Развитие самостоятельности в обучении английскому языку в формате печа-куча
материал

Рыбакова Татьяна Викторовна

Выступление  на районном методическом объединении учителей иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муницпальное автономное общеобразовательное учреждение Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В. И Казакова

Доклад на тему:

Развитие самостоятельности в обучении английскому языку в формате печа-куча

Выполнила: учитель английского языка

 высшей квалификационной категории

Рыбакова Т.В.

Бутурлино,202

Что такое «Печа-куча», или Как рассказать о любой теме за 400 секунд

Этот необычный формат презентаций появился в Японии и быстро завоевал мировую популярность. 20 слайдов, по 20 секунд на каждый — все, что нужно, чтобы рассказать о бизнес-проекте или любой другой, даже самой сложной теме. Разбираемся, что представляют собой презентации «Печа-куча» и как их можно использовать в школе. 

Лаконичный и динамичный формат презентаций «Печа-куча» появился в 2003 году в Токио. Его придумали архитекторы бюро Klein Dytham Architecture Астрид Кляйн и Марк Дитхам. Японское название «Печа-куча» в вольном переводе значит «бла-бла-бла» — болтовня, легкая, увлекательная беседа. Именно так, живо и непринужденно, должна проходить презентация в формате «Печа-куча». 

Печа-куча» использует тот же подход, что и лифт-тест (elevator test): прием, когда за минуту нужно изложить суть своей бизнес-идеи случайному попутчику в лифте. Именно так, коротко и емко, проводятся презентации «Печа-куча». Правда, времени у докладчика чуть побольше, чем в лифте: 400 секунд (то есть 6 минут и 40 секунд). 

 «Печа-куча» в образовании

Формат «Печа-куча» отлично зарекомендовал себя не только в бизнесе, но и в образовании. Он подходит и для учителей, и для школьников. Удивительно, но строгие рамки, которые задает «Печа-куча», в итоге дают гораздо больше творческой свободы, чем традиционные методики.

Формат «20 слайдов — 20 секунд» делает презентацию более динамичной и привлекательной. Исследования подтверждают, что подросткам легче сосредоточиться на презентации, если она оформлена в виде «Печа-куча». Ведь воспринимать информацию в таком емком, концентрированном виде гораздо проще. 

Кроме того, исследования показали, что уровень знаний, полученных через презентации «Печа-куча», — примерно такой же, как при обучении в традиционном формате. Но от первого варианта дети получают гораздо больше удовольствия. Им нравится творческая свобода и лаконичность выступлений. (Хотя необходимость высказать мысль за 20 секунд для многих подростков — задача непростая. Поэтому исследователи рекомендуют педагогам использовать презентации «Печа-куча» не в качестве итоговой работы, а как дополнительный инструмент в процессе обучения). 

Еще одно важное преимущество формата — экономия времени. Остается больше возможностей для вопросов, живого обсуждения темы и внеклассных занятий. 

Правила «Печа-куча» 

  • Тема — любая. От семейного рецепта борща до бизнес-стратегии компании.
    Запрещены презентации на политические, религиозные темы, а также с оскорблениями и агрессивными призывами к чему-либо. 
  • Всего 20 слайдов, по 20 секунд на каждый.
  • Один слайд — одна мысль.
  • Спикер не контролирует смену слайдов. Они автоматически перелистываются через 20 секунд.
  • Иллюстрация должна не дублировать, а дополнять текст.

Как подготовить презентацию «Печа-куча» 

  • Заранее определите акценты: какую главную мысль вы хотите донести до аудитории? Отталкивайтесь от нее и дополняйте другими мыслями.
  • Свяжите слайды в единую историю по схеме сторителлинга: «завязка — кульминация — развязка». Это позволит удержать внимание аудитории до конца рассказа. 
  • Не стесняйтесь в выборе иллюстраций. Стиль «Печа-куча» предполагает яркие, дерзкие, зачастую юмористические картинки, которые поддерживают основную мысль.
  • Изображения лучше дополнить кратким текстом. Это может быть одна фраза, расположенная сбоку или прямо на картинке.
  • Избавьтесь от воды. Попытка уложить 1000 фактов в 20 слайдов едва ли принесет положительные результаты. Небольшое количество емких, но точных мыслей и идей будут куда эффективнее. 
  • Заранее подготовьтесь к возможным вопросам от зрителей, чтобы использовать это время как возможность больше рассказать о своем проекте.
  • Больше позитива. Презентации «Печа-куча» созданы для общения в неформальной обстановке. Поэтому можно и даже нужно шутить и использовать легкий, неформальный стиль. 


