Эффективные формы работы по повышению качества подготовки к окружным и региональным соревнованиям одарённых детей
учебно-методический материал

Плугатрева Раиса Александровна

Повышение качества образования – актуальная  проблема Самарской области. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Состояние здоровья школьников во многом зависит от работы преподавателя и особенно от качества занятий на тренировках.

В современных условиях от преподавателя  требуется не только хорошая спортивная форма, но и глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, знание возрастной психологии, физиологии, высокие нравственные качества.

Одной из проблем является проблема работы с одаренными детьми, так как высоких достижений в различных соревнованиях районного, окружного и областного и уровня добиваются именно одаренные дети.

Одаренность ребенка устанавливается по следующим направлениям: выдающиеся способности и потенциальные возможности. Следует помнить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaren_deti_omo.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

 на заседании ОМО учителей физической культуры и ОБЖ на тему:

«Эффективные формы работы по повышению качества подготовки к окружным и региональным соревнованиям одарённых детей».

Плугатрева Раиса Александровна  учитель физической культуры ГБОУ СОШ с. Утевка

Повышение качества образования – актуальная  проблема Самарской области. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Состояние здоровья школьников во многом зависит от работы преподавателя и особенно от качества занятий на тренировках.

В современных условиях от преподавателя  требуется не только хорошая спортивная форма, но и глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, знание возрастной психологии, физиологии, высокие нравственные качества.

Одной из проблем является проблема работы с одаренными детьми, так как высоких достижений в различных соревнованиях районного, окружного и областного и уровня добиваются именно одаренные дети.

Одаренность ребенка устанавливается по следующим направлениям: выдающиеся способности и потенциальные возможности. Следует помнить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и секционной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована, и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Мною разработана система работы с одаренными детьми.
Цель системы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи системы:
- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых детей;
- выбор оптимальных форм и методов работы;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых
детей в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых детей;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации  тренера  для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:
- разработка и внедрение индивидуальных программ для
одарённых детей;
- организация  соревнований, конкурсов и мероприятий;
- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
- организация тесного взаимодействия с родителями,  медработниками и психологической службой.

Выявление одарённых детей возможно различными путями. Самый простой и доступный – это наблюдение. Наблюдать можно темперамент, характер, склонность, и непосредственно, способность ребёнка, появляющиеся в ведущем виде деятельности. Результаты наблюдений могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей. Организуется индивидуальное обследование одарённых детей с помощью бесед, интервью, выясняются особенности взаимоотношений ребёнка со сверстниками, и взрослыми.

Ещё один возможный путь – это тестирование, при помощи специальных заданий.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

1.Психологическое сопровождение семьи способного ребенка. В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Главной целью психологической помощи родителям одаренных детей является помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был – прежде всего, ребенок.
2.Информационная среда. Организация информационной среды для родителей: групповые и общие родительские собрания, с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности.

3.Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки спортивных достижений, подготовки презентаций).

Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности преподавателя:

  • Преподаватель должен иметь высокие интеллектуальные способности, так как нельзя допускать существования интеллектуального разрыва в общении между одаренным ребенком и его тренером.
  • Обладать достаточной компетентностью, чтобы осознанно способствовать развитию ребенка.
  • Глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одаренными детьми.
  • Иметь опыт успешной тренерской работы.
  • Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одаренными детьми.
  • Постоянно повышать свою квалификацию.
  • Обмениваться опытом работы с другими тренерами.
  • Создавать на занятиях атмосферу, которая может вдохновлять ребенка, развивать его интересы, стимулировать мысли.
  • Уметь выявлять детей с неординарными способностями.
  • Составлять специальные учебные программы.
  • Знать диагностические критерии выявления детской одаренности.
  • Уметь создавать такие условия, при которых дети смогут научиться заниматься, то есть овладевать приемами учебной деятельности и достигать определенных результатов.
  • Знать возрастные особенности проявления признаков одаренности.
  • Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.
  • Проявлять свои личностные творческие и физические способности.
  • Применять инновационные технологии и методики.
  • Организовывать оптимальные формы работы с детьми.
  • Организовывать работу с родителями.

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так, например, у детей 5 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Стараюсь выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, футбол.
Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. В свою очередь стараюсь привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.

Включаю одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр. Поэтому привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

Для старшего возраста (16-18 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся, привлекаю к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.

