Цветные (качественные) реакции на белки
опыты и эксперименты (11 класс)

 Диденко Изабелла Владимировна

Цветные реакции применяются для установления белковой природы вещества, идентификации белков и определения их аминокислотного состава в различных биологических жидкостях.
В клинической лабораторной практике эти методы используются для определения количества белка в плазме крови, аминокислот в моче и крови, для выявления наследственных или приобретенных нарушений обмена веществ у новорожденных.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию по теме «Цветные (качественные) реакции на белки» ПМ.03 Проведение лабораторных биохимических исследований специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика Преподаватель Диденко Изабелла Владимировна Москва, 2022 Департамент здравоохранения города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №1» (ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

Слайд 2

2 medcollege.ru Цветные реакции применяются для установления белковой природы вещества, идентификации белков и определения их аминокислотного состава в различных биологических жидкостях. В клинической лабораторной практике эти методы используются для определения количества белка в плазме крови, аминокислот в моче и крови, для выявления наследственных или приобретенных нарушений обмена веществ у новорожденных. ЦВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ Среди различных методов определения общего белка в сыворотке (плазме) крови наибольшее распространение получили колориметрические методы, а среди них — метод, основанный на биуретовой реакции . Он обладает специфичностью определения, точностью и доступностью.

Слайд 3

3 medcollege.ru Физиологическая роль белков крови многогранна. Белки плазмы необходимы для поддержания коллоидно-осмотического ( онкотического ) давления, сохраняя нужный объем крови, связывая воду и задерживая ее, не позволяя ей выходить из кровеносного русла. Белки поддерживают постоянство рН крови, являясь одной из буферных систем крови. Белки плазмы необходимы для транспорта липидов, продуктов метаболизма (холестерин, билирубин), гормонов, лекарств и следовых элементов крови. Белки поддерживают нормальный уровень катионов в крови путем образования с ними недиализируемых соединений; например, значительная часть железа, меди, магния и других микроэлементов связана с белками. Исследование химических свойств белков дает нам возможность понимания многих процессов, происходящих в организме и их важность

Слайд 4

4 medcollege.ru 1) каталитически активные белки (ферменты); 2) белки-гормоны (хотя есть и стероидные гормоны); 3) белки-регуляторы активности генома; 4) защитные белки (антитела, белки свертывающей и антисвертывающей систем крови); 5) токсические белки; 6) транспортные белки; 7) мембранные белки; 8) сократительные белки; 9) рецепторные белки; 10) белки-ингибиторы ферментов; 11) белки вирусной оболочки; 12) белки с иными функциями. В соответствии с функциональным принципом различают 12 главных классов белков:

Слайд 5

5 medcollege.ru РАБОТА № 1. Биуретовая реакция реакция (реакция пиотровского ) РЕАКТИВЫ: 1% раствор белка . 10% раствор гидроокиси натрия. 1% раствор сульфата меди. ХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. В пробирку внести 10 капель раствора яичного белка. 2. Добавить 5 капли гидроокиси натрия. 3. Добавить 5 каплю сульфата меди. 4. Перемешать.

Слайд 6

6 medcollege.ru НАБЛЮДЕНИЯ: содержимое пробирки приобретает сине – фиолетовое окрашивание. В белках аминокислоты связаны друг с другом по типу полипептидов и дикетопиперазинов . Образование полипептидов из аминокислот происходит путем отщепления молекулы воды от аминогруппы одной молекулы аминокислоты и карбоксильной группы другой молекулы. Образующаяся группа –С(О)–NН– называется пептидной группой, связь С–N, соединяющая остатки молекул аминокислот, – пептидной связью .

Слайд 7

7 medcollege.ru РАБОТА № 2. Ксантопротеиновая реакция (реакция мульдера ) Х арактерна для некоторых ароматических аминокислот (фенилаланина, тирозина, триптофана). При н агревании белков и полипептидов с концентрированной азотной кислотой образуются нитросоединения желтого цвета. РЕАКТИВЫ: 1% раствор белка. Концентрированная азотная кислота ( HNO 3). 10% раствор гидроокиси натрия.

Слайд 8

8 medcollege.ru ПРИНЦИП МЕТОДА: при добавлении к раствору белка концентрированной азотной кислоты ( HNO 3) и нагревания появляется желтое окрашивание, которое в присутствии щелочи переходит в оранжевое. Сущность реакции заключается в нитровании бензольного кольца циклических аминокислот азотной кислоты с образованием нитросоединений , выпадающих в осадок. Реакция выявляет наличие в белке циклических аминокислот.

Слайд 9

9 medcollege.ru ХОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ В пробирку внести 10 капель раствора яичного белка. Добавить 5 капли концентрированной азотной кислоты ( HNO 3). Нагреть. НАБЛЮДЕНИЯ: появляется осадок желтого цвета. После охлаждения добавить 10 капель раствора гидроокись аммония NH4OH. НАБЛЮДЕНИЯ : появляется оранжевое окрашивание.

Слайд 10

Задание на закрепление темы

Слайд 11

11 medcollege.ru Реакция Фоля Нингидриновая реакция Биуретовая Реакция Нативность Высаливание Денатурация Ксантопротеиновая Реакция Кипячение Реакция Сакагучи Ароматические аминокислоты Найдите правильное соответствие терминов и их определения Альфа-аминокислоты Потеря природных свойств Природное Свойство Пептидная Связь сульфгидрильные группы SH- Необратимая реакция осаждения Аргинин Обратимая реакция Осаждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии"

Конспект Медиа Урока "Качественные реакции в органической химии", 10 класс...

Качественные реакции на ионы (таблицы)

Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада...

Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+

Решение экспериментальных задач урок разработан учителем химии Человечковой Мариной ИвановнойМОУ «гимназия «Дмитров»» г.Дмитров МО. Тема: " Железо.  Характерные качественные реакции на Fe2+...

Железо. Характерные качественные реакции на Fe2+ и Fe3+

Решение экспериментальных задач урок разработан учителем химии Человечковой Мариной ИвановнойМОУ «гимназия «Дмитров»» г.Дмитров МО. Тема: " Железо.  Характерные качественные реакции на Fe2+...

"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".

Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...

Качественные реакции в неорганической и органической химии

Данный материал распечатывается учащимся, как памятка при подготовке к сдаче экзаменов...

Качественные реакции на ионы 9 класс

Качественные реакции на ионы 9 класс...