Выступление на РМО
статья

«Профессиональное самоопределение и креативное мышление учащихся, как фактор качественного развития личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_20.12.22.pptx2.98 МБ
Файл vystuplenie_20.12.22_-_kopiya.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема выступления: «Профессиональное самоопределение и креативное мышление учащихся, как фактор качественного развития личности» Исканадрова Ж.У. МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 пгт. Излучинск

Слайд 2

Профессиональное самоопределение

Слайд 3

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Слайд 4

В связи с этим одной из целей работы учителя должна быть оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии.

Слайд 5

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, использования литературных источников, звукозаписи и т.д. Приведу примеры, как можно при изучении программного материала ознакомить учащихся с рядом профессий.

Слайд 6

В теме " Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера . С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

Слайд 7

Во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей. При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи.

Слайд 8

В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы: – по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие); – изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования; – выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации; – исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера. В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.

Слайд 9

Профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями, способностями учащихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей. В тоже время, работая с больными детьми, учителю надо постоянно помнить об ограничениях в выборе той или иной профессии в связи с конкретным заболеванием и рекомендовать ученику ту специальность, которая ему возможна.

Слайд 10

Эта целенаправленная индивидуальная работа с учеником имеет большое государственное значение и, конечно, оказывает помощь выпускнику. Успех такой работы – в правильном выборе старшеклассником специальности, а значит и в максимальной отдаче государству. А это одна из немаловажных целей, которые ставит перед школой общество, в гармоничном воспитании человека.

Слайд 11

Креативное мышление учащихся, как фактор качественного развития личности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н. Толстой Темп сегодняшней жизни диктует качественный пересмотр методов и приемов обучения детей. Учитель давно перестал быть источником информации, он обучает искать способы её получения. Но в настоящее время в условиях формирования функциональной грамотности учащихся встает острая необходимость развития не только критического мышления, но и креативного подхода её восприятия.

Слайд 2

Современный мир наполнен огромным количеством информации. Ребёнок хочет, или нет, но воспринимает её. Креативное мышление помогает «не утонуть в этом море». Креативное мышление позволяет подходить к выполнению заданий творчески, используя имеющиеся знания зачастую по разным предметам.

Слайд 3

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления. Он занимался изучением уровней и критериев оценки креативности.

Слайд 4

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим.

Слайд 5

Благодаря развитию высокого уровня креативности человек становится более успешным, достигает высоких результатов в любой сфере деятельности. Чтобы перестать рассуждать шаблонно и начать воспринимать окружающую действительность свежо, нужно регулярно покидать зону комфорта своих мыслей — использовать специальные технологии развития креативного мышления.

Слайд 6

В психологии и методике преподавания биологии выделяют несколько методов развития и совершенствования креативности: «Мечтатель, реалист и критик», «Шесть шляп», «Кроссенс», «Корзина понятий», «Черный ящик и волшебная коробка» и многие другие. Можно отметить, что почти все они направлены на развитие критического мышления учащихся. Но в этом и заключается суть креативности. Давайте рассмотрим несколько из них. Оба способа помогают ускорить поиск интересных идей, начать мыслить творчески и поступать более предусмотрительно.

Слайд 7

Метод «Мозгового штурма» Данный метод был изобретен Алексом Осборном — одним из основателей крупной сети рекламных агентств BBD&O. О том, как использовать творческий подход в решении задач, он рассказал в своей книге «How to “Think Up”», написанной в 1942 году. При проведении Мозгового штурма создается банк идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Преимущества данного метода в том, что принимается коллективное решение проблемы. У каждого участника есть возможность высказать свое мнение и принять чужое, найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое, используя имеющиеся ресурсы.

Слайд 8

Прием «Чёрный ящик» или «Волшебная коробка» Данный прием активизирует внимание всех учащихся. Его можно использовать на стадии вызова во время проведения урока. В коробке может быть что угодно: от каких-то макетов, моделей, продуктов (например, при изучении витаминов), до элементов одежды (во время проведения занятий по временам года). Прием «Случайное слово»Можно применять как в группе, так и индивидуально. Сформулируйте проблему. Скажите любое слово, которое первым придёт в голову. Попробуйте связать его с проблемой. Чем больше слов получится связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Слайд 9

Прием «Кроссенс» Кроссенс – сравнительно новый метод, который можно отнести как технологии критического мышления, так и к технологии развивающегося и креативного обучения. Его можно использовать на любом этапе и уроке биологии. Само слово «Кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Всего картинок в кроссенсе девять. Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная - объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Слайд 10

Задание, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений :

Слайд 11

Пример данного кроссенса показывает, насколько легко и быстро можно закрепить материал по теме «Природные сообщества» или «Цепи питания». Несмотря на одинаковый раздаточный материал, ответы учащихся будут отличаться и началом рассказа, и содержанием. В этом заключается основной смысл использования кроссенса – развитие креативного мышления, способности мыслить неординарно и нестандартно. Хотелось бы отметить, что данный метод позволяет ребенку легко справиться с заданиями ЕГЭ и ОГЭ, по биологии, где необходимо составить свободный ответ. Этот метод имеет свой качественный рост. Сначала картинки, т.е. сам кроссенс готовит учитель. Но можно предлагать его создание и ученикам. При таком подходе на «выходе» получаем настолько разнообразный «продукт», что не остается сомнений в важности использования этого метода при развитии креативного мышления.

Слайд 12

Заключение Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Задача обучения – научить обучающихся при столкновении с новыми задачами или неожиданными трудностями, воспринимать их как не как проблемы, а как вызов творческим способностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...