Проводится мониторинг физической подготовленности детей. Цель которого, определение уровня физической подготовленности детей, 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд, освещаются в социальных сетях.

Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:

- внеурочные занятия по спортивно-оздоровительной направленности;
- секционные занятия по волейболу  спортивного клуба школы;

- подготовка к соревнованиям по разным видам спорта;

- спартакиада школы;
- участие в спортивных соревнованиях различного уровня;
- участие в творческих, интеллектуальных и спортивных конкурсах;
- участие в предметных олимпиадах разного уровня;
- работа по индивидуально-групповым планам;

- подготовка к выполнению норм комплекса ГТО;
- сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивной школы и сотрудничество с другими школами.

В процессе работы внеурочной деятельности и секционных занятий по волейболу применяю различные спортивные и подвижные игры разной сложности, специальные упражнения и спортивное оборудование для формирования физических качеств и навыков: выносливости, ловкости, быстроты реакции.

Так как я являюсь и  учителем физической культуры, я внедрила в урочную деятельность и широко распространяю опыт по организации и проведению спортивно – оздоровительной программы «Президентские состязания». Мои ученики становились Победителями и призерами районных, окружных соревнованиях по «Президентским состязаниям» в 2021 22 году и региональных по «Президентским спортивным играм» в 2021году.

В результате плодотворной работы  ребята успешно  выполняют нормативы ВФСК «ГТО» на золотые, серебряные и бронзовые знаки отличия II, III, IV, V ступени. К выполнению нормативов готовила своих воспитанников как на уроках, так и во внеурочную деятельность, на тренировках секционных занятий и в свое свободное время.

Внеурочная форма организации соревнований позволяет раскрыться многим детям, а лучшим – совершенствовать свои спортивные навыки. Разнообразие видов состязаний в рамках Спартакиады школы, инициатором которой стали учителя физической культуры, открывают возможности для проявления своих способностей разных групп учащихся. В течение учебного года в соревнованиях участвует до 90% учащихся 3-11 классов. Учащиеся заняты спортивными мероприятиями, им прививается привычка к активному здоровому проведению свободного времени. Соперничество поддерживает интерес к результатам Спартакиады в течение всего учебного года.

Неотъемлемой составляющей частью внеурочной деятельности является организация и проведение секционной работы спортивного клуба школы. Спортивную секцию по волейболу посещают ребята, проявившие наибольший интерес к этому виду спорта, начиная уже с 5 класса. В спортивном зале отрабатываются навыки приемов, передач, подачи мяча, тактические и технические действия. Секции привлекают ребят атмосферой сообщества по интересам, формируются коллективы и команды для соревнований. Регулярно провожу товарищеские встречи с воспитанниками ДЮСШ района, выступаем на районных и окружных соревнованиях. Особое внимание уделяю совершенствованию учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесбережения: индивидуализация – обучение одаренных детей в соответствии с их природными особенностями, физическим развитием и состоянием здоровья; здоровьесберегающие методы направлены на сохранение психического и физического здоровья детей. Свою основную задачу в этом контексте я вижу в формировании у детей  знаний о возможностях развития и укрепления своего организма, физических качеств, двигательной деятельности и культуры движений, формирования осанки и телосложения.

Главная задача работы с одаренными детьми – формирование нового сознания в отношении собственного здоровья и физических возможностей, создания условий для их развития. Разнообразие форм и методов, применяемых мною в процессе обучения физической культуре и спорта, способствуют этой задаче. В своей деятельности использую электронную обработку спортивных мониторингов, позволяющую отслеживать динамику развития одаренных детей и всех учащихся в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии.

Методическая разработка о взаимосвязи урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при    изучении регионального курса географии....

Система работы по повышению качества подготовки к ГИА по биологии и географии

На сегодняшний день перед учителем стоит задача не только научить своему предмету, но и адаптировать его к данной среде обучения, тем более в нашей школе.   В первую очередь следует по...

Образовательное пространство как одна из форм повышения эффективной деятельности педагога по повышению качества знаний учащихся.

Ни для кого не секрет, что литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, способствует воспитанию патриотических чувств у школьника...

Система работы по повышению качества подготовки обучающихся к ГИА

Попытка составить план работы по повышению качества подготовки выпускников и улучшению показателей ГИА....

Эффективные практики повышения качества образования на уроках английского языка с одарёнными детьми.

   Основной целью работы нашей  школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не прояв...