Исследовательская компетентность педагога пути развития
статья

 Морозова Юлия Борисовна

Задачи современного образования требуют  от педагога широкого внедрения в учебный процесс исследовательской  и проектной деятельности. В  статье рассказывается об  исследовательской деятельности учителя  во внеурочное время. Такая работа  требует постоянного  самообразования для развития так называемой исследовательской компетентности педагога, на которого возлагается роль научного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_kompetentnost_pedagoga_puti_razvitiya.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская компетентность педагога: пути развития

Морозова Юлия Борисовна

учитель истории и обществознания,

МОУ «СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской

области им. Т. Г. Мазура»

        Задачи современного образования требуют  от педагога широкого внедрения в учебный процесс исследовательской  и проектной деятельности.

        В своем выступление я хотела бы остановиться на исследовательской деятельности учителя  во внеурочное время. Научно-исследовательская работа с учащимися ведется в нашей школе уже много лет и если раньше такая   деятельность была личным выбором и желанием учителя, то сегодня исследовательская деятельность педагога  рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность и даже учитывается в портфолио.

        Такая работа  требует постоянного  самообразования для развития так называемой исследовательской компетентности педагога, на которого возлагается роль научного руководителя.

         Сложность  этой роли заключается в том,  не все педагоги владеют  методикой исследования и готовы к практической работе по организации исследовательской деятельности учащихся, т. к.  учителя этому никто не обучал.   Поэтому ошибки в исследовательской работе зависят больше всего не от отсутствия способностей, а от недостатка необходимых знаний и умений.     Помочь в овладении методикой исследовательской работы может   участие в методических конкурсах,   научно-практических конференциях, знакомство со специальной литературой, встреча с учителями-исследователями. Это дает хорошую практику при отсутствии специализированных курсов.    

Говоря о научной и исследовательской деятельности, надо сказать, что она не может носить массовый характер.  Если в овладении методами и приемами исследовательских навыков на уроках участвует весь класс, то для работы в научно-исследовательской области  выбираются   те немногие ученики, которые имеют желание проводить исследование  и у которых хватит терпения довести его до конца.

Как уже было отмечено, серьёзной проблемой организации исследовательской деятельности учащихся в школе является отсутствие соответствующих навыков и умений у большинства педагогов.

  Подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе, как правило,  ведется периодически, от конференции до конференции.  Нам просто не хватает времени, мы занимаемся  своей главной работой: проводим уроки, классные часы, проверяем тетради и дневники. Как правило, каждый учитель самостоятельно готовит учащихся к участию в научно - практических конференциях всех уровней.  

В современной  школе должна быть создана  система исследовательской деятельности учеников, например в форме   научном обществе учащихся, специальных курсах по предметам, например,  «Азбука исследовательской работы», «Исторические источники», «Проектно-исследовательская работа по английскому языку» и т.д.    Во многих школах они существуют, главное наладить их эффективную работу.

        Учебно-исследовательская работа – это особый жанр, предполагающий самостоятельное исследование школьника, которое должно приводить к получению нового знания – того, что еще никто не знал.  При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.  

         Как правило, заинтересовавшись определенной темой, юный автор должен изучить ее по литературе или на практике.   Далее надо подумать, что нового может внести в тему сам школьник,  понять цели и задачи исследования, обдумать, какие источники необходимы для решения поставленных задач. Найдя или сформировав через полевые исследования эти источники, надо обобщить и проанализировать их, подвести итоги. Последний этап связан с оформлением работы по соответствующим правилам. Этот общий алгоритм организации учебно-исследовательской деятельности, который правда  на практике может видоизменяется.

Остановлюсь на основных этапах исследовательской работы.

1.  ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ

        Это – важная часть работы, с нее, собственно, и начинается исследование. Успех проекта напрямую зависит от личной заинтересованности участников учебного исследования преподавателя и ученика в его результатах.

         Для педагога важно понимать,  какие могут быть выбраны направления исследования, какие проблемы под силу для самостоятельных исследований учащимся школы, какие темы наиболее интересны  для подростков.      Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному выполнению необходимых действий.

           Но не все направления могут стать темой ученической работы. Для подростка не подходят темы общего, абстрактного или теоретического характера.  Школьник должен четко видеть предмет своего исследования – историю или очерк конкретной церкви, монастыря,  местности,   праздника, традиции, семьи, человека. Не по силам подростку темы, имеющие широкие хронологические или географические рамки, требующие умения систематизировать большую массу  фактов и событий, выделять среди них общие черты и закономерности.

  Для историков широкий круг тем представляет краеведение:   это и изучение  культурно-исторических памятников,  жизнеописание  выдающейся личности, изучение своей родословной, история одной фотографии,  история необычного экспоната школьного музея и многое другое …

        
 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ НАЗВАНИЯ РАБОТЫ


          Немаловажным фактором является удачное название работы.  Оно должно быть емким и компактным, с четкой географической и   хронологической привязкой, чтобы давать ясное представление о теме и о содержании.    Ничего не говорит о содержании работы название «Из семейного архива»; рекомендуется: «Личность моей прабабушки З.П. Шмидт (по материалам семейного архива)». Но с другой стороны, длинных формулировок, с излишней детализацией, дополнительными уточнениями и тем более дополнительными сюжетами следует избегать.  

