Влияние популярной эстрадной музыки на речь современных школьников
статья

Кипкеева Римма Энверовна

доклад на XIIIРеспубликанских Кирилло-Мефодиевских чтениях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                           Р. Э. Кипкеева

учитель русского языка и литературы

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯРНОЙ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ НА РЕЧЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной работе исследуется влияние современной музыки на школьника-подростка. В процессе исследования проводилось наблюдение над языком современных песен, через анкетирование и лексический анализ текста рассматривался вопрос о влиянии «эстрадной» речевой культуры на подростка. На основании этих наблюдений можно утверждать, что эстрадные песни вписываются в современную социокультурную ситуацию, характерными чертами которой  являются расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры, изменение эстетического вкуса носителей языка и в известном смысле утрата эстетического языкового идеала.

Ключевые слова: подросток, музыка, речь, эстрадная песня, рэп, хип-хоп.

Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр, текст в которой играет основную роль. Мы слышим песни каждый день независимо от того, где находимся. Все они несут какой-то смысл, но зачастую его не так-то просто определить.

К. Паустовский  писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»  Какой же блеск  излучают слова в современных песнях? [1,С.35 – 37].

Материалом исследования послужили тексты современных, популярных песен таких исполнителей  как Matrang, Леша Свик, Зомб, группа «Грибы»,  дуэт Потапа и Насти Каменских и др.

         В работе используются элементы лексического анализа, социологический опрос (анкетирование).

          Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования данных материалов для факультативных занятий по литературе, русскому языку и музыке, а также для проведения внеклассных мероприятий в средних классах.

Современную подростковую культуру невозможно представить себе без музыки. Молодёжь слушает музыку, обсуждает и изучает её. Она часто влияет на их внешний вид, поведение, характер (например, рокеры). Увлечение музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей.

 Сейчас создано множество только российских песен, и каждый человек выбирает из этого количества именно то, что ему нравится. Путем  опроса  выяснилось, какие современные жанры песен наиболее популярны среди подростков и молодежи, а также у некоторых более взрослых людей. Как оказалось, самой любимой музыкой участников опроса в возрасте от 14 до 17 лет является русский рэп, хип-хоп и современная национальная музыка.

 Дадим определения данным жанрам. Эстрадная песня (попса; от англ. Pops – «популярные») – точного определения ей нет. В широком значении под этим термином может пониматься любая коммерчески ориентированная поп-музыка, независимо от субъективной оценки её качества и профессионализма. Чаще всего это легко запоминающиеся композиции. Однако со временем слово попса стало иметь другое значение. Сейчас ее понимают как низкопробную и неоригинальную часть поп-музыки, основанную на низкокачественном подражании успешным исполнителям.  Рэп (от англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером. Это один из немногих жанров, где именно текст является самым главным в песне. R’n’B — музыкальный жанр, особенно популярный в США, настоящее положение которого было задано с 1940-х годов музыкой в стиле R&B. Несмотря на то, что сокращение «R'n'B» производит ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 1980-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, фанка, танцевальной музыки и — в результате появления течения нью-джек-свинг в конце 1980-х — хип-хопа. К данному времени жанр R’n’B практически полностью потерял свои R&B корни, превратившись в смесь хип-хопа и электроники. Шансон (блатная песня) – музыкальный жанр, основу которого составляют песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы.                 [3,С.313-317]. 
Даже существует понятие «блатная романтика». Но в настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, нет. Основные темы – предательство друга (пример – песня М. Круга «Роза»), измена любимой, жизнь на свободе и т.д.

    Записывались тексты современных эстрадных песен (см. приложение) и проводилось наблюдение над языком этих «творений».

   Итак, болезни современного языка находят отражения в текстах современных песен. 

 «Междометизация» речи:

Лишь у любви у нашей села батарейка
О-оу-и-я-и-ёй! Батарейка
О-оу-и-я-и-ёй! Батарейка
О-оу-и-я-и-ёй! Батарейка
О-оу-и-я-и-ёй! Батарейка (Жуки « Батарейка»)

Неоправданные повторы:

Ты любишь этот дым, дым, дым, дым, дым
А я не помню, как тебя нашел
И знаешь, это ты, ты, ты, ты, ты
Мой вечный поджог, мой вечный поджог
(Леша Свик «Дым»)

Медуза, медуза, медуза, мы друзья

Медуза, медуза, медуза ( Matrang «Медуза»)

    В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает механическое удвоение, дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:

                                Вы слышите: грохочет барабан.

                                Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

                                Уходит взвод в туман, туман, туман.

                                А прошлое ясней, ясней, ясней…   [2, с.206].

   Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

Жаргоны, просторечие, вульгаризмы, нарушение норм русского языка:

А мне все пофиг (Инь-Янь – «Пофиг»);

Одиночество – сволочь, одиночество - сука (Слава – «Одиночество»);

 «И мне никого, блин, не надо…» (группа «Градусы» - «Голая»);

Вася, шо ты гонишь?! ( правильно – что)  (Потап и Настя Каменских – «На районе»);

Таких дворов на свете тыщи,… ( тысячи) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);

В «Одноклассниках нас нету!  (нет)(Потап и Настя Каменских – «На районе»);

Ведь ты так хороша, но знай – и я не черте шо! ( чёрте что) (Потап и Настя Каменских – «Чумачечая весна»);

Здрасьте, я такой же масти  ( здравствуйте) (Макsim - «Научусь летать»);

И нету сил – закрываю ,я глаза закрываю…  (нет)(группа «UMA2RMAN» «Проститься»);

Это не игры, не бабло, меня вела милями долгими дорога.
Мы вроде бы не похожи, но сердца долбили в такт 

( «MiyaGi & Эндшпиль «Бэйба судьба»

Иноязычные слова(прямые заимствования, экзотизмы, гибриды, кальки):

Детка, ты мне скажешь bon voyage.

Я пью с утра аперитив.

Девочка-лето, девочка-battle,

Девочка-  heavy metal. (Зомб «Она моя фобия…»

Сравнения: 

Снова голос твой, он как будто колыбель

А твои глаза как блики в играх NBA. (Грибы «Лед»)

Но ты – зависимость моя, будто в легкие никотин. (Зомб «Она моя фобия, она аномалия».

Твой аромат- аромат никотина. (Ка-ре «Половина»).

Нарушение морфологических и орфоэпических норм:

Похоже, что некоторые авторы песен  не знают, что «кофе остывший», а не «остывшее» или «лебедь белый», а не «белая» и т.д. Очень часто можно встретить в песнях слова с неправильными ударениями: медуза, создал, обнял, звонишь, начался и т.д.

  Как видим, современные песни буквально наполнены словами, лишенными смысла, междометиями и звукоподражаниями. Междометность как один из основных признаков речи современной эстрады ведет к разрушению текста как смыслового и эстетического целого. А ведь междометие  (междометия – это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения) является  средством выразительности речи. Некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры – употребляются в них неуместно и порой даже неумело. В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия. Чуть ли не главной угрозой является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику.  Результаты анализа показали, что изученные тексты  современных песен  содержат  ошибки (фактические, орфографические), намеренные искажения, слова, лишенные смысла, при помощи которых создаются абсурдные образы, а также  иноязычную, просторечную и жаргонную лексику. Через  современные песенные тексты, проникая в языковое сознание подростков, способствует формированию искаженного представления о важнейших потребностях личности, ценностных ориентирах, нормах речи и поведения. А это, в свою очередь, отражается на формировании личности школьника-подростка как формирующуюся личность.

Литература

  1. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. – М.: Социс. – 2006. – С.35 – 37.
  2. Окуджава Б.Ш. Стихотворения.- Санкт-Петербург: 2001.- С.206
  3. Полежаева А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010. – С. 313-317. 

Интернет-источники

Приложение

Опрос среди молодежи 14-17 лет

                                         Приложение

Matrang - Медуза

1

Мы с тобою звездопад, два билета на паром.

Танцевали до утра под неоновым дождём.

Мы меняем города, обстоятельства на сон.

Откровенная вчера - ты сегодня мне никто.

Отпечатки на руках, заводной магнитофон.

Время - тихая вода, утекающая вон.

Кто не видит в небе знак - потеряет восемь ног.

Снова в мире пустота, а в медузе осьминог.

Припев:

Медуза, медуза, медуза, мы друзья!

Медуза, медуза.

2

Не по доброму смеясь нажимаю на курок.

Убиваю твою грязь, она падает на пол.

Остаётся чистота - твоё белое нутро,

И бездонные глаза - ты актриса моих снов.

Мы с тобою не друзья, притворившись тишиной

Ты приехала на час, но останешься со мной.

Почитай мне до утра, обжигай меня всю ночь.

Не получится унять настоящую любовь!

Леша Свик «Дым»

1
Детка, смотри в глаза, смотри в мои глаза
Ты знаешь, я устал, мои походу красные
Детка, я завязал, знаешь, я завязал
П…й, что на времени уже 4:20
Снова, снова с ней курим дома
Снова, снова дикое п…о
Снова, снова дыма так много
Но нам так п…й, но нам так п…й
Я залечу тебе, но чтобы не убило
И ты такая сразу меня полюбила
А я запомню эти-эти танцы
Где нам по двадцать, где нам по двадцать
Припев: [x3]
Ты любишь этот дым, дым, дым, дым, дым
А я не помню, как тебя нашел
И знаешь, это ты, ты, ты, ты, ты
Мой вечный поджог, мой вечный поджог
Переход: [x4]
Ты любишь этот дым, ты любишь этот дым
2
А на часах полночь, полночь, кто мы с тобою?
Волны, волны снова накроют
Много, много белового дыма
Мы так красивы, мы так красивы
А ты пускаешь снова эти кольца дыма
Я понял, что с тобою нам необходимо
Ведь мы так молоды и кажется успешны
Мы без одежды, мы без одежды
Припев: [x3]
Ты любишь этот дым, дым, дым, дым, дым
А я не помню, как тебя нашел
И знаешь, это ты, ты, ты, ты, ты
Мой вечный поджог, мой вечный поджог

