Формирование здоровьесберегающих привычек на уроках математики
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В статье рассмотрена проблема большой нагрузки на зрение учеников при проведении уроков с использованием ИКТ, а также приведены упражнения, позволяющие снизить нагрузку на глаза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИВЫЧЕК

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

М.М. Христич,

учитель математики

МБОУ «ЦО – гимназия № 11

им. Александра и Олега Трояновских» г. Тулы

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.

«В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум» (П.С. Брегг). Школа несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов, до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу, введение в школьное образование ИКТ требуют использования в работе со школьниками эффективных средств и методов. Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики можно сформулировать так:

1) построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения;

2) обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

3) установление межпредметных связей;

4) логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

5) эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;

6) формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

7) тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Остановимся сегодня на вопросе, который является одним из самых актуальных на современном уроке. Я имею в виду уроки с применением ИКТ.

Такие уроки необходимы и являются неотъемлемой частью уроков в условиях ФГОС. Вместе с этим они оказывают дополнительную нагрузку на  ребёнка на уроке, особенно на  его зрение.

Чтобы снизить нагрузку на глаза, можно проводить физкультминутки следующим образом:

1. Закройте глаза и нарисуйте глазами цифры 8,0,5….

2. Посмотрим в окно на самую далёкую от вас точку, переведём взгляд и найдём на ближней к вам стене точку. (Процедура повторяется 5–7 раз.)

3. Зажмурим глаза сильно-сильно, затем расслабимся. (Процедура повторяется 5–7 раз.)

Такие нехитрые упражнения не отнимут много времени, но помогут снизить негативное воздействие на зрение.

Постоянные проветривания помещения, ежедневные влажные уборки, частая смена деятельности на уроке – всё это способствует сохранению здоровья наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика вредных привычек на уроке математики

Тому, кто умеет ждать, всегда достается самое лучшее!...

«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии»

Предлагаются основные направления формирования здоровьесберегающей среды на уроках при изучении химии....

Презентация по теме"Формирование здоровьесберегающей среды на уроках физики"

Данная  презентация является методической разработкой. Она может быть использована  для выступления на методическом объединении учителей физики....

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как средство формирования инновационной педагогической модели обучения в условиях внедрения ФГОС.»

Актуальность темы За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество  общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Э...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...