«Особенности обучения детей с ОВЗ решению задач в начальной школе»
учебно-методический материал

Кабанова Ольга Алексеевна

Доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_31_.10.2022.docx35.43 КБ
Office presentation icon osobennosti_resheniya_zadach.ppt870 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-592-46-26, 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03                        e-mail:cenreab@mos.ru

Доклад на методическом объединении

по теме:

 «Особенности обучения

детей с ОВЗ

решению задач

в начальной школе»

Учитель Кабанова О.А.

ноябрь 2022

г. Москва, г. Троицк

    Эпиграфом к своему сообщению я взяла замечательные слова советского учёного, педагога, дефектолога, психолога с большой буквы  Льва Семёновича Выготского:

«Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.

Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,

расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем

ребенка дальше к смежным областям знаний…»

    Эти слова не утратили своей актуальности и сегодня.

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития.  

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых в основном требует создание специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом особенностей психики и здоровья каждого ребенка.  Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые образовательные потребности.                                                    

 Особенности развития детей с ОВЗ:

1.Низкий уровень развития восприятия.

2.Недостаточно сформированы пространственные представления.

3.Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

4.Заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6.Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Все компоненты языковой системы не сформированы.

10.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Как же должен строить свою работу учитель?

Каждый урок - продолжение предыдущего.

Многократное повторение основного материала.

Учёт низкой скорости чтения, счета и письма.

Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания.

Задания, идущие от простого к сложному.

Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах.

Нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время.

Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения.

Использовать зрительные опоры, схемы, таблицы.

Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут).

Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства.

 Методы работы:

  • сравнение
  • материализация
  • метод демонстрации
  • беседа
  • работа с книгой 
  • репродуктивные задания
  • дидактические игры

     

Арифметические задачи в курсе математики для обучающихся с ОВЗ занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении школьников с ОВЗ.

Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей, в этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.

При решении задач у таких школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ синтез, сравнение, обобщение.

В процессе решения, обучающиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т. д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Велика роль решения задач, в подготовке обучающихся с ОВЗ к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности. Именно упражнения в решении и составлении задач помогает им видеть в окружающей действительности такие факты и закономерности, которые используются в математике. При решении сюжетных задач обучающиеся учатся переводить отношения между предметами и величинами на «язык математики».

Процесс решения арифметических задач у младших школьников с умственной отсталостью вызывает значительные трудности. В исследованиях ученых (В. В. Воронкова, Н. Ф. Кузьмина - Сыромятникова ,  М. Н. Перова , В. В. Эк ) установлено, что дети с такой особенностью развития не понимают смысла текста, не могут выделить из контекста условие и вопрос, определить имеющиеся и искомые числовые данные.

Причины ошибочных решений задач кроются в первую очередь в особенностях мышления этих детей.

Трудности в решении задач у обучающихся с ОВЗ связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации отраженной в задаче, математических связей и отношений между числовыми данными, а также между данными и  искомыми.

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, вследствие нарушения у них всех компонентов познавательной деятельности, решение задач относится к наиболее сложным видам работы и поэтому зачастую является самым «нелюбимым», нежеланным занятием.  Дети не понимают, зачем им надо решать задачи, какая от них польза. Испытывают негативные эмоции и страх.

Мотивы детей с нарушением интеллекта бедны по содержанию. Кроме того, у таких детей недостаточно развита любознательность, низка потребность в приобретении знаний.

Поэтому очень важно не пропустить первый этап подготовки к решению задач, и важна в этом направлении работа дефектолога, который развивает познавательную деятельность ребенка. Расширяет кругозор при знакомстве с различными темами: транспорт, овощи - огород, фрукты - сад, город, школа, магазин, животные и др.

В методике работы над любой арифметической задачей можно выделить следующие этапы:

1) работа над содержанием задачи;

2) поиск решения задачи;

) решение задачи;

4) формулировка ответа;

5) проверка решения задачи;

6) последующая работа над решенной задачей.

Мы с вами разберем только первый этап. Хочу отметить, что данные приемы актуальны и для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, и с расстройствами аутистического спектра, с ЗПР, так же, их можно использовать и при работе с дошкольниками нормой.

