ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
статья (10 класс)

Самсонова Виктория Брониславовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mama.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Актуальность исследования связана с необходимостью подготовки к сознательному выбору и успешному вхождению в современный мир профессий учащихся старших классов, наиболее характерными признаками которого являются динамизм и вариативность, осуществление выбора в ситуации неопределенности. Учебные заведения общего образования должны соответствовать прогрессу, использовать новые технологии профориентационной работы с учащимися. Среди основных требований цифровизации к современному обществу и профессиональным качествам авторы (Г.А. Абрамян, В.А. Валиева, К.Л. Смольников и др.) отмечают междисциплинарность, готовность к непрерывному развитию и самообразованию, проектной и командной работе, формированию универсальных компетенций и т.д.

По поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина реализуется проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов «Билет в будущее», направленный на выбор пути своего развития и предоставление рекомендаций по построению индивидуальной траектории. Агентство стратегических инициатив выпустило «Атлас профессий 3.0». Портал «ПроеКТОриЯ» представляет собой игровую платформу с конкурсами, опросами, флэшмобами для коммуникации, выбора профессии. Перспективным инструментом профориентации старшеклассников является их вовлечение в юниорскую возрастную линейку чемпионатного движения WorldSkills – WorldSkills Russia Juniors, основная миссия которого – дать возможность сознательно определиться с образовательной траекторией, что влечет за собой успешное самоопределение в мире профессий.

Проблема профессионального самоопределения становится наиболее актуальной в старшем школьном возрасте, та как происходит выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей и др. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что социальная ситуация развития старшеклассника определяется формулой «старшеклассник — устремленность в будущее».  [35]

В настоящее время большое внимание уделяется построению системы профориентации, поиску актуальных профориентационных технологий, развитию навыков, определяющих успешность человека, новых компетенций (коммуникация, креативность, критическое мышление и т.д.). А.Г. Асмолов делает акцент на персонализированный тип профориентации, что является современным трендом образовательного процесса. [1]

Изучению профессионального самоопределения как части жизненного самоопределения человека, становлению собственной активности самоопределяющейся личности посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Е.М. Борисовой С.Л., Рубинштейна и др.  В работах Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова делается акцент на рассмотрение профессионального самоопределения как длительного динамического противоречивого процесса. Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева отмечают, что профессиональное самоопределение играет особую роль в общем процессе развития личности. Е.А. Климов подчеркивает, что «стадия профессионального самоопределения подрастающего человека – органическое звено целостного процесса его развития» [13].

Применение гейм-технологий способствует активизации профессионального самоопределения старшеклассников благодаря смещению фокуса с самого процесса самоопределения, повысив увлекательность, вовлеченность участников в процесс, обеспечив необходимую мотивацию на обучение и развитие профессиональных навыков (Н.Г. Лукоянова, Е.В. Никитина, Н.С. Пряжников, Д.А. Семилеткина, С.А. Шмакова). Внедрение гейм-технологий в процесс профессионального самоопределения, нацеленных на формирование конкретных профессиональных навыков, создает среду для    выстраивания перспективы профессионального развития старшеклассников, проектирования профессионального будущего и получения образования в обогащенной информационными ресурсами среде.

Возможности использования гейм-технологий в профессиональном самоопределении старшеклассников.

В контексте растущей цифровизации и интеграции онлайн технологий в образовательные процессы на передний план выходят возможности использования гейм-технологий для решения различных задач образовательного процесса. Одной из таких задач является подготовка учащихся старших классов к успешному вхождению в мир профессий.

Технология - это сложная система, которая включает в себя множество составляющих, таких как артефакты, производственные операции, ресурсы, социальные последствия, управление, финансирование и взаимодействие с другими технологиями. Технология постоянно развивается и приспосабливается к изменяющимся условиям, что позволяет ей эффективно выполнять свои функции и решать различные задачи. [37]

 Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения.

Особенностью метода профориентации на основе использования гейм-технологий является создание более непринужденной, доброжелательной и естественной рабочей атмосферы со старшеклассниками, чем обычно, и формирование отдельных элементов профессионального, жизненного или личностного самоопределения. Игровые технологии в профориентации связаны с освоением социальных и профессиональных ролей, а также с выбором жизненного пути. Данный метод позволяет учащимся средней школы более эффективно определить свои профессиональные интересы и компетенции, лучше понять свои личные и жизненные ценности.

