Структура занятия. Этапы урока.
методическая разработка

Петухова Ирина Сергеевна

Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_konstruirovanie_uroka.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Петухова И.С. преподаватель математики,

наставник

Структура занятия. Этапы урока.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Семинар для преподавателей

Участники семинара – начинающие преподаватели

Форма проведения: семинар-практикум.

Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Современные педагогические технологии, реализуемые в ходе проведении семинара:

  1. Технология сотрудничества:
  • постановка общих целей и задач для всей группы преподавателей;
  • индивидуальная ответственность за часть задания всей группы;
  • общая оценка работы группы в целом.
  1. Проблемное обучение:
  • предлагается рассмотреть различные способы конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимые для реализации учебного успеха студентов;
  • преподаватели побуждаются к деятельности по анализу, сравнению, обобщению, сопоставлению социально-педагогических понятий в образовании, связанных с внедрением ФГОС СПО, стремлению сделать вывод.

3. Информационно-коммуникационные технологии:

  • работа с информационными источниками;
  • использование электронной презентации.
  1. Игровые технологии:
  • использование элементов ролевой игры в ходе работы семинара.
  1. Технология «мозгового штурма»:
  • задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока.

Цели:

  1. Оказание методической помощи начинающим преподавателям и преподавателям, не имеющим значительного педагогического опыта.
  2. Популяризация инновационных идей, авторских находок автора  семинара.
  3. Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов  к решению поставленных в ходе семинара вопросов.
  4. Повышение интереса к профессиональной деятельности.
  5. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

3адачи:

  1. Систематизация теоретических знаний о социально-педагогических понятиях в образовании, связанных с внедрением ФГОС СПО.
  2. Рассмотрение способов конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимых для реализации учебного успеха студентов.
  3. Обучение участников семинара конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.
  4. Предложение практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования педагогических знаний для конструирования современного урока.
  5. Рефлексия собственного профессионального опыта участниками семинара.

Средства проведения:

  1. Мультимедийный комплекс: ПК, видеопроектор, экран, акустические колонки.
  2. Презентация, выполненная в MS Office PowerPoint 2007
  3. Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты семинара:

  1. Понимание участниками семинара способов конструирования урока в рамках реализации ФГОС СПО.
  2. Практическое освоение участниками семинара важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.
  3. Активизация познавательной деятельности участников семинара.
  4. Повышение уровня профессиональной компетентности участников семинара.
  5. Рост мотивации участников семинара к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности в рамках внедрения ФГОС СПО.

Сценарий

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом.

О современных требованиях к уровню подготовки специалистов СПО и роли ФГОС СПО.

В настоящее время становится очевидным тот факт, что основным направлением развития СПО будет взаимосвязь с рынком труда, нацеленная на построение инновационной экономики. Каждые год-два в России создаются новая техника и технология, каждые три года – предприятие нового типа. Не реагировать на такой вызов система образования просто-напросто не может. С учетом этого СПО оказывается в центре задачи создания конкурентоспособной России. Что же наш выпускник? Каким он должен быть? Мобильным, активным, способным учиться всю жизнь.

В чем же состоит наша задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?

По-моему мнению, следует знать требования,  носящие общий характер: образовательные, воспитательные, организационные, гигиенические (памятка представлена в раздаточном материале). Однако, жизнь не стоит на месте. В настоящее время знание данных требований уже недостаточно. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО диктует нам свои условия проведения учебного занятия. Существуют требования, которые предъявляются к современному занятию, без которых оно не будет результативным: предлагаю вам ознакомиться с памяткой, содержащей современные требования к учебному занятию (памятка представлена в раздаточном материале).  

Активизация познавательной деятельности преподавателей с привлечением их личного опыта педагогической работы.

Взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса (студентов, их родителей, преподавателей, даже потенциальных работодателей) многообразны, разноплановы. Но есть центр, ключевой, узловой момент, где сходятся все интересы всех участников – это УРОК. Наверное, вы со мной согласитесь, что урок должен быть интересным, полезным, успешным, запоминающимся?..

Хочется напомнить слова известного педагога Юрия Анатольевича Конаржевского: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке». Таким образом, проектирование урока с учетом современных достижений педагогической науки является особенно актуальным. «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли» - писал великий педагог-практик В.А. Сухомлинский.

Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок?  

Благодарю всех, кто высказал свое мнение

Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. (Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 149).

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. С. 301).

        На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок: если мы планируем, например, изучение нового материала, то можно сформулировать проблемное задание, организовать дискуссию, провести  экскурсию (в т.ч. виртуальную), комментированное чтение, а вот конференция в данном случае уже не подойдет.

Помните, что рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего конкретно педагог хочет добиться; затем – установления средства, что поможет ему в достижении цели, а уж затем – определения способа, – как педагог  будет действовать, чтобы цель была достигнута. Рассмотрим этапы и структуру современного урока.

Работа.

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Оргмомент

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Усвоение новых знаний  и способов действия

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Коррекция знаний и способов действий

1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Регулятивные:

прогнозирование

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

8. Рефлексия

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Закрепление.

В качестве закрепления изученного в ходе нашей совместной работы прошу вас составить план занятия по вашей дисциплине на любую тему.

Подведение итогов.

Беседа с участниками семинара по вопросам:

  1. Что нового о современном уроке Вы для себя узнали?
  2. Необходимо ли это знание Вам в организации урока?
  3. Полезны ли будут навыки, полученные Вами в ходе участия в работе семинара?

Рефлексия.

Прошу всех участников выразить эмоциональное отношение к проведенному мероприятию, прокомментировать ваши записи, возможно дополнить их.

Благодарю всех за участие в семинаре! Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кнспект "Структура занятия по классической (базовой) аэробике"

Данная работа представлена по направлению дошкольное, дополнительное образование.Тема занятия:  «Структура занятия по классической (базовой) аэробике».Занятие проводилось с группой, состоящей из ...

Структура занятия при ТМНР

Данная структура занятия учитывает физические, психические, когнитивные особенности и потребности ребёнка с ТМНР. Поясняет значимость каждого этапа в структуре занятия....

Структура занятия

Структура занятий в коррекционной школе при работе с детьми с нарушениями интеллекта....

Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.

Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...

Урок «Творческий проект, его структура и этапы выполнения»

При проектировании урока очень важно создание «ситуации успеха», потому что это способствует благоприятному климату на уроке и готовности детей к проектированию....

Методические рекомендации «Структура (типы, этапы), методы и приемы современного урока»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30716824","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...