                                                                                                             

 «PechaKucha – японский формат «бла-бла-бла»

Печа-куча — краткая презентация, ограниченная по форме и продолжительности.

Основная идея данного формата: рассказать увлекательно и проектах, смелых идеях, уникальном опыте.

Почему выбирают именно этот формат:

  • он позволяет за короткое время ознакомиться с большим количеством выступлений;
  • обязывает выступающих четко, кратко и ярко презентовать свои проекты;
  •  легко воспринимается слушателями.

Правила  PechaKucha

  • Презентация состоит из 20 слайдов, каждый из которых демонстрируется ровно 20 секунд (по этой причине печа-куча иногда называют еще презентацией 20x20). Итого весь доклад длится ровно 6 минут и 40 секунд.
  • Выступающий представляет доклад-презентацию из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд.
  • Один слайд – одна мысль.
  • Каждый слайд должен быть прокомментирован. Таким образом, продолжительность доклада ограничена 6 минутами 40 секундами.
  • Слайды сменяются автоматически, то есть никаких «Следующий слайд, пожалуйста» или «Можно вернуться назад?». Программное обеспечение Power Point прекрасно умеет переключать слайды в автоматическом режиме.
  • После каждой презентации делается 1-минутный перерыв для обмена идеями, уточнения, для 2-3 кратких ответов на вопросы.
  • Тема — любая. От семейного рецепта борща до бизнес-стратегии компании.
  • Запрещены презентации на политические, религиозные темы, а также с оскорблениями и агрессивными призывами к чему-либо.
  • Иллюстрация должна не дублировать, а дополнять текст.

Обратите внимание:  зачитывать информацию, вынесенную на слайд, нет необходимости. Слушатели сами в состоянии прочитать и сделают это беглым чтением гораздо быстрее. А вот прокомментировать надо.

Как составить текст к презентации

в формате PechaKucha

20 слайдов (20 фотографий, диаграмм, блок-схем, кратких мыслей) – 20 фрагментов школьной жизни, 20 сцен, 20 мыслей, 20 фактов и т.д. 20-секундное ограничение тоже не позволяет растекаться мыслью по древу. Такое ограничение формата печа-куча не позволяют докладчику отвлекаться от темы.

Времени будет мало, и текста тоже должно быть немногоНо можно закончить говорить раньше, чем переключится слайд, — на этот случай  можно добавить в сценарий дополнительные факты или уместные шутки.

Презентации «Печа-куча» созданы для общения в неформальной обстановке. Поэтому можно и даже нужно шутить и использовать легкий, неформальный стиль. 

Но помните: ваша главная задача не развеселить аудиторию, а рассказать о себе или проекте, заинтересовать слушателей.

  • Начинайте с главного, акцентируйте внимание на теме вашей презентации. У вас нет времени, чтобы начинать свое выступление с благодарностей организаторам «за неоценимую возможность выступить перед такой удивительной аудиторией».  Рассматривайте свое выступление не как испытание нервов на прочность, а как возможность донести свою идею до заинтересованной аудитории.
  • Выберите основную идею.
  •  Напишите сценарий презентации, отражающий эту идею, а потом разложите его на 20 «сцен», которые отразите на слайдах.
  • Слайды свяжите с речью. Формат презентации печа-куча требует, чтобы изображения на слайдах усиливали слова докладчика, а не просто повторяли текст выступления.
  • Только после этого можно подбирать изображения для слайдов.
  • Следите, чтобы сама подача соответствовала зрительному ряду, улыбайтесь, смотрите людям в глаза, старайтесь.