«Грозные будни уездного города»        (о событиях 1917-1922 годов в Пугачевском уезде по материалам   романа К. Минаева «Пугачевцы»)


        Образные формулировки требуют расшифровки, уточнения в самом названии. Вот примеры возможных символических названий: «Край здесь прекрасный» (о пребывании Л.Н. Толстого в Заволжских степях)  «На камне веры. Имя царя-страстотерпца Николая II в Коломенском крае».    При этом образ, вошедший в название, должен быть «обыгран» в тексте работы: упомянут во введении, раскрыт в основном содержании; или обоснован    при подведении итогов в заключении.  


3.  НАУЧНЫЙ АППАРАТ

        Необходимость научного аппарата – важнейшее формальное требование, отличающее научно-исследовательскую работу   от публицистических статей, эссе и т.д.  Научный аппарат четко определяет структуру учебно-научной работы.


 Цель и задачи исследования должны быть четко и компактно сформулированы в начале работы. Возможно использование как существительных (исследование, поиск, анализ), так и глаголов (исследовать, найти, проанализировать). Важно соблюдать правило: цель должна быть более глобальной, всеобъемлющей, общезначимой, задачи – более конкретными, они показывают, что вы собираетесь делать.   Следует использовать понятия, имеющие исследовательский потенциал: «выявить», «найти», «вскрыть», «определить». Такие понятия как «описать», «показать», «обратить внимание», «проследить»    предполагают реферативный характер работы.

        В качестве цели может выступать:   содействие восстановлению памяти выдающейся личности, воссоздание истории церкви, раскрытие исторической  загадки, восстановление «белых пятен» в истории села.
        В постановке цели исследования не рекомендуется использовать слова «изучить, изучение», т. к.    цель исследования должна быть актуальной для общества, а не направлена на самосовершенствование автора.    
         Цель и задачи накладывают на автора и руководителя требование помнить о них в течение всего изложения: в конце работы нужно отметить, достигнута ли провозглашенная цель и решены ли поставленные задачи. 

Методы исследования 

зависят от его специфики, разные исследования требуют разных методов. В ходе работы юный автор может знакомиться с литературой, работать с опубликованными, архивными и другими источниками, искать людей, способных предоставить информацию по конкретным вопросам, организовывать социологические опросы и т.д.   Часто используемые  школьниками общенаучные и специальные методы:

  1. изучение и обобщение литературы, 
  2. анализ опубликованных (печатных) источников, 
  3. анализ архивных (в т.ч. личного архива) документов,
  4. анализ видеоматериалов (фотографий, рисунков, чертежей),
  5. этнографическая беседа, интервью,
  6. метод включенного наблюдения (изучения явления в ходе пребывания
  7. внутри сообщества),
  8. социологический опрос,
  9. натурные изыскания (поиск материалов в ходе раскопок, определение места церкви, часовни, креста, обмер фундаментов разрушенного сооружения и пр.),
  10.  искусствоведческий  анализ.  


 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

        Ни одно исследование не возможно без опоры на литературу. Ее грамотный подбор очень важен   и целиком ложится на руководителя.     Литература составляет базу исследования, вводит школьника в изучаемую проблему,   намечает направления поисков, дает  основу для сравнения и т.д.  
         Научный руководитель должен научить  работать с литературой и источниками. Например, рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.

Карточка: 

1 – заголовок (главная мысль текста);

2 – текст из литературного источника;

3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).

        Литература должна быть указана в отдельном списке в конце работы, все издания должны следовать по алфавиту.   Каждое издание должно начинаться с фамилии автора (не с инициалов или имени), сборники указываются по названиям; для газетных, журнальных и энциклопедических статей необходимо указать место публикации и страницы  
          Разумно будет сослаться на работы по избранной теме школьников-предшественников (прошлых лет) наших авторов, если они были. Полноправными «участниками» работ становятся статьи из интернета. Они должны приводиться в соответствии с общими правилами указания литературы: в частности, и для них обязательны автор и название (а не только электронный адрес).

 РАБОТА С ИСТОЧНИКАМ

        Для работы   исследовательского характера   кроме литературы, необходимо привлечение хотя бы одного–двух источников – именно они дают возможность не повторить выводы предшественников, а самостоятельно проанализировать данные,   внести что-то новое.   

