Коммуникативная деятельность педагога
методическая разработка

Задумина Наталия Александровна

Коммуникативный аспект деятельности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_detelnost_pedagoga.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Задача формирования разносторонней, гармоничной, творческой личности, способной реализовываться в современных динамичных социально-экономических условиях, которую ставит перед педагогом общество и государство необыкновенно сложна. Усложняется она еще и тем, что мы работаем с категорией воспитанников – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих свои особенности. Следовательно, выполнить эту задачу может только педагог, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами: высоким уровнем интеллекта, общей культуры и нравственности, профессионально-педагогического мышления, творческого потенциала, способности к саморазвитию и, конечно же, любви к детям.

        Кроме этого, педагог должен использовать в работе все аспекты психолого-педагогической деятельности - научный, прикладной и практический. В структуру деятельности педагога включаются несколько компонентов: конструктивный (сбор информации, проектирование деятельности), организаторский (преподнесение информации, деятельности воспитанников, деятельность в процессе взаимодействия), гносеологический (изучение особенностей и способов воздействия на человека), коммуникативный (установление правильных взаимоотношений)

        Коммуникативная деятельность – система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, обмен информацией, выработку единой стратегии общения, принятия решений, преодоления конфликтов.

        Подробнее хочу рассказать именно о взаимоотношениях педагога и воспитанника. Так как это очень важный компонент деятельности педагога. Считаю, что только в спокойной рабочей обстановке, атмосфере уважения возможно эффективное обучение и психологическое развитие личности. Необходимо организовать правильное педагогическое общение, т.е. развивающее, эмоционально-комфортное.

        С каждым из воспитанников нужно найти верный тон, что будет способствовать эффективности педагогического воздействия. Поэтому начинаю работу с установления необходимого контакта с ребенком. С младшими детьми это проходит в игровой форме. Дети с удовольствием включаются в игру, раскрепощаются и с радостью занимаются музыкальной деятельностью, самовыражаются.

        С воспитанниками старшего возраста налаживаю контакт через общение. На первых занятиях сочетаю обучение и тестирование в форме беседы. Беседуем о музыкальных предпочтениях, увлечениях, делимся своими музыкальными впечатлениями, постепенно расширяя темы общения, добиваясь заинтересованности и доверия. С помощью вопросов и ответов получаю информацию об уровне интеллекта, психологических и других личностных особенностях, таких как музыкальные способности.

         На занятиях поддерживаю комфортный микроклимат и для повышения эффективности общения, стараюсь

-учитывать индивидуально-психологические особенности, возраст и интересы воспитанников

- использовать достоверный, доступный, безопасный, понятный материал

- самой быть заинтересованной в материале, общении, деятельности ребенка, его успехах. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его понимают, поддерживают и разделяют его чувства.

- стараюсь отслеживать степень понимания информации воспитанником, т.е. осуществлять обратную связь. Для этого важно слушать ребенка, расспрашивать, резюмировать.

           Продолжаем общение на самые различные темы, стараюсь заслужить доверие ребенка, выслушиваю и помогаю советом в том вопросе, который его волнует.

            В процессе работы продолжаю развивать и поддерживать интерес воспитанников к музыке и музыкальным занятиям. Например, старших детей увлекает игра «Поделись музыкой», когда по-очереди делимся любимыми музыкальными фрагментами. После прослушивания обсуждаем содержание, музыкальные краски, уровень мастерства композитора и исполнителя (это относится к современным авторам), чем понравилась музыка.  На занятиях осваиваем теоретические и практические навыки исполнения, слушаем музыку, расширяя музыкальный кругозор. Произведения для разучивания подбираю в соответствии с интересами, способностями и музыкальными возможностями ребенка.

         В процессе общения в случаях, когда необходимо снять эмоциональное напряжение и для создания комфортной атмосферы мне помогают следующие приемы:

- стараюсь находить и подчеркивать общность интересов, личностных черт

- подчеркиваю, что мне важно мнение ребенка

- показываю, что понимаю эмоциональное состояние ребенка

- интересуюсь проблемами воспитанника

- предоставляю ребенку возможность выговориться

- в случае неправоты признаю ее

- говорить стараюсь спокойно, темп речи нескорый

- всегда предлагаю выход из ситуации, при этом оперирую фактами

Чтобы рассказать о своих эмоциях, стараюсь использовать нужные формулировки:

вместо «ты не понимаешь » - «ты удивлен»

                 «мне обидно» - «меня задевает»

                  «ты нервничаешь» - «тебя беспокоит»

                  «я боюсь» - «я опасаюсь»

                  «ты злишься» - «ты сердишься»

          Результаты нашей совместной работы регулярно показываем на общих мероприятиях учреждения, конкурсах и фестивалях, где неоднократно занимали призовые места.  Эта деятельность оказывает влияние на развитие ребенка -интеллектуальное, эмоциональной сферы и воображения, музыкально-сенсорных способностей, формирует познавательный интерес, позволяет самореализовываться и саморазвиваться.  Выступление на праздниках и успешное участие в конкурсах и фестивалях формирует опыт успеха и общественного признания. Кроме этого, процесс подготовки и само выступление, несомненно, учит продуктивному общению, сотрудничеству. Совместно подготавливая музыкальный номер или сценку, воспитанники учатся договариваться друг с другом, понимать другого человека, учатся взаимодействовать, уступать, распределять роли.

        Подводя итог, хочется сказать, что главное в работе педагога дополнительного образования в детском учреждении заключается в том, чтобы ребенок был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу. И тогда все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса

Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...

Диагностика коммуникативных способностей педагога

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и лич...

Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...

Коммуникативная деятельность педагога дополнительного образования

Статья в сборнике "Образование и педагогика 21 века"...