Проект «Культура речи современного школьника»
проект по русскому языку (8 класс)

Проект «Культура речи современного школьника».Цели проекта: cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kultura_rechi_sovremennyh_shkolnikov.zip108 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Проект «Культура речи современных школьников»

Выполнила: Бакешко Карина,

ученица 8А класса

Руководитель: Демидова О.В.,

учитель русского языка и литературы

Велиж, 2022

В научных изданиях, СМИ и учебных заведениях все чаще обсуждаются проблемы речевой культуры личности, и в частности культурного облика современной молодежи. Сегодня очевидным является тот факт, что русский литературный язык претерпевает массовое влияние других форм языка, нарушение литературных норм, частое употребление просторечий и бранной лексики негативно сказывается на языковой культуре подрастающего поколения.  Говорить красиво, правильно должен каждый образованный человек. Правильная речь производит благоприятное впечатление о человеке, помогает в карьерном росте.

 

 Цели проекта:cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.

 

 Задачи проекта:  

1.Изучить специальную литературу.

2. Выяснить причины появления сленгов среди школьников

3. Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы.

3.Создать презентацию с целью дальнейшего использования её на уроках

   русского языка, на элективных курсах, во внеклассных мероприятиях.

Объект исследования – языковая среда ровесников.

Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи учащихся и ухудшению их грамотности . Наш проект служит объединению вокруг высокой цели – сохранить самобытность русского языка, культуру речи.

Гипотеза: Сленг – это явление «язык в языке», которое оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.

Для реализации проекта на первом этапе мы изучили теоретический материал по культуре речи, на втором этапе провели исследовательскую

работу: опрос и анализ результатов.

                                               

Ход проекта.

1 этап – изучение теории

С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью.

(Владимир Иванович Даль, русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»)

«Игровое» стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным

знакомым».

- Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

-Чо?

-Cмотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

-Где?

-Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

-Ну!?

 -Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

-Гы!

-И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

-Врёшь!

-Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…

-Ха!..

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожанье рос…

-Брось!..

-Да погоди, почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

-Псих!..

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не узнать снега?..

-Ага!..

Лексика - наука, изучающая совокупность слов, словарный состав языка.  В русском языке выделяют нормативную лексику, ненормативную (жаргоны). Жаргоны в свою очередь разделяются на сленг и  арго.

Что такое сленг? Молодёжный сленг — слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.

Как возник сленг в литературном языке? В истории языка выделяют несколько периодов.

1 период – 20-е годы XIX века

Если говорит неправильно, значит большевик! (А.М. Селищев.) Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек.

2 период  приходится на 50-е годы, когда на улицы городов вышли «стиляги». Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык Ч - Человек, У - Уважающий В - Высокую А -Американскую К – Культуру

3 период в развитии молодежного сленга связан с периодом «застоя».

«Системный» сленг появляется как языковой жест противостояния неформальной молодежи официальной идеологии.

«Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому,

как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело». (Д. С. Лихачев).

Среди учащихся школы мы провели опрос «Где Вы впервые услышали, прочитали или узнали о сленгах?»

Употребляешь ли ты сленг при написании творческих работ?

Результаты лингвистического исследования «Я употребляю сленг, потому что» : хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %; это экономит время при общении – 7 %; помогает выразить эмоции и чувства – 13%; хочу быть современной (-ым)–9%; это вошло в привычку – 12 %; все мои друзья так говорят – 19%; это модно – 14 %; хочу выглядеть крутой(-ым) – 15%.

Словарь сленгов нашей школы

Существительные:

Чувак, братан, перец, старшаки;

Столовка, училка, физра, русиш, литра, матеш, инфа;

Домашка, контроха;

Наречия: Хорошо – клево, супер, круто, прикольно, класс, классно, все тип-топ. Плохо – тухло, пипец, капец, отстой, облом, невезуха.

Глаголы: Хавать, не парься, гонишь, подставлять, достали, убейся, фильтруй базар, понты попутал, втяну, накурю.

Междометия: Блин, окей, ты че?

Устойчивые словосочетания и предложения: Быстро – реще, крути педалями, шевели копытами, шевели подковами, шевели поршнями;

 Замолчи –закрой варежку, смени пластинку, язык прикуси, закрой форточку; Уходи – топай, иди в баню, Скройсь.

Является ли сленг отдельным языком?

 Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что: в нем нет своих правил фонетики, грамматики; он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике; сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка; все нужные значения человек может передать словами литературного языка.

ВЫВОДЫ: Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массовой информации перестали бережно относиться к слову.

На радио и телевидении очень много иностранных слов, вульгарных

выражений, жаргонных словечек. Эти слова теснят «классическую» правильную речь.

Сленг, который активно использует современная молодёжь – своего рода протест против окружающей действительности. Жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов учащихся. Жаргонизмы засоряют наш язык и мешают нормальному общению людей разных поколений. Главное, что происходит в наше время – это освобождение языка от любой морали. А ведь нужно над этим задуматься…

Рекомендации: Для тех, кто желает исключить из речи сленги, советуем:

1.Следить за своей речью.

2.Не употреблять в ней «словесный мусор».

3.Больше читать книг.

4. Совершенствовать культуру своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи современной молодежи

Культура речи современной молодежи...

Культура речи современного школьника

Двадцать лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «… Экологи...

Проект "Влияние интернет-СМИ на речь современного школьника"

В проекте описывается влияние интернет-СМИ на речь школьника....

Развитие духовной культуры личности современного школьника

Развитие духовной культуры личности современного школьника...

Исследовательская работа "Влияние телевидения на речь современного школьника"

Данную работу можно использовать  на школьных и городских  научно-практичесикх конференциях....

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Большинство современных школьников используют в речи нелитературные слова (слова-паразиты, сленговые выражения, жаргонизмы). Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей кул...

Влияние популярной эстрадной музыки на речь современных школьников

доклад на XIIIРеспубликанских Кирилло-Мефодиевских чтениях...