Для школьных работ в качестве источников привлекаются:

  1. опубликованные (печатные) источники,
  2. архивные документы,
  3. устная история, или полевые материалы, 
  4. добытые при полевых исследованиях дневники, письма, документы,
  5. данные социологических опросов,
  6. данные натурных исследований (измерений),
  7. изобразительные источники (видеоматериалы – фотографии, рисунки, планы, чертежи, схемы, видеосюжеты и пр.),
  8. произведения христианского искусства и быта (иконы, резные образы, другие святыни),
  9. вещевые материалы (предметы народного быта, археологические материалы).


Опубликованные (печатные) источники – это книги, статьи из краеведческих сборников,   периодические и непериодические    издания   и иные материалы.  Опубликованные источники, как и литература, могут быть найдены в интернете: например, это электронные базы данных репрессированных и погибших.  

Архивные материалы – это неопубликованные документы из архивных государственных, муниципальных хранилищ.    В группу архивных материалов входят и документы семейных архивов: удостоверения, свидетельства, письма, дневники. Опубликованный в книге архивный документ указывается по месту публикации.

 Устная история, или полевые материалы – результаты исторических или этнографических бесед с жителями (информаторами), их интервьюирования. Это – самый доступный метод придания работе исследовательского характера. К беседе надо готовиться: продумать темы, которые будут подниматься, подготовить вопросы.     В ходе беседы надо успеть записать ответ, причем писать надо как можно более дословно, используя те слова, которые употребляет отвечающий, сохраняя его стиль речи.   Вскоре после разговора, пока он на памяти, необходимо проработать записи: расшифровать сокращения, прописать невнятно написанные слова, на отдельной странице записать впечатления о беседе – потом они помогут восстановить ее атмосферу. Тетради с этими записями – это полевые тетради.  
В ходе полевой работы надо соблюдать этические правила. Собеседник вправе знать о цели исследования, для чего нужна собираемая информация. Надо быть готовым к тому, что не всякий человек захочет отвечать на вопросы, кто-то может отвергнуть просьбу о беседе; кому-то придется не по душе говорить для записи с помощью техники. Не следует настаивать, если собеседник не сможет или не захочет отвечать на отдельные вопросы.  

Этим и другим правилам педагог должен обучить своих воспитанников.

 
         Полевые материалы должны быть особо оформлены. Обычные указания полевых материалов:   ПМА (полевые материалы автора). Тетради 1–2. Пос. Пески. Лето 2006 г. (т.е. место и год беседы). Беседа с иер. Михаилом Денисовым.   Хорошо дать краткую характеристику опрошенных людей (информаторов), указать ФИО, год рождения, образование, род занятий, в какой форме участвует в жизни общины.
         К материалам личного происхождения относят написанные человеком воспоминания, письма,   другие семейные документы. Следует различать полевые материалы (беседы, записанные автором) и воспоминания (рукопись, написанная самим человеком и   предоставленные автору).    

        Это разные виды источников. 

        Для охватывания большого числа людей с целью выяснения позиции по определенному кругу вопросов используется социологический опрос.         Анкета содержит заранее продуманные и сформулированные   вопросы; как правило, она не может быть большой и должна умещаться на одной странице; на ее вопросы исследователь получит конкретные краткие ответы.   В ходе представления результатов социологического опроса необходима характеристика участников опроса:      сколько их было, какую часть жителей селения они составляют.   Обязательна половозрастная характеристика. Важно, как находил автор своих информаторов: специальный  или случайный выбор.

 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И НЕКОТОРЫЕ ТИПОВЫЕ ОШИБКИ

Содержание работы должно быть четким и ясным, соответствовать поставленным целям и задачам. Основная часть работы должна раскрывать общий ход исследования, а не все, что узнал юный исследователь по выбранной теме.  Руководитель должен помочь школьнику сделать текст обобщенным, отобрать то, что важно и интересно для хода исследования, отсеять излишние подробности и рассуждения типа: сначала я думал так-то, а потом узнал, что на самом деле…, чтобы узнать это, я поехал туда-то,.. потом побывал там-то. Изложение должно показать конечные результаты работы.
        

В конце учебно-научной работы необходимо подвести итоги исследования: как решены поставленные задачи, достигнута ли цель, что удалось или не удалось найти, каковы перспективы дальнейших изысканий.   Возможны и желательны приложения к работе: страницы редких  изданий, архивные документы, старинные и современные фотографии, таблицы, опросники, анкеты и др. При этом информативный потенциал приложений должен использоваться в тексте работы, в частности должны быть ссылки на приложения.
         Ученики - исследователи представляют результаты своих работ  на школьном, районном и всероссийском уровне  на научно-исследовательских, научно-практических и краеведческих конференциях: «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее», «Отечество. Саратовский край в истории страны»», «Меня оценят в 21 веке», «Инициатива молодых», «Национальное достояние», «Интеллектуальное Возрождение», «Конкурс юношеский и исследовательских и проектных работ по историко-церквоно  и т.д.    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Описан механизм формирования  методической  компетентности у  педагогов школы  в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...

Повышение качества математического образования: пути формирования ключевых компетентностей педагогов

«Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом ". В Концепции раз...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...