Культура речи современного школьника
учебно-методический материал на тему

Двадцать лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «… Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.

Сегодняшние школьники находятся в такой речевой среде, когда нет необходимости обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, к текстам художественных произведений, составляющим золотой фонд мировой культуры. Всю нужную информацию они берут из «шпаргалок на каждый день», «готовых домашних заданий», «русской литературы в кратком изложении» и тому подобное.

Таким образом, главная цель обучения родному языку в школе связывается с речевым развитием школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседника, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в двадцать первом веке журналисты, ученые, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? И Кто виноват? Почему не испытывают чувство стыда люди не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, -  один из путей, позволяющих овладеть мастерством художественного слова, сохранить культуру.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразна и неповторимо отразилась в русском языке, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Культура речи в ее традиционном понимании – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникаций.

Одной из главных составляющих культуры языка являются выразительные средства языка. Знать их, уметь использовать их в речи во всем их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.

В последние десятилетия охрана природных богатств, здоровья народа являются приоритетными направлениями в политике. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Русский литературный язык нужно беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от стилистического снижения и штампов. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более – от ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведет к его оскудению и обеднению.

Именно поэтому культура языка может и должна быть осмысленна в экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей.

Двадцать лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «… Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.

В последние годы все чаще ставятся вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

Из всего вышесказанного становится ясно, насколько актуальна эта проблема сегодня.

Изучение средств художественной выразительности является неотъемлемой составляющей культуры речи.

К сожалению, приходится констатировать, что окружающая современного школьника языковая среда, в которой практически отсутствуют примеры образцовых текстов на русском литературном языке (в том числе в средствах массовой информации), не только не способствует эффективности языкового образования, но и разрушает в сознании учащегося представление о литературном языке, как высшей, образцовой форме национального русского языка.

Сегодняшние школьники находятся в такой речевой среде, когда нет необходимости обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, к текстам художественных произведений, составляющим золотой фонд мировой культуры. Всю нужную информацию они берут из «шпаргалок на каждый день», «готовых домашних заданий», «русской литературы в кратком изложении» и тому подобное.

Сказанное выше приводит к необходимости нового подхода к отбору материала для работы на уроках. В первую очередь подспорьем для учителя должны стать произведения русских классиков.

В стандартах нового поколения остается приоритетным совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, углубление навыков работы с текстом, формирование речевой культуры, воспитание ответственного отношения к слову.

Необходимость развивать умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры, возникает при подготовке к государственной итоговой аттестации в девятом классе и при подготовке к единому государственному экзамену в одиннадцатом классе.

Таким образом, главная цель обучения родному языку в школе связывается с речевым развитием школьников.

Выразительные средства языка.

Как уже было сказано выше, выразительные средства языка являются неотъемлемой частью культуры речи

Каковы же выразительные возможности современного русского языка? Они огромны. Выразительность могут усиливать все его элементы, начиная со звуков и кончая синтаксическими единицами. (см. таблицу) Основной же источник усиления выразительности – лексика, дающая целый ряд особых средств. Большими возможностями усилить выразительность речи обладает также синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи.

Лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называют в лингвистике тропами (от греческого tropos – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Чаще всего тропы используют авторы художественных произведений при описании природы, облика героя. Эти изобразительно-выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля. Поэтому для изучения средств языковой выразительности мы обращаемся на уроках русского языка к безукоризненным образцам, какими являются отрывки из произведений художественной литературы. Прикоснуться, приблизиться к «словесной ткани» художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла.

Особая роль в воспитании у школьников чувства языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову принадлежит анализу поэтического текста, так как поэзия, говоря словами К.Г. Паустовского, «Возвращает слову его первоначальную свежесть», так как в стихах ярче обнаруживается то, что свойственно общенародному языку.

Изучение средств выразительности на уроках и внеурочное время.

Работу над образными средствами языка провожу на уроках русского языка, литературы, на уроках словесности, факультативных курсах. Изучению языковых средств можно посвятить либо целый урок, либо его часть.