Игра - это особый вид общественной практики, возникший в истории человечества. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, которые помогают участникам лучше понимать и усваивать предметную, социальную действительность, а также способствуют интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности. Кроме того, некоторые формы жизнедеятельности животных также могут называться играми. [4]

О. С. Газман и С. А. Шмакова. различают деловые, профессионально-имитационные, учебно-ролевые, дидактические игры как разновидность гейм-технологий. Обучающийся, достигший значительного уровня в игре, сможет высоко подняться в своей социальной среде, независимо от того, насколько он плох или хорош по различным учебным дисциплинам. [5]

Игра является важным элементом в жизни молодых людей, благодаря ее динамизму, живости и краткости. Через игру молодые люди могут осваивать различные роли, и многие из них пытаются набрать очки, чтобы повысить свое положение среди сверстников и перейти на более высокий социальный уровень.

Гейм-технологии профориентационной работы достаточно широко изучены исследователями-педагогами в работе с различными возрастными категориями.

Со старшеклассниками Н.Г. Лукоянова предлагает использовать профориентационные игры с классом, профориентационные игровые упражнения и моделирование микроситуаций. Главные достоинства профориентационных игр – их наглядность, эмоциональная насыщенность. [17]

Е.В. Никитина отмечает игровые методы профориентационной работы как направленные на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. [22]

Н.С. Пряжников провел опыт, который показал, что если использовать профориентационные гейм-технологии в объеме не более 25-30% от общего количества часов, то учащиеся воспринимают их как естественную форму работы, а не просто как развлечение. Автор выделяет несколько методов активизации профессионального самоопределения, таких как профориентационные игры с классом, игровые профориентационные упражнения, карточные информационно-поисковые методики, карточные методики, настольные профориентационные игры, игры-дискуссии, карточно-бланковые игры, бланковые игры с классом и деловые игры. [26]

Деловые игры - это модели, которые воспроизводят взаимодействие участников внутри конкретной социально-экономической системы. В этих играх игроки могут взаимодействовать, при соблюдении определенных правил, которые отражают характерные закономерности реальной производственной деятельности. Они могут быть использованы в различных целях, таких как обучение, тренинги, анализ ситуаций и т.д.

Обширный выбор представляет классификация деловых игр, которая может производиться по различным критериям, таким как:

- способы передачи и обработки информации (игры с применением обычных средств связи и обычных носителей информации,

- игры с использованием макетов, планов действующих объектов и др.);

- возможности развития игры (игры с ограниченным, неограниченным числом ходов,

- саморазвивающиеся игры без масштаба времени и с масштабом времени);

 - характер моделируемых ситуаций (игра с соперником (борьба сторон); игра с природой; игра-тренировка);

- характер игрового процесса (противоборствующие отношения сторон, взаимодействие подгрупп;

- состязание;

- динамика моделируемых процессов (ситуационные, оперативные и долгосрочные частично или полностью формализованные сферы деятельности, или объекты управления в системе труда, подразделяемые на системы «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»). [31]

В таких играх отражаются ситуации из реальной жизни, и в этом случае правила управленческой игры не создаются искусственно, а являются результатом исследования особенностей и характерных черт функционирования реальных объектов.

Деловые игры позволяют одновременно отражать все аспекты управления и многократно повторять эксперимент, а также охватывать весь цикл управления, [36]

Игра в определенную роль, в соответствии со сценарием профессионально-имитационной игры, может выполнять различные образовательные функции. Она может помочь обучающимся определить последствия конкретных профессионально-учебных действий, развивать коллективно-коммуникативные взаимодействия, а также воспитывать смелость в выборе незнакомых моделей делового поведения в условиях, приближенных к профессиональной деятельности. В процессе игры, обучающиеся могут пробовать себя в роли волонтеров и развивать свои профессиональные навыки и умения.

Профориентационные тренинговые игры могут быть очень полезны для старшеклассников, так как они помогают развивать не только профессиональные навыки и умения, но и коммуникативные навыки, необходимые для успешной работы в любой профессии. В процессе игры старшеклассники могут учиться ставить перед собой цели, принимать решения, работать в команде, эффективно общаться и решать проблемы. Кроме того, тренинговые игры могут помочь старшеклассникам лучше понять свои профессиональные интересы и способности, что может помочь им в выборе будущей профессии.

