Формирование цифровой образовательной среды в МБОУ Зареченская классическая гимназия
статья

Прончатова Елена Георгиевна

Аннотация: в статье описывается опыт работы гимназии по созданию цифровой образовательной среды, приводятся промежуточные результаты цифровизации образования. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационные ресурсы, повышение квалификации, технологические средства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_tsos.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Г. Прончатова,

учитель английского языка,

МБОУ Зареченская классическая гимназия,

Тоцкий район

Формирование цифровой образовательной среды в МБОУ Зареченская классическая гимназия

Аннотация: в статье описывается опыт работы гимназии по созданию цифровой образовательной среды, приводятся промежуточные результаты цифровизации образования. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационные ресурсы, повышение квалификации, технологические средства.

В настоящее время в вопросах содержания образования на уровне государства ведётся работа по обновлению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования. Перед педагогическим сообществом ставятся всё более новые и амбициозные задачи: оптимизировать систему школьного образования и эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. Запланировано создание всероссийской информационной системы, призванной создать в стране электронную образовательную среду – цифровой образовательной среды. Данная система появилась в рамках национального проекта «Образование».

С 1 сентября 2020 года педагогический коллектив гимназии участвует в эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды (далее – ЦОС).

Под цифровой образовательной средой мы понимаем единую информационную систему, объединяющую всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, родителей и администрацию гимназии. Система включает в себя:

1. Информационные образовательные ресурсы.

2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.

3. Систему педагогических технологий.

Основная задача гимназии – создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Проект ЦОС послужил стимулом для обновления содержательной базы образования, обеспечил возможность обучающимся и учителям сориентироваться в цифровом пространстве. В перспективе ожидается улучшение качества образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а  в гимназии появится вся необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Администрацией гимназии ведётся систематическая работа по обновлению технологических средств обучения. За 2020-2021 учебный год приобретено 2 мобильных компьютерных класса (каждый рассчитан на 30 посадочных мест), 2 интерактивные модели, а также компьютерное обеспечение по предметам. Учебные кабинеты гимназии полностью укомплектованы компьютерной техникой. В каждом кабинете работает интерактивная доска, оборудовано рабочее место учителя.    

Благодаря внедрению ЦОС на настоящий момент уже можно говорить о следующих положительных результатах: в гимназии имеется доступ к высокоскоростному Интернету (70 Мб/с), доступ к образовательным сайтам и порталам («Проектория», «Яндекс.учебник», «Учи.ру», «Лекториум», «Интуит» и др.), при помощи которых ученикам можно улучшить знания по предметам; возможность дистанционного освоения материала детьми (организуется в случае, если ученик по тем или иным причинам не посещает занятия); ведение электронной документации (электронный журнал, электронный дневник, расписание); получение информации о процессе обучения через портал «Госуслуг»; наличие доступа к лучшим видеоурокам («Цифровая школа Оренбуржья»).

С целью оптимизации рисков нехватки специалистов при внедрении ЦОС осуществляется непрерывное повышение квалификации учителей. По данному вопросу Зареченская классическая гимназия сотрудничает как с региональными учебными заведениями, так и с федеральными: Институт непрерывного обучения ОГПУ, Оренбургский государственный университет, Академия просвещения г.Москва, ООО «Центр инновационного образования и воспитания» г.Саратов, сайт «Единый урок». Курсы повышения квалификации способствуют своевременному овладению учителями информационными компетентностями: «Введение в цифровую трансформацию образовательной организации", «Цифровая грамотность педагогического работника», «Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации», «Повышение квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных коммуникационно-информационных технологий» и др. В результате системной работы охват учителей гимназии курсовой подготовкой по проблематике ЦОС составил 89%.

Практическая работа по реализации идей проекта осуществляется учителями гимназии в образовательном процессе. Так, учителями начальных классов активно используются методические материалы «Ядекс.Учебника», которые способствуют развитию не только информационной компетентности, но и совершенствую функциональную грамотность обучающихся. Данный ресурс дает возможность учителю разрабатывать современные уроки как для всего класса, так и для одного ученика, экономит время по подготовке к уроку: учитель сам выбирает из готовых заданий то, что он хочет использовать на уроке. Кроме того, задания «Яндекс.Учебника» позволяют осуществить дифференцированный подход при проведении уроков, учитывают способности каждого ученика. Результативность класса можно отслеживать с помощью рейтинговых таблиц и диаграмм.

В заключении хотелось бы отметить, что с введением ЦОС речь не идёт об отмене классно-урочной системы или замене традиционных школьных занятий, а лишь о расширении возможностей для обучения,  внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.

 

Литература

1. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07декабря 2018 г. № 3).

2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» http://detskie-posobiya.molodaja-semja.ru/edu/proekt-cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование инновационной образовательной среды гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального и основного общего образования определяет исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о р...

Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становит...

Цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО)

Цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) - это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современныхтенденций модернизации образования системаэффективного и к...

«Моделирование цифровой образовательной среды, ориентированной на формирование ключевых компетенций XXI века: CORE- платформа для конструирования обучающих материалов»

Дистанционное обучение показало необходимость освоения новых платформ для обучения. Целью мастер-класса стало знакомство с возможностями CORE- платформы для конструирования обучающих материалов. Масте...

Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде.

Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде.  «Читательская грамотность».Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих о...