  Самое главное, чтобы вам нравилось то, о чем вы говорите и вас это увлекало. У вас должны гореть глаза, просто зажигайте.

  • Выберите свой темп.  
  • Репетируйте речь.
  • Не волнуйтесь.
  • Заранее подготовьтесь к возможным вопросам от слушателей.

В результате — сказано самое важное, внимание публики не потеряно, интерес к выступлению и выступающему возрос. Время только на саму суть. Это заставляет докладчика основательно готовиться к выступлению. Важно и то, что за 400 секунд ни одна тема не успеет наскучить.

Как подготовить презентацию PechaKucha

Любое наше выступление сопровождается слайдами презентации. Стиль PechaKucha предполагает яркие, дерзкие, зачастую юмористические картинки, которые поддерживают основную мысль.

  • Изображения лучше дополнить кратким текстом. Это может быть одна фраза, расположенная сбоку или прямо на картинке.
  • Фотография занимает часть презентации и дополняется текстом. Не бойтесь обрезать фотографию, особенно если вы хотите сконцентрировать внимание на чем-то одном. Такой формат размещения позволит вам привлечь внимание к тому, о чем вы говорите. Успешные презентации обычно содержат изображения, которые дополняют то, что говорит выступающий, и не являются повторением того, что уже написано на слайде.

Важно помнить: изображения автоматически меняются во время презентации. Если вы не успели словами дополнить слайд презентации, у вас не будет времени сделать это на следующем слайде.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ФОРМАТЕ PECHAKUCHA КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Умение осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке является неотъемлемой частью компетенций современного учителя. Однако, чтобы коммуникация была эффективной необходимо умение уверенно разговаривать. В практике изучения иностранного языка существует множество средств, отвечающих цели развития навыков говорения. Одним из таких средств является выступление с презентацией. Сейчас рассмотрим формат PechaKucha, который позволяет отрабатывать не только подготовленную речь, но и практиковать навыки спонтанной речи. Одним из преимуществ данного формата является опора на визуальный (а не текстовый) ряд, что служит дополнительным мотивирующим фактором при изучении иностранного языка, что особенно важно для учащихся. Формирование и развитие продуктивных навыков, в частности навыков говорения, как правило, вызывает больше всего трудностей при изучении иностранного языка. Для того чтобы помочь учащимся преодолеть эти сложности, учитель использует различные средства: работу в парах и группах, дискуссии, доклады, пересказы и т.п. Одним из наиболее популярных и эффективных средств обучения является презентация. Стоит отметить, что, говоря о презентации, мы в основном имеем в виду программу Power Point, при этом презентация, как правило, представляет собой ряд слайдов, которые сопровождаются устным комментарием. Использование данного вида работы имеет большое количество преимуществ, связанных как с языковыми компетенциями, так и навыками широкого применения. Для подготовки подобного выступления учащемуся необходимо продумать цели выступления, собрать и проанализировать информацию по теме, переработать ее и составить текст презентации, продумать визуальный ряд и стилистическое оформление слайдов. С одной стороны, практика использования подобных презентаций доказала свою эффективность: помимо непосредственно развития языковой компетенции учащийся также отрабатывает умение и навыки выступления с презентацией, что является неотъемлемой частью компетенций современного педагога. С другой стороны, повсеместное использование данного формата (начиная со школы) вносит демотивирующий элемент. Более того, учащиеся  склонны перегружать слайды текстом, различными эффектами, иллюстрациями, которые часто не соответствуют цели высказывания. Однако самым существенным недостатком является то, что выступление с презентацией превращается в чтение текста со слайдов, что, очевидно, не отвечает поставленным целям обучения. Презентация в формате PechaKucha как нельзя лучше отвечает этому принципу. Сущность формата заключается в том, что учащемуся необходимо уместить сообщение в 20 слайдов, каждый из которых длится 20 сек., а затем автоматически меняется на следующий слайд. Следовательно, время презентации ограничено 6 мин. 40 сек.