Цифровые профориентационные платформы, также являются элементами гейм-технологий. Цифровой ресурс «Профилум» выступает как своеобразный сервис профессиональной навигации. Сайт «Проектория - профориентация школьников, включает коммуникационную онлайн-площадку и организацию проектной деятельности. Портал «Zасобой» представляет собой целевую программу по развитию системы ранней профориентации. Сайт «Online Test Pad» — бесплатный многофункциональный сервис тестирования с конструктором онлайн-тестов по профориентации, кроссвордов, логических игр, комплексных заданий, уроков.

Проведя анализ возможностей использования гейм-технологий в профессиональном самоопределении старшеклассников, мы резюмируем, что гейм-технологии в профориентации - это эффективный способ помочь старшеклассникам определиться с выбором будущей профессии. Они позволяют учащимся освоить социальные и профессиональные роли, а также развить навыки самостоятельной работы, профессионального мышления и управленческих компетенций. Кроме того, гейм-технологии создают более непринужденную и естественную атмосферу, что способствует более эффективному профессиональному самоопределению. Однако, важно помнить, что в рамках каждой из обозначенных гейм-технологий должно сохраняться право самоопределяющегося человека на приобретение опыта профориентационно-значимой деятельности и коммуникации в реальной среде. То есть, гейм-технологии не должны заменять полноценную профориентационную работу в реальной среде, а должны дополнять ее. По мере развития процессов цифровизации, все большее значение приобретает принцип сбалансированности контактных, смешанных и виртуальных форм в профориентационной работе.

Выводы по главе 1

Профессиональное самоопределение личности - это длительный процесс, включающий в себя множество этапов и задач, таких как определение своих интересов, установление целей, выбор профессии, адаптация к социально-экономическим условиям и сформированность способности карьерного роста. При этом, эффективность процесса профессионального самоопределения личности зависит от согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности. Также важным фактором является сформированность у личности способности к адаптации к изменяющимся условиям, связанным с устройством на работу и карьерным ростом. В целом, процесс профессионального самоопределения является сложным и многогранным, и требует от личности множества усилий и времени, чтобы достичь успеха в своей профессиональной сфере.

Проанализировав понятие «профессиональное самоопределение, структуру, подходы к его изучению, и роль в становлении личности в психолого-педагогической литературе мы отмечаем, что проблема профессионального самоопределения относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических задач. Благоприятным возрастом для профессионального самоопределения определяют старший школьный возраст. Современный старшеклассник на этапе профессионального самоопределения, но и образ жизни.

Проанализировав старший школьный возраст с позиции возрастной психологии, а также профессионально-личностного подхода, мы получаем следующие выводы:

1. Современный старшеклассник на этапе профессионального самоопределения выбирает не только профессию, но и образ жизни.

2. Личностное и профессиональное самоопределение, возможное лишь при условии сформированности на высоком уровне самосознания и Я-концепции.

3. В старших классах учебная деятельность становится более направленной на развитие профессиональных и личностных навыков учеников. В этом возрасте старшеклассники уже имеют определенные устремления и интересы, которые могут быть связаны с будущей профессиональной деятельностью. Учебный процесс становится более целенаправленным и ориентированным на подготовку учеников к будущей карьере.

Проведя анализ возможностей использования гейм-технологий в профессиональном самоопределении старшеклассников, мы резюмируем, что гейм-технологии в профориентации - это эффективный способ помочь старшеклассникам определиться с выбором будущей профессии. Они позволяют учащимся освоить социальные и профессиональные роли, а также развить навыки самостоятельной работы, профессионального мышления и управленческих компетенций.

Кроме того, гейм-технологии создают более непринужденную и естественную атмосферу, что способствует более эффективному профессиональному самоопределению. Однако, важно помнить, что в рамках каждой из обозначенных гейм-технологий должно сохраняться право самоопределяющегося человека на приобретение опыта профориентационно-значимой деятельности и коммуникации в реальной среде. То есть, гейм-технологии не должны заменять полноценную профориентационную работу в реальной среде, а должны дополнять ее. По мере развития процессов цифровизации, все большее значение приобретает принцип сбалансированности контактных, смешанных и виртуальных форм в профориентационной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"

В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки....