Использование игровых форм обучения
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Осипова Любовь Михайловна

Во время уроков для привлечения интереса к предмету использование игровых форм позволит донести изучаемый материал, развить творческие способности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых форм обучения на уроке литературы

Слайд 2

Продолжи фразу: Какая басня заканчивается словами: «А ларчик просто открывался»? Какими словами начинается басня «Волк и ягненок»? Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»? У кого Осел предлагал учиться Соловью? Назовите участников «Квартета» Викторина

Слайд 3

Составьте пословицы по заданным словам: Дело-безделье Дружба-служба Лает – кусает Журавль – синица Руки – скуки Труд - лень Пословицы

Слайд 4

Собери пословицу, поговорку На листочках пишутся пословицы, далее ножницами разрезаются так, чтобы на одной части было начало пословицы, а на другой – конец. Карточки перемешиваются. Необходимо соединить листочки в пословицы.

Слайд 5

Необходимо по рисункам назвать соответствующее произведение * басни * сказки А.С.Пушкина * рассказы А.П.Чехова Рисунки

Слайд 6

Изобразить портреты героев из произведения (произведений) Условие: никто, кроме ученика, не должен знать имени героя, которого он рисует. Ученик показывает рисунок, остальные должны угадать героя.

Слайд 7

Известное произведение: Сказки А.Пушкина Рассказы А.Чехова Басни И.Крылова По собственному сценарию Разыграть ситуацию, возникшую в связи с приездом ревизора в современную школу, предприятие и т.п. Исценировка

Слайд 8

На одних карточках написаны имя, фамилия известных писателей, на других – названия произведений этих писателей. Необходимо рассортировать карточки по группам: писатель и его произведения. Знатоки литературы

Слайд 9

Предлагается отрывок из произведения, необходимо назвать автора, произведение, вид рифмовки: Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? Рифмы

Слайд 10

Кроссворды

Слайд 11

В.П.Астафьев « Васюткино озеро»: карта путешествия, памятки идущему в лес, памятка «Если ты заблудился», сообщения о природе. Творческие задания

Слайд 12

Итоговая игра в конце изучения курса

Слайд 13

Термины 10 20 30 40 50 Кто автор? 10 20 30 40 50 Узнай текст 10 20 30 40 50 Герои 10 20 30 40 50 Чьи слова? 10 20 30 40 50 Продолжи строчку 10 20 30 40 50



Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы с темой:

«Использование игровых технологий на уроках литературы»

Осипова Л.М.,

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества. Игра – это интерес и удовольствие.  Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.

Задачи игровых форм обучения заключаются в следующем:

  • сделать  процесс обучения занимательным,
  • создать у детей бодрое рабочее настроение,
  • облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разумно и уместно такие уроки использовать наряду с традиционными формами. Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные  и  психологические.

По характеру педагогического процесса:

 1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

 2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие;

 3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие;

 4 группа -коммуникативные, диагностические, профориентационные

Игра состоит из следующих основных этапов:

  • ориентировочный (для учителя);
  • подготовительный;
  • игровой;
  • заключительный;
  • анализ результатов (рефлексия).

Требования к подбору игр следующие:

  • Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  • Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
  • Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

  • Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.


2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.


3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

 

Я хочу рассказать о тех игровых технологиях, которые я использую на своих уроках.

Викторина (может проводиться при изучении любого произведения. Проверяет уровень осмысленности текста)

Знатоки литературы

  • На одних карточках написаны имя, фамилия известных писателей, на других – названия произведений этих писателей. Необходимо рассортировать карточки по группам: писатель и его произведения.

Рисунки (самая любимая игровая форма у детей)

  • Необходимо по рисункам назвать соответствующее произведение. Можно заранее дать задание нарисовать рисунок по прочитанному произведению.
  • Изобразить портреты героев из произведения (произведений)

Условие: никто, кроме ученика, не должен знать имени героя, которого он рисует.

Ученик показывает рисунок, остальные должны угадать героя.

Инсценировка (можно предложить 2 варианта данной работы)

  • Известное произведение
  • По собственному сценарию: разыграть ситуацию, возникшую в связи с приездом ревизора в современную школу, предприятие и т.п.

Творческие задания

  • В.П.Астафьев «Васюткино озеро»:

карта путешествия, памятки идущему в лес, памятка «Если ты заблудился», сообщения о природе, загадки.

Итоговая игра в конце курса проводится по аналогии со «Своей игрой», в которой предложены категории и количество баллов, которые можно заработать при правильном ответе. Игра командная,  проверяется усвоение материала по всему курсу.

Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

  Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка...

Статья " Использование игровых форм обучения на уроках немецкого языка в школе"

Статья " Использование игровых форм обучения  на уроках немецкого языка в школе" содержит не только теоретический материал  по данному вопросу, но и подборку  игр разных типов для приме...

Развитие познавательной деятельности на уроках математики через использование игровых форм обучения детей с ОВЗ

"Игра  – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности...» (В.А.Сухомлинский).Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами ...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

«Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»

laquo;Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»...

Статья об эффективности использования игровой формы обучения во внеклассной образовательной деятельности при реализации ФГОС

В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование многих универсальных учебных действий....