При планировании работы очень важно обратить внимание учащегося на следующие этапы:

 1) выбор темы и постановка цели выступления;

 2) подготовка тезисов выступления;

3) сбор информации и подбор визуального ряда;

4) составление развернутого текста выступления.

Стоит отметить, что учащимся ставится обязательное условие ‒ никакой текстовой опоры. Они должны говорить. Максимум, что они могут сделать – это распечатать слайды, чтобы помнить, в каком порядке они следуют.

Такой формат обладает целым рядом преимуществ.

 Во-первых, это новизна.. Поэтому появляется дополнительная мотивация. Учащимся нравится пробовать что-то новое, особенно если задействованы различные цифровые технологии.

 Во-вторых, упор на использование визуального ряда не дает учащимся возможности перегружать слайды текстом, а следовательно, оказывать демотивирующее влияние. Более того, текст не отвлекает как и самого выступающего от процесса говорения и не переключает его на чтение, так и аудиторию, что позволяет в большей степени включать навыки аудирования у слушателей.

 В-третьих, учащийся развивает и совершенствует критическое и творческое мышление.

Чтобы сделать подобную презентацию, необходима тщательная подготовка: -постановка цели сбор и анализ информации, ее переработка, создание логически выстроенного и структурированного высказывания. Визуальный ряд должен быть подобран таким образом, чтобы подкреплять речь спикера и создавать некий ассоциативный ряд. Последним существенным преимуществом, но при этом не менее важным является развитие коммуникативных навыков. Учащийся должен не просто составить текст выступления таким образом, чтобы он соответствовал иллюстративному материалу, был ясным и четким, он также должен донести свои идеи и мысли до аудитории, быть услышанным и понятым.

 Дополнительными плюсами использования презентаций в формате PechaKucha является ограниченное количество слайдов и строгий лимит времени, студентам не надо думать над оформлением текста (размер и стиль шрифта, применение анимации и эффектов, и т.п.). Более того, развивается умение работать в стрессовых ситуациях. В случае если студент забыл текст, то, не имея опоры на текст, он учится импровизировать, находить выход из создавшейся ситуации, что особенно важно в профессиональной деятельности.

Тем не менее, у формата есть и недостатки. В первую очередь, это трудоемкость. Особенно на первом этапе учащимся требуется довольно большое количество времени, чтобы подготовить такую презентацию, составить текст, выучить его и отрепетировать непосредственно само выступление. Учащимся необходимо четко понимать цели и задачи данного вида работы, понимать, что неудачное использование иллюстративного материала приведет к потере смыслового содержания и вызовет недоумение у аудитории. Однако в дальнейшем на подготовку требуется все меньше и меньше времени, так как заучивание текста становится необязательным, опора на визуальный ряд помогает спикеру представить свою тему, а в случае необходимости ‒ сымпровизировать.

 В заключение стоит отметить, что презентация формата PechaKucha позволяет учащимся  избежать ошибок, которые они склонны совершать, выступая со слайдами Power Point, в частности неумение ясно и четко прокомментировать слайды, неуверенное владение материалом, а как следствие ‒ стремление считать весь текст.

PechaKucha позволяет устранить текст как отвлекающий фактор, давая возможность учащемуся сконцентрировать свое внимание на процессе говорения, таким образом формируя и развивая языковые и речевые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое кредо в формате печа-куча

Пример пед. кредо , представляемого на конкурсе "Учитель года", в формате "печа-куча" .Текстовый материал и презентация....

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися в формате ФГОС. Степанова Алина Александровна Учитель МБОУСШ №72

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фо...

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися в формате ФГОС. Степанова Алина Александровна Учитель МБОУСШ №72

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фо...

Презентация в формате "Печа - куча" "«Изделия  из  теста. ПИЦЦА - нельзя  не  насладиться»

Материал может быть использован на уроках технологии и при подготовке к ним....

Опыт преподавания английского языка в формате дистанционного обучения

Весной 2020 года система образования Российской Федерации столкнулась с трудностями, неизвестными до этого. Образование оказалось на «первой линии фронта».В условиях недопущения распростра...