 

Работа над содержанием задачи

Чтобы замотивировать обучающихся с ОВЗ решать задачи, прежде всего, необходимо сделать так, чтобы все этапы решения задачи были им доступны и понятны. Поэтому очень важна помощь дефектолога на подготовительном этапе. И начинать работу необходимо буквально с определения понятия, что же такое задача. Примерно с такого диалога можно начать знакомство:

- Ребята, а вы любите рассказы? А про что вы любите рассказы? Проводится небольшая беседа: рассказы про животных, про ребят.

- Ребята, а загадки вы любите? (Идет беседа о загадках, можно задать несколько легких загадок, чтобы создать ситуацию успеха).

- Представляете, в математике тоже есть небольшие рассказы, но не простые, а с загадками. Эти рассказы называются задачи. А отгадать загадку, это значит решить задачу и найти ответ.

Задача похожа на рассказ, в ней тоже есть главные герои и происходит какое -то действие, например, «на столе лежало три яблока», затем, «одно яблоко забрали» произошло действие.  Теперь ваша задача подумать, посчитать и, разгадать загадку, то есть ответить на вопрос «Сколько яблок осталось на столе?» Только когда будете искать ответы, в задачах, надо использовать действия сложения, вычитания, а так же в классах постарше, умножения и деления. В отличие от загадки в задаче всегда в ответе получается число!

- Согласитесь, как скучно бы было на уроках математики, если бы мы только решали примеры, вот и придумали разные загадки - задачи, чтобы вам было интересно,  вы  очень хорошо можете отгадать любую загадку, я в этом сегодня убедилась. А кто будет затрудняться в решении задач, поможем.

 

Дети должны воспринимать задачу не как набор слов и предложений, записанных на доске или в учебнике, а как рассказ, взятый из реальной жизни, из игры, книги, мультфильма и предложенный детям для разрешения важного вопроса.

На этом этапе можно составить схему - замену, объяснить ребятам, что поскольку мы на уроке математики, то и слова у нас будут специальные. математические. Рассказ мы заменим словом «задача», а про что говорится в задаче, назовем «условие задачи», загадку  мы заменим словом «вопрос» и начинаться он будет со слова  «Сколько?».

Далее последовательно идет работа вот по этой схеме над каждой составляющей задачи, усложняясь.

Как правило, на этом этапе обучения не все дети умеют читать, поэтому опору делаем на наглядность и устную работу.

Отрабатываем две составляющие: Условие задачи и Вопрос - ? (сразу сопровождаем знаком вопроса для визуального восприятия, это пригодится при составлении краткой записи.)

Очень важно научить детей отличать текст задачи от обычного текста, загадки, рассказа. Для отработки этого умения используются следующие упражнения.

Карточка 1. 

Среди двух текстов найди задачу и докажи, что это задача:

 «На одной ветке сидят 5 синичек, а на другой 3» и 

«Лягушка поймала 7 мух и 4 стрекозы. Сколько всего насекомых поймала лягушка?» 

(Первый текст задачей не является, так как в нем нет вопроса.)

Карточка 2.

 Определи неверную задачу и исправь ошибку: 

«Белка сорвала в лесу 3 белых гриба, а подосиновиков  5. Куда белка положила грибы?» и

 «От волка убегали два зайца и лиса. Сколько животных убегало от волка?» 

(В первом случае вопрос сформулирован неверно.)

Карточка 3.

Среди двух текстов, содержащих вопрос, найди задачу и докажи, что это задача:

 «Четыре братца под одной крышей живут. Что это?» и

 «В лубяном домике жили 5 братьев-зайцев, а в ледяном – 3 лисички-сестрички. Сколько животных жило в двух домиках?»

(Первый текст является не задачей, а загадкой.)

Работа над условием задачи.

 Добившись понимания «Условие» и «Вопрос», расширяем знания.

Условие - это информационная часть, делим на две составляющие

«Было», это «место» где и что происходит,  

Стало «событие» -  что произошло и

третья часть Вопрос?

 

На практике очень часто приходится сталкиваться с тем, что дети в силу своих интеллектуальных нарушений просто не понимают содержания задачи, не знают некоторые слова, (фермер, пришкольный участок) обороты речи. Добавьте сюда не очень хорошую технику чтения. Посмотрите на задачу глазами умственно отсталого ребенка: сначала перед его взором, а затем в сознании предстает такая картина — безличный текст с непонятными словами, в котором встречаются отдельные знакомые слова и цифры. Ясно, что такая задача вызовет лишь беспокойство и раздражение, а порой и отторжение. Нужно добиться полного понимания каждым учеником смысла слов и содержания задачи в целом.

