Самообразование педагога дополнительного образования.
статья

Вакилова Галина Валентиновна

Одним из определяющих факторов развития дополнительного образования детей на современном этапе является повышение профессиональной компетенции педагогических работников. Какие бы ведомственные и межведомственные программы, концепции не были приняты, как бы ни улучшалась материально-техническая база учреждений, если нет талантливого, преданного своему делу педагога, все замыслы по повышению качества дополнительного образования останутся только в проектах и мечтах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование педагога дополнительного образования.

Одним из определяющих факторов развития дополнительного образования детей на современном этапе является повышение профессиональной компетенции педагогических работников. Какие бы ведомственные и межведомственные программы, концепции не были приняты, как бы ни улучшалась материально-техническая база учреждений, если нет талантливого, преданного своему делу педагога, все замыслы по повышению качества дополнительного образования останутся только в проектах и мечтах.

Педагогическая профессия требует от педагога постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Вся работа педагога – это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. Кроме того, усложняется процедура аттестации педагогических кадров (разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно-деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности), повышаются квалификационные требования, вводятся новые формы отслеживания результативности. Одной из составляющих роста профессионализма педагогов дополнительного образования является работа по самообразованию. Педагог определяет для себя тему самообразования и планирует работу. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач. Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Выбор методической темы и составление плана работы осуществляются педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2–3 до 4–5 лет. Темы фиксируются в планах методического объединения. Работу над темами самообразования предлагаю разбить на этапы:

1. Интерес (Чего хочу?) − определение профессиональных потребностей (Чему хочу нау- читься, что узнать?), − формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?).

2. План (Как достигну?) − отбор действий (Что надо сделать?), − установка их последовательности (В какой последовательности?), − определение сроков (Когда?).

 3. Работа − обучение и воспитание (Что делаю?), − оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?), − сбор информации для анализа (Как получается?).

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?) − подбор методик анализа, − проведение анализа, − выводы.

5. Будущее (Что дальше делать?) − задачи на будущее.

Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, а ее изучение – необходимо самому педагогу.

 Методическим советом педагогам по окончании учебного года предлагаютсяразные  темы.  На основании выбранной темы педагог разрабатывает план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются название темы, цель, задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки выполнения каждого этапа, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой, способ демонстрации результата проделанной работы, форма отчета по проделанной работе. В индивидуальном плане также предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других педагогов, посещение занятий и др. По окончании работы над темой каждый педагог пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях творческих групп и т. д. Работа по теме самообразования оформляется документально. Особое внимание уделяется источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

−Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

− Интернет-ресурсы.

 − Видео-, аудиоинформация на различных носителях.

− Повышение квалификации.

− Дистанционные формы обучения, чаты, форумы.

− Семинары и конференции.

− Мастер-классы.

− Мероприятия по обмену опытом.

− Телевидение.

− Газеты, журналы.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно присутствует список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

 − повышение качества преподавания (указываются показатели, по которым определяется эффективность и качество),

− разработанные методические пособия, статьи, общеобразовательные программы дополнительного образования, сценарии, исследования,

 − разработка новых форм, методов и приемов обучения,

− доклады, выступления, рефераты, статьи,

− разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

−выработка методических рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий,

− разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

 − создание комплектов педагогических разработок,

− разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету),

− создание главы или страницы электронного учебника,

− разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) и др. Рекомендую работать над темой не более 4–5 лет. Руководители методических объединений (или методический совет) координируют работу по самообразованию, ежегодно анализируют результаты деятельности педагогов. А педагогам необходимо ежегодно пересматривать свои темы самообразования и продолжать работу с целью обобщения опыта. Все формы повышения квалификации кадров реализуются под конкретную целевую задачу, предполагающую, при любых организационно- педагогических условиях, развитие определенных сторон, свойств и граней педагогического профессионализма. Особое внимание на современном этапе обращается на развитие и совершенствование содержания образования, технологий, методик и форм повышения квалификации педагогов, исходя из социального заказа, потребностей рынка труда, научно- технического потенциала региона. В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы, тем качественнее реализуется программа дополнительного образования детей. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».

