзаж, тушь, плащ …. (определить род и склонение существительного). - Колышет, дышит, слышишь …. (определить спряжение глагола, выделить окончания). - По аллее, в санатории, в ущелье, по тропинке (определить падеж, написать начальную форму слова). - Развиваться, развеваться; полоскать, поласкать (подобрать слово и составить словосочетание, чтобы ясно было лексическое значение данных слов).

Слайд 12

Словарный диктант с продолжением Задание: к каждому словарному слову диктанта придумать и записать слово с той же орфограммой. Словарный диктант с дифференцированным заданием Задание: записать словарные слова, составить с ними словосочетания или предложения или текст.

Слайд 13

Работа с деформированным текстом, текстом с ошибками. Задание: Вставить в текст подходящие слова вместо пропусков. В тексте найти слова с ошибками на одно правило. В тексте исправить допущенные ошибки (орфографические, грамматические, пунктуационные). Проверка : учителем, Самоконтроль (проверка с доски, с распечатки, по тексту упражнения) проверка с подсказкой: указано, сколько ошибок в словах, сколько в тексте знаков препинания. дифференцированная проверка: указание ошибок на полях или общего количества ошибок. * Рекомендуется текст, напечатанный шрифтом, приближенным к рукописному.

Слайд 14

Словарные диктанты - игры « Зоркий глаз »: найдите в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм. « Отгадай загадку »: отгадайте загадку, запишите ответ, обозначив орфограмму.

Слайд 15

Словарные диктанты - игры « Шифр »: найдите в шифровке слова, запишите их в тетрадь и подчеркните орфограммы. Например. На уроке русского языка по теме «Письмо». Жткуоуызеописьмоыкзурщофкеконвертыукзщоионфадресьхмыкуиьоыбфзиндексжфшуеиьфыиеунпочтальонфиьзкефгеьизяюл. (Подсказка: письмо, конверт, адрес, индекс, почтальон)

Слайд 16

Письменный контроль Диктант: диктант с грамматическим заданием, творческий диктант, свободный диктант, диктант по прочитанному тексту, графический диктант.

Слайд 17

Письменный контроль Сочинение: мини-сочинение, сочинение по картине, грамматическая сказка, сочинение с использованием ряда слов, сочинение-отзыв, сочинение от лица героя произведения, сочинение-рассуждение, тематическое сочинение по литературному произведению. Изложение: подробное изложение, сжатое изложение, выборочное изложение, изложение с творческим заданием, изложение с продолжением.

Слайд 18

Письменный контроль (традиционные формы) Контрольная работа Домашняя контрольная работа - Тест (избирательные, закрытые), - Зачет (открытый, закрытый, дифференцированный) - Самостоятельная работа

Слайд 19

Нетрадиционные методы контроля и самоконтроля «5 вопросов». Задается 5 вопросов по теоретическому материалу, заданному на дом или изученному на уроке, после сообщения учителя или просмотра видеоотрывка. Формат вопросов «Верно ли, что….» Запись ответов +--++. Двое учащихся выполняют работу за доской, еще 3-5 тетрадей проверяется учителем или ученики обмениваются тетрадями. Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе задаются вопросы: Верно ли, что деепричастие отвечает на вопросы что делать? что сделать? Верно ли, что деепричастие обозначает добавочное действие? Верно ли, что деепричастие изменяется по родам и числам? Верно ли, что деепричастие соединяет в себе признаки глагола и наречия? Верно ли, что деепричастие в предложении чаще всего является обстоятельством? Ключ: - + - + +

Слайд 20

Кроссворды

Слайд 21

Викторина по теме «Сказки» • Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?(Баба-Яга) • Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист) • Назовите единственного героя сказки «Репка», имя которого нам известно. (Жучка) • Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка) • Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Сказочную шапку-невидимку) • Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара? (Князь Гвидон) • Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? («Три толстяка») • Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Чёрная курица, или Подземные жители») • Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? («Мойдодыр») • Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н. Носов)

Слайд 22

Игры. «Четвёртый лишний» (аналитическая игра) Найдите «лишнее» слово. ночь, мяч, дочь, печь пароход, парной, парик, парник ворота, чернила, задания, ножницы «Вий», «После бала», «Шинель», «Ревизор» «Головоломка» (контекстная игра) «Соберите» стихотворение «Переводчик» (лингвистическая игра) Кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? При проверке работы было выявлено немало дефектов. Мемуары великого русского писателя читаются с интересом. Все работали с энтузиазмом. Экспонаты выставки были впечатляющими. Мы гордимся нашим голкипером. Прозвучало, прокатилось, засветилось, прозвенело, ясной, немою, померкшем, лугу, рощей, рекою, берегу, в, над, над, на том Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Слайд 23

Работа со схемами и таблицами обобщающего характера Например, при изучении темы «Самостоятельные части речи» 1. 2. Часть речи Что обозначает Вопросы Пример Часть речи Что обозначает Вопросы Пример Имя существительное Предмет Имя прилагательное Умный, красив, лисий Который? Сколько? Пятый, семь, двое Указывает на предмет, признак, принадлежность, количество Кто? Что? Какой? Каков? Чей? Сколько? Глагол Действие, состояние Причастие Летящий, решен Что делая? Что сделав? РешаЯ, умножиВ Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Всмятку (яйцо) Вверху (жил) Очень (весело) Состояние человека, природы Как? Каково?

Слайд 24

Проектная деятельность Смотр знаний Например, задания к смотру знаний по теме «Жизнь и творчества Л.Н. Толстого»: - взаимообмен проблемными вопросами, - защита рефератов, - иллюстрации к прочитанным произведениям, - чтение наизусть отрывков из романа «Война и мир», компьютерная презентация по прочитанным произведениям Толстого и т.д. Конференция. Например, конференция «А.С.Пушкин в воспоминаниях» Подбор литературы Определение ролей: организаторы, докладчики, журналисты, издатели и т.д. Создание презентации Виртуальная экскурсия Создание словаря Радиопередача и т.д.

Слайд 25

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Сайты «Сдам ГИА: решу ОГЭ. Сдам ГИА: решу ЕГЭ», «Российская электронная школа», «Яндекс. Урок», «Фоксфорд» и т.д. Приложения «Школьного портала»: «ЕИС Контент», «Домашние задания онлайн», «ЯКласс», «Тесты».

Слайд 26

Выводы Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации об усвоении школьниками учебного материал, о применении полученных знаний на практике. Суть проверки результатов обучения - выявление уровня усвоения знаний учащимися, соответствующего образовательному стандарту по данной программе, предмету. Проверка и оценка знаний учащихся - стимул для учения, средство повышения качества и результативности обучения. Эффективность контроля знаний и умений учащихся зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Методы контроля .тестирование на уроках русского языка и литературы.

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочну...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"

Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...