Работа над отдельными словами и выражениями должна вестись не тогда, когда учитель знакомит учащихся с содержанием задачи, а раньше, до предъявления задачи, иначе словарная работа разрушает структуру задачи, уводит учащихся от понимания арифметического содержания задачи, зависимости между данными.

Карточка 1.Что это?

Гараж                 Огород              Магазин        Склад         Клумба      Сад

Школьная столовая       Класс   Аквариум     Река     Полка       Автобус

Дерево      Ваза.

На первых порах важно использовать наглядные образы,

Карточка 2.

Вы зашли в…Что там  происходит?

В гараже – (стоят машины, уезжают, приезжают)

В огороде - (растут овощи) Какие овощи вы знаете?

В магазине - (покупают продукты, продают, привозят)

На складе – (привозят товар, увозят)

На клумбе – (растут цветы) Какие цветы вы знаете?

В саду (растут фруктовые деревья) Какие фруктовые деревья вы знаете?

В классе (учатся дети)

В аквариуме (плавают рыбки)

На реке (плавают утки, лодки, гуси, рыба)

На полке (стоят книги, игрушки, стаканы, тарелки)

В вазе (лежат конфеты, яблоки, апельсины)

 

Работаем над событиями, которые происходят в задаче. На начальном этапе обучения задачи простые, в одно действие на сложение и вычитание, поэтому в них не используются специальные слова «на больше», «на меньше», с ними будем знакомиться позже.

А пока такие: «На дереве сидело 5 птичек, две улетели. Сколько осталось?»,

Детям не всегда понятны слова: улетели, приехали, купили и др.

Необходимо их дифференцировать, показать, что чего-то или кого-то стало больше или меньше, это умение очень важно отработать как дефектологу, так и учителю на уроке. Лучше работу проводить фронтально с классом, учитель задает вопрос, ребята придумывают варианты, слабые дети, слушают и по аналогии отвечают, и расширяют свой словарный запас. Важно учителю вовремя исправить неверный ответ, как правило, их бывает  большое количество.

Карточки демонстрируют отработку этих умений.

Карточка 3.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало больше.

Птицы - прилетели

Продукты - купили

Цветы – расцвели

Утки – приплыли

Шарики – надули

Кружочки – нарисовали

Конфеты – купили

Машины – приехали

Грибы – выросли

Карточка 4.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало меньше.

Птицы - улетели

Продукты - съели

Цветы – сорвали

Утки – уплыли

Шарики – лопнули

Кружочки – убрали

Конфеты – забрали

Машины – уехали-

Грибы – сорвали

 

Карточка 4.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало меньше и больше.

 

 

Стало меньше

Стало больше

Пассажиры

вышли

зашли

Утки

уплыли

приплыли

Снеговики

растаяли

слепили

Яблоки

сорвали

выросли

Продукты

продали, съели

купили

Книги

убрали

поставили

 

Учимся соотносить действия, подготавливаемся к решению задач, стало больше, ставим +, стало меньше, ставим

Карточка 5.Поставьте +, если стало больше, - если стало меньше.

зашли

+

вышли

-

уплыли

-

выросли

+

сорвали

-

продали, съели

-

убрали

-

слепили

+

растаяли

-

приплыли

+

купили

+

поставили

+

Игра со словами «Стало больше», «Стало меньше», разложить правильно слова. Можно использовать при индивидуальной работе и в парах.

зашли

приехали

вышли

уехали

уплыли

забрали

вырастили

сорвали

сорвали

принесли

продали, съели

расцвели

убрали

растаяли

слепили

убежали

растаяли

прилетели

приплыли

продали

купили

испекли

поставили

нарисовали

 

Проработали слова, показывающие, что чего-то или кого-то стало больше или меньше, переходим к вопросу.

Объясняем смысл слов, используемых в вопросе, и условии «вместе», «всего», «осталось», «стало», «было», «поровну», «в каждом», «одновременно»,  «столько же». Специальные слова «на больше», «на меньше».

Разбор условия задачи представляет для детей с ОВЗ важный этап обучения. Эти дети слабо осуществляют перенос усвоенного способа решения при предъявлении им другой задачи. В работе над словами, влияющими на выбор арифметического действия, следует показать детям, что и в составных задачах, и в простых одно отдельно взятое слово еще не определяет выбор действия – для этого нужен внимательный и всесторонний анализ жизненной ситуации, описанной в задаче. Следует приучать производить анализ даже самой легкой задачи.