                

        Г.В.Вакилова, методист

Темы самообразования для педагогов дополнительного образования

1. Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях в (мастерской, клубе, секции...), как средства успешной социализации личности.

2. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования технической направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

3. Информационные технологии в изучении обр. программы .. как средство повышения мотивации обучающихся.

4. Дифференцированный подход в обучении игре в настольный теннис (либо в рамках дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности и т.п.).

5. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе…

6.Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по обр. программе...

7. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по обр. программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).

8. Создание условий для развития физически одаренных обучающихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.

9. Развитие скоростно-силовых способностей обучающихся посредством личностно-ориентированного подхода.

10. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей обучающихся изостудии (художественной мастерской).

11. Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях в технической мастерской через личностно-ориентированные подходы в обучении.

12. Дифференцированное обучение на занятиях в радиотехнической (авиамодельной, судомодельной...) мастерской как один из способов развития интеллектуальных способностей обучающихся среднего и старшего возраста.

13. Повышение качества и эффективности занятий по образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

14. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках образовательной программы.

15. Эффективность развития детской одаренности в условиях дополнительного образования.

16. Формирование коммуникативных компетенций у подростков на занятиях детского объединения «….».

17.Компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса по программе «……».

18.Формирование общекультурных компетенций в процессе организации и проведения массовых (воспитательных) мероприятий.

19.Ценностно-смысловые компетенции - основа индивидуальной образовательной траектории обучающихся

20.Формирование учебно - познавательных компетенций на занятиях группы раннего развития «….».

21. Роль учебной мастерской в формировании социально-трудовых компетенций на занятиях объединения

22. Реализация компетентностного подхода на занятиях детского объединения

23.Актуальность формирования информацион-ных компетенций на занятиях детского объединения

24. Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях как один из приемов формирования … компетенций.

25. Роль воспитательных мероприятий в формировании коммуникативных компетенций у подростков на занятиях детского объединения …

26. Роль и значение образовательной программы в формировании … компетенций.

27. Пути интенсификации учебного процесса через внедрение компетентностного подхода.

28. Особенности компетентностного подхода в организации обр. процесса по обр. программе

29. Формирование … компетенций как путь личностного роста обучающихся.

30. Формы и методы проведения занятий, способствующие формированию …компетенций.
31. Взаимодействие педагога и обучающегося в процессе формирования … компетенций.

32. Интеграция образовательных программ технической направленности.

33. Развитие творческой индивидуальности обучающихся в процессе обучения по дополнительной        образовательной         программе.....
34. Применение инновационных технологий в реализации обр. программы…., как средство         повышения         мотивации         обучающихся.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема и пути решения.

1. Не могу определиться с темой самообразования

Выделите из многообразия проблем, вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а также статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

Включите современные взгляды на проблему

Используйте опыт работы других педагогов.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

С появлением в работе педагога дополнительного образования компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения.

Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?

• Разработка комплекта электронных учебных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.

• Создание сборника предметных кроссвордов.

• Разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний или воспитательных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

• Разработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки воспитанника к зачету.

• Разработка проекта организации и занятий воспитательной работы.

• Пакет административной документации педагога.

• База данных методик обучения.

• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).

• Проект личной методической веб-страницы.

• Проект веб-страницы педагогического коллектива.

• Проект веб-страницы ОУ.

• База данных вопросов и задач по предмету, по главам.

• Пакет психолого-педагогических материалов для педагога.

• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.

Одним из эффективных способов показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

                                                                          Материал подготовила Г.В.Вакилова, методист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования

Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования Лебедева А.Ю. Тема работы: Тема: Инновационный подход в шахматной педагогике: создание и применение мультимедийного контен...

Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ

«Учитель – это тончайший инструмент,вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его предст...

Методическая рекомендация "Самообразование педагога дополнительного образования"

Материал в помощь педагогам дополнительного образования...

Программа самообразования педагога дополнительного образования детей

Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.Махатма ГандиПедагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, которы...

План работы по самообразованию педагога дополнительного образования

План был составлен на пять учебных лет. Тема по самообразованию, работа над которой показана в материале: "Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося" остаётся актуальной и в настоя...

План самообразования педагога дополнительного образования

Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...

План самообразования педагога дополнительного образования 2015-2018гг.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания...