Выступление на МО учителей начальных классов от 30.03.2022 г. на тему: «Использование мультимедийных презентаций на уроках домоводства и профильного труда как средства повышения учебной мотивации у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (УО)»
статья

Бурченкова Ольга Александровна

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

     Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей, в частности, на уроках домоводства и профильного труда. Используя богатейшие возможности предмета для развития познавательной деятельности и личности каждого учащегося, стало возможно внедрение в учебную деятельность мультимедийных презентаций и различных вариантов и форм работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития "Особый ребенок" г.Смоленска»

Выступление на МО учителей начальных классов

 от 30.03.2022 г. на тему:

«Использование мультимедийных презентаций

 на уроках домоводства и профильного труда

как средства повышения учебной мотивации

у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (УО)»

Выступление подготовила

        учитель профильного труда:

Бурченкова О.А.

Смоленск, 2022.

 «Использование мультимедийных презентаций на уроках домоводства и профильного труда как средства повышения учебной мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью (УО)»


     Формирование социально-бытовых навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

    Личность умственно отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания, т.е. при осуществлении подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей обучения нашей школы является социально-бытовая адаптация воспитанников с интеллектуальными нарушениями через организованное, систематическое целенаправленное обучение.

     Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

     Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей, в частности, на уроках домоводства и профильного труда. Используя богатейшие возможности предмета для развития познавательной деятельности и личности каждого учащегося, стало возможно внедрение в учебную деятельность мультимедийных презентаций и различных вариантов и форм работы.

    Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, которые используются на всех этапах урока для усиления информативности впечатлений, для изучения нового материала и формирования умений и навыков по изучаемым темам. Многие учителя отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. Применение электронных учебных материалов не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.    

     Обучающиеся с ОВЗ в основном имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить занятия, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.    

    Презентации – это наиболее приемлемый способ использования компьютера в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями (УО).

    “Презентация” - переводится с английского как “представление”.  Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

    Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

  Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал,исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

    Учитывая, особенности детей с ОВЗ использование компьютерных презентаций в преподавании курса домоводства и профильного труда  помогает мне:

- сделать урок наглядным и выразительным;

- развивать познавательную  активность;

- развивать внимание;

- включать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную;

- позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия;

- повышать  учебную  мотивацию учащихся;

- повышать интерес к предмету.

      Поэтому в своей практике я использую мультимедийные презентации. Мною проводятся ряд уроков–презентаций  по «Домоводству» и «Профильному труду» по следующим разделам: «Одежда», «Личная гигиена», «Питание», «Виды продуктов», «Помещение», «Уход за комнатными растениями» и др.

     Используемые мною варианты организации деятельности с презентациями на уроке: 

1.Объяснение новой темы с использованием презентации.

2. Использование фрагментов презентации при повторении пройденного.

3. Использование презентации на всех этапах урока.

4. Использование фрагментов презентации при выполнении самостоятельных работ за четверть.

5. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.

      Применение мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

     При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. 

     Итак, такие предметы, как «Домоводство» и «Профильный труд» особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как способствуют формированию социально-бытовых навыков, развитию жизненной компетенции и трудовой адаптации будущих выпускников. Использование презентаций на уроках домоводства и профильного труда позволяет увеличить познавательную активность детей, облегчает усвоение программного материала, помогает формированию коммуникативных навыков, создает условия для овладения новым социальным опытом, способствует творческой активности и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

     Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...

Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся

Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся...

Игра как средство повышения учебной мотивации учащихся.

как повысить мотивацию учащихся? какими способами вызвать интерес к предмету? Здесь на помощь учителю приходит использование игровых технологий!...

Информационные технологии как средство повышения качества индивидуального обучения на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Применение информационно-коммуникативных технологий при индивидуальном обучении на дому детей-инвалидов  также значительно повышает качество образования....

Развитие читательской грамотности на уроках информатики путем внедрения ИКТ как средства повышения уровня образованности учащихся информатики

Анализ результатов проверочных работ по информатике показывает, что значительная часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал&ra...