Важно обучающимся поработать с этой схемой Было-Стало-Вопрос? Дать возможность детям самим придумать задачи, показать картинку  и предложить ребятам определить, про что или про кого можно составить задачи

Для читающих детей приготовить разрезные карточки, где необходимо составить задачу из трех частей. Возможно, объединить 2-3 задачи и подобрать правильно все составляющие.

Карточка 1. Составьте задачи.

В вазе лежало 5 конфет,

3 конфеты забрали.

Сколько конфет осталось в вазе?

У Вани 3 шарика,

у Лизы столько же.

Сколько шариков у них вместе?

На полке стояли 8 книг,

поставили еще 2.

Сколько книг стало на полке?

 

Решение любой арифметической задачи   состоит из следующих этапов работы:

1. Ознакомление с содержанием задачи.

Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче

2. Поиск решения задачи.

Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия

3. Выполнение решения задачи.

Цель: записать решение.

4. Проверка решения задачи.

Цель: установить правильно оно или ошибочно.

Поиск решения задачи

Модели

1) Схематизированные

Вещественные

  •  предметы
  • заменители предметов

Графические

  •  рисунок
  •  условный рисунок
  •  схема
  • чертеж

2) Знаковые

Словесные

  •  краткая запись
  • таблица

Математические

  • выражение
  • уравнение
  • система уравнений

Виды кратких условий:

  • рисунок
  • условные рисунок
  • чертёж
  • схема
  • краткая запись (для этого вида записи можно опираться на памятку)
  • схема
  • таблица

 Как показывает практика, грамотная работа учителя на первоначальном этапе позволяет успешно усвоить навыки решения арифметических задач, обучающихся с ОВЗ, пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать познавательную деятельность.

Закончу словами венгерского математика Джорджа Полиа:

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Список литературы:

1. Перова М. Н. Преподавание математики в коррекционной школе / М. Н. Перова. ‒ М.: Просвещение, 2015. – 256 с.

2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ‒ 408 с.

3. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. ‒ М., 1990.

4. Шипицина Л. М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина.‒ СПб.: Образование. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Кабанова Ольга Алексеевна ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» ноябрь 2022 год

Слайд 2

Лев Семёнович Выготский Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ. Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе, расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем ребенка дальше к смежным областям знаний… …

Слайд 3

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.

Слайд 4

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 5

Особенности развития детей с ОВЗ: 1.Низкий уровень развития восприятия. 2.Недостаточно сформированы пространственные представления. 3.Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. 4.Заметное преобладание наглядной памяти над словесной. 5. Снижена познавательная активность. 6.Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. 8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. 9. Все компоненты языковой системы не сформированы. 10.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Слайд 6

Как же должен строить свою работу учитель? Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала. Учёт низкой скорости чтения, счета и письма. Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания. Задания, идущие от простого к сложному. Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах. Нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время. Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения. Использовать зрительные опоры, схемы, таблицы. Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут). Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства.

Слайд 7

Методы работы: сравнение материализация метод демонстрации беседа работа с книгой репродуктивные задания дидактические игры

Слайд 8

Арифметические задачи в курсе математики для обучающихся с ОВЗ занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении школьников с ОВЗ.

Слайд 9

Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей, в этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.

Слайд 10

При решении задач у таких школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ синтез, сравнение, обобщение.

Слайд 11

Процесс решения арифметических задач у младших школьников с умственной отсталостью вызывает значительные трудности. Дети с такой особенностью развития не понимают смысла текста , не могут выделить из контекста условие и вопрос , определить имеющиеся и искомые числовые данные . Причины ошибочных решений задач кроются в первую очередь в особенностях мышления этих детей. Трудности в решении задач у обучающихся с ОВЗ связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации отраженной в задаче, математических связей и отношений между числовыми данными , а также между данными и искомыми.

Слайд 12

В методике работы над любой арифметической задачей можно выделить следующие этапы : работа над содержанием задачи; 2) поиск решения задачи; 3) решение задачи; 4) формулировка ответа; 5) проверка решения задачи; 6) последующая работа над решенной задачей.