Грибы «Тает лед»

1
Закрой глаза, всё постепенно и тебя тут никто не заменит.
Утро подарит нам это мгновение и холода за окном не помеха.
Пока мы здесь в теплой постели, волосы волнами по твоей шее.
Касания трепетны и безмятежны, мы видимо нашли, то что долго хотели.
Здесь нас не найдут проблемы, только ты и я в этом мире.
Время застынет на этом моменте, всё, что имею я отдам тебе.
Пальцы сжимаются крепко-крепко, это всё, что нужно мне.
Готов убежать за тобой на край света, чтобы ещё раз по-новому всё повторить.
Между нами тает лёд, пусть теперь нас никто не найдёт.
Мы промокнем под дождём и сегодня мы только вдвоём.
Между нами тает лёд, пусть теперь нас никто не найдёт.
Мы промокнем под дождём и сегодня мы только вдвоём.
2
Снова голос твой, он как будто колыбель.
Я обниму тебя, чтобы не стало холодней.
Курточка моя так хорошо сидит на ней.
А твои глаза как блики в играх NBA.
Я делаю навстречу к тебе шаг, чтобы от всех с тобой убежать.
Под нашими ногами земной шар, между нами сегодня пожар.
Наплевать, что вокруг метель, с поцелуями как будто карамель.
Температура как в жарком Акапулько между нами теперь.
Ночь с тобой это значит, что мы не будем спать.
Беру тебя, и профессионально иду гулять.
Я надену свой костюм, тебе так нравится велюр.
Ты нашла злого Юру среди самых лучших Юр.
Я устраиваю рамс, ты ставишь шах и мат.
И даже и не знаешь, что наш сын не любит шоколад.
Он как медведь руками поедает сладкий мёд.
Мы смотрим на него, и между нами тает лёд.

[Припев:]

Зомб « Она Моя Мания»

Мы с тобою травились ядами,
С неба падали мы водопадами.
Мы сбивались в танцах плеядами.
А вообще это всё скажи надо ли?
Надо ли кому - это надо не пойму,
Детка, рядом ты, или мираж.
Рядом поутру ты, но я не узнаю,
Детка ты мне скажешь bon voyage.
И то есть нам не по пути,
Тогда меня ты отпусти.
Я пью с утра аперитив,
Ты что-то важное хотела до меня там донести.
И я свалил, пока спала ты, тебя опередив.
А тут состава нет, но точно четко разглядишь мотив.
И я исчезну насовсем скоро, немного погоди.
Уже который раз, и это всё не ново, прекрати.
Но ты – зависимость моя, будто в легкие никотин.

Она – моя фобия, она – моя мания,
Она – моя маленькая, она аномалия.
Она – моя фобия, она – моя мания,
Она – моя маленькая, она аномалия.
Она – моя фобия, она – моя мания,
Она – моя маленькая, она аномалия.
Она – моя фобия, она – моя мания,
Она – моя маленькая, она аномалия.

Она вливает как не в себя, я знаю так она горячей.
Сколько мы с ней промотали дней,
Сколько мы с ней подожгли ночей.

Она моя, я ничей вообще,

Спросит: приехал тогда зачем?

Но не дождаться тебе речей,

Всё просто, потому что:

Меня троит и мои шкалят показатели,

Когда ты рядом, или даже по касательной.

Не прилечу когда поманишь указательным,

Но главное улыбайся, детка, это обязательно.

Девочка – лето, девочка – battle,

Девочка – heavy metal.

Детка раскрась себя самым красивым букетом,

Ведь нет никаких запретов.

Никаких запретов, никаких устоев,

Никому не скажем, что мы тут устроим.

Будем гореть огнём, будем слетать с орбит,

Лишь я и ты вдвоём и заново на repeat,

Голову кружит ром, голая ты магнит.

Ты мой мир, ты мой дым, ты мой бит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи современного школьника

Двадцать лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «… Экологи...

Проект "Влияние интернет-СМИ на речь современного школьника"

В проекте описывается влияние интернет-СМИ на речь школьника....

Статья "Роль духовной музыки в воспитании современного школьника"

В статье идёт речь о цели занятий, посвящённых духовной музыке, о темах, связанных с православной христианской музыкой, которые изучаются на уроках музыки (по учебникам Критской, Сергеевой, Шмагиной)....

Исследовательская работа "Влияние телевидения на речь современного школьника"

Данную работу можно использовать  на школьных и городских  научно-практичесикх конференциях....

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Большинство современных школьников используют в речи нелитературные слова (слова-паразиты, сленговые выражения, жаргонизмы). Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей кул...

Проектная работа «Сравнительный анализ текстов популярных эстрадных песен 21 века и стихов поэтов – песенников 20 века»

       Песня - это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Какую же музыку слуша...

Проект «Культура речи современного школьника»

Проект «Культура речи современного школьника».Цели проекта: cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие инте...