Изучение средств выразительности процесс длительный, кропотливый и поэтому требует системного подхода. Я придерживаюсь в работе следующей последовательности.

1-й этап – ознакомительный. Ему соответствуют упражнения, направленные на опознавание и оценку тропа, их видов,  а также их роли в художественном тексте.

2-й этап – ориентировочный. Для него характерны упражнения направленные на обогащение речи. Это восстановление текста, работа со словарями.

 3-й этап – формирующий. На этом этапе даю упражнения на анализ тропа, на формирование умения конструировать высказывания, включающие изучаемый троп.

4-й этап – обобщающе-творческий и контрольный. Упражнения на уместное употребление тропов собственных высказываний школьников.

Работу над изучением средств выразительности в пятом классе начинаю со знакомства с эпитетом. Этот троп наиболее чаще используется и авторами произведений и чаще встречается в речи. Об этом ярко свидетельствует диаграмма. (приложение № ) Школьники с легкостью находят эпитет в тексте и уверенно употребляют его в своей речи.

Например, при изучении эпитетов в качестве вопросов и заданий предлагаю следующие: (приложение № )

Основная задача обучения помочь ученикам почувствовать роль эпитета, дать критерии оценки выразительности эпитета, вызвать творческую активность и развить образное мышление школьника.

Рассмотреть роль какого-либо тропа или стилистической фигуры можно при изучении любого раздела языка. Например, при изучении грамматики предлагаю детям художественные тексты в которых они должны найти те или иные средства выразительности. (приложение № )

Для обучения школьников средствам выразительной речи также использую имеющийся дидактический материал: художественные тексты из учебников русского языка и фрагменты из классических художественных произведений.

Интересно проходят уроки развития речи по таким темам: «Как говорить?», «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами», «Стилистическая роль определений. Эпитет» (на основе произведений Ивана Бунина).

Всегда интересно проходят в 10-х 11-х классах уроки «редактирования» ошибок в речи героев юмористических рассказов: «Письмо к ученому соседу», «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.» и др.

Но начинаю обычно о том, как работал над своими произведениями сам Чехов («Пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю»).

На уроках литературы обязательным итогом изучения творчества писателей и поэтов становятся так называемые уроки мастерства: «Языковые особенности рассказов Бунина», «Особенности стиля Ф.М. Достоевского», «Неологизмы в поэзии  Маяковского».

Во внеурочное время предлагаю занимательные материалы: ребусы, кроссворды, викторины.

Также в формировании творческой речевой деятельности обучающихся огромную роль играет исследовательская деятельность. Ребята с интересом работают над проблемой, а защита готовых исследовательских проектов, как правило, происходит на школьных научно-практических конференциях.

Заключение.

Язык – не только важнейшее средство человеческого общения. В известном смысле – это наш дом, наше духовное «жилище». И если не любить и постоянно не обустраивать свой дом, то ведь и не воспитать любви и родственной привязанности к нему новых поколений, не пробудить в них высокого чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей культуры, своего языка. И, значит, совершенно прав великий писатель и мыслитель, сказав для всех нас свою провидческую и пророческую фразу: «мир красотой спасется»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи современной молодежи

Культура речи современной молодежи...

Культура речи наших школьников.

Я, учитель русского языка и литературы, очень переживаю за будущее нашего поколения. Очень хочется помочь им разговаривать грамотно....

Проект "Влияние интернет-СМИ на речь современного школьника"

В проекте описывается влияние интернет-СМИ на речь школьника....

Исследовательская работа "Влияние телевидения на речь современного школьника"

Данную работу можно использовать  на школьных и городских  научно-практичесикх конференциях....

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Большинство современных школьников используют в речи нелитературные слова (слова-паразиты, сленговые выражения, жаргонизмы). Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей кул...

Влияние популярной эстрадной музыки на речь современных школьников

доклад на XIIIРеспубликанских Кирилло-Мефодиевских чтениях...

Проект «Культура речи современного школьника»

Проект «Культура речи современного школьника».Цели проекта: cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие инте...