Слайд 13

Карточка 1. Среди двух текстов найди задачу и докажи, что это задача: 1)«На одной ветке сидят 5 синичек, а на другой 3» 2) «Лягушка поймала 7 мух и 4 стрекозы. Сколько всего насекомых поймала лягушка? » (Первый текст задачей не является, так как в нем нет вопроса.)

Слайд 14

Карточка 2. Определи неверную задачу и исправь ошибку: 1) «Белка сорвала в лесу 3 белых гриба, а подосиновиков 5. Куда белка положила грибы? » 2) «От волка убегали два зайца и лиса. Сколько животных убегало от волка? » (В первом случае вопрос сформулирован неверно.)

Слайд 15

Карточка 3. Среди двух текстов, содержащих вопрос, найди задачу и докажи , что это задача: «Четыре братца под одной крышей живут. Что это? » «В лубяном домике жили 5 братьев-зайцев, а в ледяном – 3 лисички-сестрички. Сколько животных жило в двух домиках? » (Первый текст является не задачей, а загадкой.)

Слайд 16

Работа над условием задачи. Добившись понимания «Условие» и «Вопрос» , расширяем знания. Условие - это информационная часть, делим на две составляющие : « Было » - это «место» где и что происходит, « Стало » - это «событие» - что произошло и третья часть « Вопрос »

Слайд 19

Карточка 3. Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало больше Птицы - прилетели Продукты - купили Цветы – расцвели Утки – приплыли Шарики – надули Кружочки – нарисовали Конфеты – купили Машины – приехали Грибы - выросли

Слайд 20

Карточка 4 . Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало меньше Птицы - улетели Продукты - съели Цветы – сорвали Утки – уплыли Шарики – лопнули Кружочки – убрали Конфеты – забрали Машины – уехали Грибы – сорвали

Слайд 24

Объясняем смысл слов, используемых в вопросе, и условии «вместе», «всего», «осталось», «стало», «было», «поровну», «в каждом», «одновременно», «столько же». Специальные слова «на больше», «на меньше».

Слайд 25

В вазе лежало 5 конфет, 3 конфеты забрали. Сколько конфет осталось в вазе? У Вани 3 шарика, у Лизы столько же. Сколько шариков у них вместе? На полке стояли 8 книг, поставили еще 2. Сколько книг стало на полке? Карточка 1. Составьте задачи.

Слайд 26

Классификация задач ПРОСТЫЕ СОСТАВНЫЕ I III II Задачи, связанные с понятием кратного отношения Составная задача состоит из 2 простых задач. Решается в два и более действий.

Слайд 27

Решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы: 1. Ознакомление с содержанием задачи. Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче 2. Поиск решения задачи. Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия 3. Выполнение решения задачи. Цель: записать решение. 4. Проверка решения задачи. Цель: установить правильно оно или ошибочно.

Слайд 28

Поиск решения задачи МОДЕЛИ Схематизированные Знаковые Вещественные предметы заменители предметов Словесные краткая запись таблица Графические рисунок условный рисунок схема чертеж Математические выражение уравнение система уравнений

Слайд 29

ЗАДАЧА. Лида нарисовала 4 домика, а Вова на 3 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова? рисунок условный рисунок

Слайд 30

чертеж схема краткая запись

Слайд 31

ЗАДАЧА. С одного аэродрома одновременно в противоположных направлениях вылетели два самолета. Скорость одного из них 600 км/ч, скорость другого – 720 км/ч. На каком расстоянии друг от друга находились самолеты через 3 часа? схема таблица Скорость Время Расстояние 1 с. 600 км / ч 3 ч ? 2 с. 720 км/ч 3 ч 600км/ч 720км/ч 3ч 3ч ?

Слайд 32

Венгерский математик Джордж Полиа: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Слайд 33

С с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

в данной статье описывается особенности обучения иностранному языку в начальной школе...

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Об особенностях преподавания эрзянского языка в начальной школе с полиэтническим составом обучающихся

Как учить русскоязычных детей эрзянскому языку? Какие применять технологии,  приемы. Как воспитать уважение к культуре другого народа?...

особенности изучения иностранного языка в начальной школе

данная презентация знакомит с родителями с аспектами изучния иностранного языка в начальной школе...

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

В статье рассмотрены особенности обучения иностранному языку в начальной школе....

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Особенности преподавания английского языка в начальной школе

Статья по теме: "Особенности преподавания английского языка в начальной школе "...