Выступление на РМО
статья
«Профессиональное самоопределение и креативное мышление учащихся, как фактор качественного развития личности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.98 МБ |
![]() | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональное самоопределение
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
В связи с этим одной из целей работы учителя должна быть оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии.
Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, использования литературных источников, звукозаписи и т.д. Приведу примеры, как можно при изучении программного материала ознакомить учащихся с рядом профессий.
В теме " Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера . С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.
Во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей. При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи.
В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы: – по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие); – изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования; – выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации; – исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера. В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.
Профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями, способностями учащихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей. В тоже время, работая с больными детьми, учителю надо постоянно помнить об ограничениях в выборе той или иной профессии в связи с конкретным заболеванием и рекомендовать ученику ту специальность, которая ему возможна.
Эта целенаправленная индивидуальная работа с учеником имеет большое государственное значение и, конечно, оказывает помощь выпускнику. Успех такой работы – в правильном выборе старшеклассником специальности, а значит и в максимальной отдаче государству. А это одна из немаловажных целей, которые ставит перед школой общество, в гармоничном воспитании человека.
Креативное мышление учащихся, как фактор качественного развития личности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный мир наполнен огромным количеством информации. Ребёнок хочет, или нет, но воспринимает её. Креативное мышление помогает «не утонуть в этом море». Креативное мышление позволяет подходить к выполнению заданий творчески, используя имеющиеся знания зачастую по разным предметам.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления. Он занимался изучением уровней и критериев оценки креативности.
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим.
Благодаря развитию высокого уровня креативности человек становится более успешным, достигает высоких результатов в любой сфере деятельности. Чтобы перестать рассуждать шаблонно и начать воспринимать окружающую действительность свежо, нужно регулярно покидать зону комфорта своих мыслей — использовать специальные технологии развития креативного мышления.
В психологии и методике преподавания биологии выделяют несколько методов развития и совершенствования креативности: «Мечтатель, реалист и критик», «Шесть шляп», «Кроссенс», «Корзина понятий», «Черный ящик и волшебная коробка» и многие другие. Можно отметить, что почти все они направлены на развитие критического мышления учащихся. Но в этом и заключается суть креативности. Давайте рассмотрим несколько из них. Оба способа помогают ускорить поиск интересных идей, начать мыслить творчески и поступать более предусмотрительно.
Метод «Мозгового штурма» Данный метод был изобретен Алексом Осборном — одним из основателей крупной сети рекламных агентств BBD&O. О том, как использовать творческий подход в решении задач, он рассказал в своей книге «How to “Think Up”», написанной в 1942 году. При проведении Мозгового штурма создается банк идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Преимущества данного метода в том, что принимается коллективное решение проблемы. У каждого участника есть возможность высказать свое мнение и принять чужое, найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое, используя имеющиеся ресурсы.
Прием «Чёрный ящик» или «Волшебная коробка» Данный прием активизирует внимание всех учащихся. Его можно использовать на стадии вызова во время проведения урока. В коробке может быть что угодно: от каких-то макетов, моделей, продуктов (например, при изучении витаминов), до элементов одежды (во время проведения занятий по временам года). Прием «Случайное слово»Можно применять как в группе, так и индивидуально. Сформулируйте проблему. Скажите любое слово, которое первым придёт в голову. Попробуйте связать его с проблемой. Чем больше слов получится связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Прием «Кроссенс» Кроссенс – сравнительно новый метод, который можно отнести как технологии критического мышления, так и к технологии развивающегося и креативного обучения. Его можно использовать на любом этапе и уроке биологии. Само слово «Кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Всего картинок в кроссенсе девять. Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная - объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Задание, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений :
Пример данного кроссенса показывает, насколько легко и быстро можно закрепить материал по теме «Природные сообщества» или «Цепи питания». Несмотря на одинаковый раздаточный материал, ответы учащихся будут отличаться и началом рассказа, и содержанием. В этом заключается основной смысл использования кроссенса – развитие креативного мышления, способности мыслить неординарно и нестандартно. Хотелось бы отметить, что данный метод позволяет ребенку легко справиться с заданиями ЕГЭ и ОГЭ, по биологии, где необходимо составить свободный ответ. Этот метод имеет свой качественный рост. Сначала картинки, т.е. сам кроссенс готовит учитель. Но можно предлагать его создание и ученикам. При таком подходе на «выходе» получаем настолько разнообразный «продукт», что не остается сомнений в важности использования этого метода при развитии креативного мышления.
Заключение Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Задача обучения – научить обучающихся при столкновении с новыми задачами или неожиданными трудностями, воспринимать их как не как проблемы, а как вызов творческим способностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435846-1397314781.jpg)
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-509725-1421862500.jpg)
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-592493-1423986554.jpg)
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-263500-1414945764.jpg)
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-551667-1463746486.jpg)
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-641257-1547364508.jpg)
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...