Правовая культура педагогов
методическая разработка

Саввинова Елена Дмитриевна

Правовая культура педагогов.

Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_kultura_pedagogov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

        В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще  А.И. Герцен отмечал, что « правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую: он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

        В одном ряду с правовым нигилизмом находится противоположное явление – правовой идеализм, когда люди возвеличивали роль права, полагая, что только применение идеальных законов может решить проблемы общества. Так еще Платон считал, что главным средством строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями.

             

Правовая культура педагогов.

        Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций.

        Чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого она должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор вариантов поведения, так как только в свободном исполнении закона проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная адаптация в современном обществе.

        Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему – дорожит, слушается его или нет. Правосознание – это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться  как положительно, так и отрицательно. Однако, оно всегда остается необходимой формой жизнедеятельности человека в обществе.

         Элементы правосознания:

  1. Информационный – это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней /например, работа с текстом закона, знакомство с процессом его восприятия, чтение комментариев по данному закону/, а может быть и поверхностной, с чьих либо слов. Информационный уровень правосознания – обязательная его структурная часть, так как без информации о законе не может быть и отношения к нему.
  2. Оценочный – получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует реализации целей и интересов человека.
  3. Волевой – узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания.

Пример из законов ДОУ.-

       Виды правосознания

По субъектам /носителям/:

  • Индивидуальное – правосознание  одного человека
  • Групповое – правовое сознание социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ /педагоги, медики, милиционеры/
  • Общественное – всего общества в целом /население страны, континента, исторической эпохи, нации и народностей/

По уровням:

  • Обыденное – свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.  Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
  • Профессиональное – это  правосознание юристов. Субъекты этого уровня обладают специализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. 
  • Научное – оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Итак, каждый человек постоянно нуждается в правосознании и пользуется им. При этом оно выступает:

  1.  В качестве творческого источника права, живого органа законности и правопорядка в обществе и государстве;
  2. Механизма действия /бездействия/ в юридически значимых ситуациях т.е. выбор варианта поведения;
  3. Критерием оценки поведения /деятельности/ и его результатов как правомерных или противоправных.

Правовое воспитание

Правовое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению уровня правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к познавательному содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании – правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня.  

В основе применения всех средств правового воспитания лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Средства правового воспитания:

  • Правовое обучение  – «правовой минимум» некого обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса. Средства массовой информации и  правовой всеобуч /детсад, школа, институт и т.д./
  • Юридическая практика – воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права
  • Самовоспитание – формирование у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниями путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике.
  • Правомерное поведение
  • это социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам.

      Виды правомерного поведения:
1.         
Социально активное поведение – при реализации правовых норм человек действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности

2.        
Законопослушное поведение – сознательное добровольное  подчинение людей требованиям закона, на основе надлежащего правосознания

3.        
 Конформистское поведение – личность пассивно соблюдает правовые предписания, не выделятся, «делает как все»

4.        
 Маргинальное поведение – находится на грани антиобщественного, неправомерного поведения, но не становится неправомерным из-за страха перед наказанием или в силу каких-либо корыстных целей.

5.        
 Привычное поведение – когда правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...

Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективно...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Лекция «Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности» для дисциплины "Индивидуальный проект (Право)"

Лекция «Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности» для дисциплины "Индивидуальный проект (Право)"...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...